Тональность. Параллельные и одноименные тональности

1 Септаккорд – это аккорд состоящий их четырех звуков, расположенных по терциям, крайние звуки которого образуют септиму.

Структура (состав) септаккорда зависит от вида септимы между крайними звуками и вида трезвучия в основании аккорда. Таким образом существует 9 видов септаккордов- 4 больших (большая септима и 4 вида трезвучий), 4 малых и один уменьшенный.

Все возможные виды септаккордов можно построить на ступенях лада. В мажоре:

на I ступени – большой мажорный — ББ7

на II ступени – малый минорный – ММ7

на III ступени – малый минорный – ММ7

на IV — большой мажорный ББ7

на V — малый мажорный МБ7

на VI — малый минорный ММ7

на VII — малый уменьшенный МУм 7, в гармоническом виде – уменьшенный Ум7

На ступенях лада строятся главные и побочные септаккорды- на I, IV и V – тонический Т7, субдоминантовый S7 и доминантовый D7. на побочных – септаккорды второй — II7, третьей —III7, шестой- VI7 и седьмой, вводный- VII7септаккорды.

В учебной практике распространены доминантовый, септаккорд второй ступени и вводные септаккорды.

Доминантовым называется септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора. Звуки или тоны септаккордов получили свое название от интервалов, образующихся между основным звуком и соответствующим тоном – прима, терция, квинта, септима. Поскольку в составD7 входят преимущественно неустойчивые ступени лада, они требуют разрешения в устойчивые. D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной примой (V ст. разрешается в I ст, VII-вIст, II — в I ст IV — в IIIст.)

В отличии от трезвучия септаккорды имеют 3 обращения. Первое обращение – квинтсекстаккорд D6/5 – имеет в основании терцовый тон, строится наVII ступени лада, разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной примой. Второе обращение – терцквартаккорд D4/3 – имеет в основании квинтовый тон, строится на II ступени лада, разрешается в развернутое тоническое трезвучие с удвоенной примой. Третье обращение – секундаккорд D2 – строится на IV ступени, разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.

Иногда D7 разрешается в трезвучие VI ступени. Такое разрешение называется прерванным оборотом.

2 Тональность — это высота лада. Высота мажорного или минорного лада определяется тоникой. Это означает, что всякий раз при проигрывании (пропевании) мелодии на другой высоте в ней меняется тоника или тональность.

Параллельными называются мажорные и минорные тональности, имеющие в натуральном виде одинаковый звуковой состав, и, следовательно –одинаковые ключевые знаки. Но тоники у них разные. Тоникой родственного или параллельного минора является VI ступень мажорного лада. В минорной же тональности III ступень является тоникой параллельного мажора.

В музыкальной практике встречаются тональности, имеющие одинаковую тонику. Но разный лад (Ми-мажор – ми- минор). Такие тональности являются одноименными.

Одно и то же имя они получили благодаря общей тонике; отличие же заключается в разности III, VI иVII ступеней. В мажоре они высокие, в миноре – низкие.

Билет № 8

Септаккорд. Септаккорд второй ступени. Его обращения.

Отклонение, модуляция, сопоставление.

1 Септаккорд – это аккорд состоящий их четырех звуков, расположенных по терциям, крайние звуки которого образуют септиму.

Структура (состав) септаккорда зависит от вида септимы между крайними звуками и вида трезвучия в основании аккорда. Таким образом существует 9 видов септаккордов- 4 больших (большая септима и 4 вида трезвучий), 4 малых и один уменьшенный.

Все возможные виды септаккордов можно построить на ступенях лада. В мажоре:

на I ступени – большой мажорный — ББ7

на II ступени – малый минорный – ММ7

на III ступени – малый минорный – ММ7

на IV — большой мажорный ББ7

на V — малый мажорный МБ7

на VI — малый минорный ММ7

на VII — малый уменьшенный МУм 7, в гармоническом виде – уменьшенный Ум7

На ступенях лада строятся главные и побочные септаккорды- на I, IV и V – тонический Т7, субдоминантовый S7 и доминантовый D7. на побочных – септаккорды второй — II7, третьей —III7, шестой- VI7 и седьмой, вводный- VII7септаккорды.

В учебной практике распространены доминантовый, септаккорд второй ступени и вводные септаккорды.

Септаккорд, построенный на второй, побочной ступени лада называется септаккордом II ступени. В него входят II, IV, VI и I ступени. По своей функциональной принадлежности он относится к субдоминантовой функции.

Септаккорд II ступени строится в натуральном и гармоническом мажоре, а так же в миноре.

Как и любой септаккорд II7 имеет 3 обращения:

— квинтсекстаккорд II6/5 — строится на IV ступени

— терцквартаккорд II4/3 – строится на VI ступени

— секундаккорд II2 — строится на I ступени.

Септаккорд второй ступени разрешается в тонику двумя способами.

Первый способ – это непосредственное разрешение в тонические аккорды. При этом II и IV ступени разрешаются в III (во избежание параллельных квинт), VI – вV, I – на месте.

Таким образом, II7 разрешается в Т5/3 с удвоенной квинтой

II6/5 и II4/3 — в Т6/4 6/4) с удвоенной квинтой

II2 — в Т5/3 с удвоенной квинтой

Второй способ разрешения – это разрешение через D7и его обращения:

II7 через D4/3 в Т5/3

II6/5 через D2 в Т6

II4/3 через D7 в Т

II2 через D6/5 в Т5/3

2 Отклонением называется кратковременный переход в другую тональность с обязательным возвращением в первоначальную тональность.

Модуляция – это переход в новую тональность и завершение в ней произведения.

При совершении отклонения и модуляции используются побочные субдоминанты и доминанты. Побочными называются доминантовые и субдоминантовые аккорды, принадлежащие новой тональности. Чаще всего отклонение и модуляции происходят в тональности первой степени родства.

Сопоставлением называется появление новой тональности без предварительной подготовки. Оно часто встречается в сонатной форме или на границе частей в других формах.

Билет № 9

Септаккорд. Вводные септаккорды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: