Тритоны в натуральных и гармонических ладах

Родственные тональности.

1. Тритоны – это интервалы, содержащие 3 тона. К ним относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Два тритона образуются на ступенях натурального мажора и минора.

— в мажоре: ум.5 – на VII в сочетании с IVступенями

ув.4 – на IV в сочетании с VII ступенью

Ещё два тритона образуются в гармонических ладах:

— в гармоническом мажоре ум.5 – на II в сочетании с VI

ув.4 — на VI в сочетании со II

— в гармоническом миноре ум.5 – на VII в сочетании с IV

ув.4 – на IV в сочетании с VII

Так как тритоны состоят из неустойчивых ступеней, они обязательно требуют разрешения в устойчивые. Разрешение тритонов происходит по основному тяготению,

IV в III, VII в I. Но в тритонах с сочетанием II и VIступенями II разрешается в III во избежание параллельных квинт. Таким образом тритоны разрешаются: ув4 в сексту, ум5 – в терцию.

2 Все мажорные и минорные тональности образуют группы родственных в гармоническом отношении тональностей. Родственными считаются те тональности, тонические трезвучия которых строятся на ступенях данного лада. Наиболее родственные связи имеют тональности первой степени родства. Для исходной основной тональности они определяются следующим образом:

— параллельная тональность

— тональность субдоминанты и ее параллель

— тональность доминанты и ее параллель

Из них – параллельная тональность содержит такое же количество знаков, остальные отличаются от исходной на один ключевой знак.

Существует и шестая родственная тональность, тоническое трезвучие которой находится в гармоническом ладу, а именно: — для мажора тональность минорной субдоминанты

— для минора – мажорной доминанты.

Эти тональности отличаются от основной на 4 ключевых знака.

Таким образом для мажора родственными являются:

— тональность параллельного минора

— тональность субдоминанты

— тональность параллельной субдоминанте

— тональность доминанты

— тональность параллельной доминанте

— тональность минорной субдоминанты.

Для минора родственными являются:

— тональность параллельного мажора

— тональность субдоминанты

— тональность параллельной субдоминанте

—тональность доминанты

— тональность параллельной доминанте

— тональность мажорной доминанты.

Билет № 4

Характерные интервалы.

Три вида мажора. Дважды гармонический мажор

1. На ступенях гармонического минора и мажора встречаются интервалы характерные(свойственные) только для этих ладов. Характерными называются интервалы, встречающиеся только в гармонических ладах.

Всвязи с понижением VI ступени в гармоническом мажоре образуются следующие интервалы:

— ув2 – на VI пониженной в сочетании сVII ступенью

— ум7 – на VII в сочетании с VI пониженной ступенью

— ув5 – на VI пониженной ступени в сочетании сIII ст

-ум4 – на III в сочетании с VI пониженной ступенью.

В связи с повышением VII ступени в гармоническом миноре образуются следующие характерные интервалы:

— ув2 – на VI в сочетании с VII повышенной ступенью

— ум7 – на VII повышенной в сочетании с VI ступенью

-ув5 – на III в сочетании с VII повышенной ступенью

— ум4 – на VII повышенной в сочетании с III ступенью

Так как характерные интервалы являются неустойчивыми, они требуют разрешения в устойчивые ступени лада. Разрешение происходит по основному тяготению неустойчивых ступеней в устойчивые- ув2 разрешается в ч4, ум7 – в ч5; ув5 – в сексту, ум4 – в терцию (в зависимости от лада).

2 Мажорным называется лад, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие. Звуки лада называются – ступени. Каждая ступень имеет свое название:

I ступень – тоника (Т)

II — нисходящий вводный звук

III -медианта (середина)

IV — субдоминанта (S)

V — доминанта(D)

VI — субмедианта

VII — восходящий вводный звук

Строение натурального мажорного лада — тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Существеет 3 вида мажора – натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный – это лад без изменений, в гармоническом – понижается VI ступень, в мелодическом – в восходящем движении изменений нет, в нисходящем – понижаются VI и VII ступени.

Дважды гармонические лады – это лады с двумя увеличенными секундами. В дважды гармоническом мажоре понижаются II и VIступени, в связи с этим ув2 образуется между II пониженной и III ступенями, а также между VIпониженной и VII ступенями.

Билет №5

Классификация аккордов. 4 вида трезвучий. Обращение трезвучий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: