1 – стопорный штифт; 2 – толкатель; 3 – стопорное кольцо; 4 – грязезащитный чехол; 5 – поршень; 6 – манжета рабочего цилиндра; 7 – пружина; 8 – клапан прокачки; 9 – защитный колпачок; 10 – корпус рабочего цилиндра; 11 – штуцер; 12 – шланг; 13 – соединительная муфта; 14 – трубка; 15 – болт; 16 – корпус цилиндра; 17 – возвратная пружина; 18, 21 – манжеты; 19 – перепускное кольцо; 20 – поршень; | 22 – стопорная скоба; 23 – стопорное кольцо; 24 – толкатель; 25 – грязезащитный чехол; 26 – контргайка; 27 – вилка толкателя; 28 – палец; 29 – стопорное кольцо; 30 – штуцер; 31 – трубка подвода рабочей жидкости; 32 – бачок; 33 – возвратная пружина; 34 – педаль сцепления; 35 – направляющая втулка; 36 – вилка выключения сцепления; 37 – подшипник выключения сцепления; 38 – болт; 39 – нажимной диск в сборе; 40 – ведомый диск |
Сборка
|
Установка
|
Регулировка свободного хода педали сцепления
|
2. Новые материалы в конструкции сцеплений
На сегодняшний день органическая фрикционная композиция - самый распространенный материал. Органические накладки дешевы и неприхотливы, подходят для эксплуатации при малых и средних нагрузках. Такой тип накладок обеспечивает мягкое включение сцепления и плавное начало движения, при этом имеет низкую надежность и износостойкость при жесткой, динамической эксплуатации. Если ресурс заводского сцепления равен 60-160 тыс.км, то при повышенных динамических нагрузках, накладки могут "рассыпаться" уже через 10 тыс.км.
Теплостойкость лучших органических накладок не превышает 2500С, а в большинстве случаев - 2000С, накладки перегреваются - следовательно, запекаются, теряя свой коэффициент трения, и, что еще хуже, растрескиваются и высыпаются.
|
|
Похожий результат менее вероятен с механизмом, ведомый диск которого оснащен накладками из материала FiberTuff. В его состав входят керамический наполнитель, углеродное волокно и кевлар. Это материал разрабатывался как альтернатива органическим основам. По фрикционным качествам эти накладки очень похоже на органические, но обладают повышенной четкостью включения сцепления. Износостойкость накладок FiberTuff в 2-4 раза выше органических. Теплостойкость до 4000С.
Фрикционные накладки из кевларового волокна. Кевларовые сцепления обладают износостойкостью, в 5-10 раз превышающей стойкость к истиранию органических накладок. Накладки получаются долговечными. Они обладают повышенной жаропрочностью и не изнашивают рабочие поверхности маховиков и прижимных дисков. Но при установке требуют грамотного монтажа, а затем обкатки в течение длительного пробега (порядка 10 тыс.км). Теплостойкость кевларовых накладок достигает 3700С.
Экстремальные условия эксплуатации сцепления обусловили появление металлокерамических дисков. Металлокерамика бывает разная: алюминиевая, чугунная для большинства производимых сцеплений применяют металлокерамические накладки, изготовленные на медной основе. Ведомые диски сцепления с этими накладками обладают высоким коэффициентом трения и выдерживают весьма высокие температурные режимы (до 6000С). Они очень популярны в автоспорте и тюнинге, поскольку при равных размерах диска передаваемый крутящий момент может возрасти вдвое. Недостаток таких накладок - их "агрессивность" к сопряженным деталям. Они относительно быстро изнашивают поверхности трения маховика и прижимного диска корзины.
Сцепления на базе углеродных композитов. Главная особенность их в том, что прижимной и ведомый диски, а также сопряженная поверхность маховика тоже выполнены из углерода. Такой триумвират обеспечивает необходимый коэффициент трения (поскольку коэффициент трения углерода по чугуну очень низкий) и максимальную износостойкость. Этот механизм обладает неимоверным температурным пределом (25000С). Долговечность раз в пять выше "органики". Единственный недостаток углеродных сцеплений - их высокая стоимость.
Существуют ведомые диски с тремя, четырьмя, шестью и восьмью сегментами металлокерамической накладки - кнопками - с каждой стороны. Диски в виде трехлучевой звезды с темя кнопками используют в ситуациях, когда требуется передача максимальной мощности при минимальном весе узла. Применяются сугубо в спортивных автомобилях, ибо включаются резко, часто с пробуксовкой ведущих колес. Четырехкнопочные диски имеют форму креста, работают гораздо мягче трехкнопочных и "живут" значительно дольше. Шестикнопочные диски - самые плавные и долговечные из тюнинговых дисков, рекомендуются для кольцевых и раллийных автомобилей. В определенных случаях и для серийных машин.
Восьмисегментные накладки специально для использования на серийных автомобилях, где мощность сцепления и высокотемпературные качества предпочтительней плавности включения сцепления.
Литература:
Электронные ресурсы:
http://amastercar.ru/tuning/transmission_tuning_5.shtml
Контрольные вопросы.
1. Какое рабочее тело в гидроприводе сцепления?
2. Какие фрикционные материалы применяют в дисках сцепления?
3. Какова теплостойкость органических накладок?
4. Какова теплостойкость метало-керамических накладок
Тема 9. Особенности устройства, ТО и ТР КПП.
1. Гидрообъемные трансмиссии.
2. Электрические трансмиссии
|
|
3. Система управления АКП с ГМП и режимы ее работы.
1. Гидрообъемные трансмиссии.
Гидрообъемная трансмиссия состоит из регулируемого гидронасоса и одного или нескольких гидромоторов (регулируемых или нерегулируемых). В случае применения одного гидронасоса и одного гидромотора гидрообъемная передача выполняет только функцию преобразователя момента.
Наиболее часто гидроагрегаты располагают раздельно: насос соединяют с двигателем, а гидромоторы устанавливаются как вне колеса, так и встраиваются в колесо (гидромотор-колесо). В последнем случае высокомоментные гидромоторы могут соединяться с колесом непосредственно. Такая схема удобна для компоновки гидроагрегатов и применяется для многоприводных машин и автопоездов. Регулирование осуществляется обычно путем управления гидронасосом, а потребный диапазон регулирования достигается за счет отключения привода отдельных мостов.
Достоинствами объемных гидропередач являются: бесступенчатое плавное изменение в широком диапазоне эксплуатационных режимов — скорости и тяги; простота компоновки трансмиссии и машины в целом, в том числе и транспортных средств с активными прицепными звеньями; возможность длительной и устойчивой работы под нагрузкой при малых скоростях; облегчение условий работы двигателя и остальных агрегатов трансмиссии за счет надежной защиты от перегрузок и вибраций; простота управления, легкость автоматизации; возможность реверсирования движения и торможения без специальных устройств.
Свободная компоновка гидроагрегатов на машине, а также возможность легкого разветвления мощности путем разветвления гидравлического потока позволяют создавать трансмиссии, наиболее полно удовлетворяющие условиям работы проектируемой машины.
Основными недостатками являются:
§ относительно малый срок службы гидромашин
§ высокая стоимость
Гидрообъемные передачи применяются в тракторостроении, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машинах, а также иногда в автомобилях, особенно в автопоездах высокой проходимости и карьерных самосвалах.
|
|
2. Электрические трансмиссии
Двухрежимная гибридная трансмиссия, разработанная Global Hybrid Cooperation, является полной гибридной системой, способной значительно улучшить топливную экономичность автомобиля без снижения его и движению в тяжёлых дорожных условиях.