Задания для дистанционного обучения по предмету «Теория музыки» 7 класс ДООП
Связаться с преподавателем можно по следующим каналам:
Сотовый телефон и WhatsApp 8-905-308-66-53
Личные сообщения ВКонтакте
Электронная почта: ntg1801@rambler.ru
Пишите, звоните, отправляйте удобным вам способом.
Преподаватель: Наливкина Т.Г.
Дата: 21.04.2020 г. (время – 18.45)
Тема урока: Подготовка к выпускному экзамену.
Содержание урока:
Все задания, которые необходимо строить (1,2, 5), выполняйте письменно.
Билет № 3
1.Петь в тональности Des dur: 3 вида мажора, хар. интервалы, тритоны
2.Петь от звука «des»: м7, б6, ч5; М6, Б64, Ув53, Д7
3.Петь наизусть: № 72, стр. 44
4.Петь с аккомпанементом:
5.Сыграть последовательность аккордов: № 5
Домашнее задание: Письменные задания фотографируете и отправляете мне.
Дата: 24.04.2020 г. (время – 18.10)
Тема урока: Подготовка экзаменационного билета № 4
Содержание урока:
Все задания, которые необходимо строить (1,2, 5), выполняйте письменно.
Билет № 4
1.Петь в тональности b moll: 3 вида минора, хар. интервалы, тритоны
|
|
2.Петь от звука «b»: б3, ч4, ч5; М 53, Б6, Ум53, Д2
3.Петь наизусть: № 76, стр. 45
4.Петь с аккомпанементом:
5.Сыграть последовательность аккордов: № 2
Домашнее задание: Письменные задания фотографируете и отправляете мне.
ОТВЕТЫ
На экзаменационные билеты
По теории музыки
Для учащихся выпускных классов ДМШ
БИЛЕТ №1
Интервал. Простые интервалы, их обращения.
Кварто-квинтовый круг тональностей.
1 Интервалом называется созвучие из двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Если звуки интервала взяты одновременно – он называется гармоническим, если последовательно – мелодическим. В зависимости от направления мелодический интервал может быть восходящим или нисходящим.
Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.
Простыми называются интервалы, образующиеся в пределах октавы.
Название интервала зависит от того, сколько ступеней он охватывает:
прима (1)
секунда (2)
терция (3)
кварта (4)
квинта (5)
секста (6)
септима (7)
октава (8)
Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величину. Количественная величина показывает сколько ступеней охватывает данный интервал; качественная – сколько тонов и полутонов.
По качественной величине интервалы бывают чистыми, малыми, большими, увеличенными и уменьшенными. К чистым интервалам относятся – прима, октава, кварта и квинта. К большим и малым – секунды, терции сексты и септимы.
Увеличенными и уменьшенными являются тритоны. Хотя теоретически любой интервал может быть увеличенным, уменьшенным, дважды увеличенным и уменьшенным и т.д.
|
|
Все интервалы имеют свои обращения. Обращением называется октавная перестановка звуков интервала, после чего основание становится вершиной а вершина – основанием.
Простые интервалы имеют два способа обращения. Первый-перенос нижнего звука на октаву вверх, при этом вершина остается на месте; второй – вершина переносится на октаву вниз а основание остается на месте. В результате октавной перестановки интервалы обращаются:
прима в октаву 1———8 октава в приму
секунда в септиму 2———7 септима в секунду
терция в сексту 3———6 секста в терцию
кварта в квинту 4———5 квинта в кварту
малые интервалы обращаются в большие, большие в малые;
чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные, уменьшенные в увеличенные.
По своему звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы.
Консонансами называются интервалы, звучащие мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом. Консонансы бывают: весьма совершенные – ч1, ч8
чисто совершенные – ч4, ч5
несовершенные – терции и сексты
Диссонансы – это интервалы, звучащие резко, звуки которых не сливаются друг с другом- это секунды, септимы и тритоны.
2 Кварто-квинтовым кругом называется условный круг тональностей, в котором по чистым квинтам вверх или по чистым квартам вниз от «до» расположены все диезные тональности, а по чистым квинтам вниз или по чистым квартам вверх – все бемольные.
C(a)
F (d) 1 G (e)1
B(g)2 D (h)2
Es (c)3 A (fis) 3
As (f) 4 E (cis) 4
H(gis) 5
Cis (ais) 7 Fis(dis) 6 Ces (as) 7
Des (b) 5 Ges (es) 6
Теоретически движение в сторону бемолей и в сторону диезов может продолжаться до бесконечности, что приводит к двойным, тройным и т.д. знакам. Поскольку на практике подобные тональности не используются, то своеобразное замыкание круга происходит на тональностях, энгармонически равных звуку «до». Именно поэтому принцип расположения тональностей по квартам и квинтам называется «кругом».
Таким образом в музыке встречаются всего 30 тональностей. На примере кварто-квинтового круга можно увидеть 3 пары энгармонически равных тональностей:
Des = Cis Ges = Fis Ces = H
b = ais es = dis as = gis
Расположение тоник одноименных диезных и бемольных тональностей по полутонам от звука «до» до звука «си» образует двенадцатитоновую систему, которая включает всего 24 тональности, отличающиеся по высоте. Две энгармонические тональности засчитываются за одну и могут взаимозаменять друг друга. Таким образом, несмотря на то, что в музыкальной практике имеется 30 тональностей, система звуковысотных соотношений включает в себя 24 тональности, не совпадающие по звучанию.
БИЛЕТ №2
Составные интервалы. Их обращения.
Альтерированниая и хроматическая гамма.
1. Интервал – это созвучие из двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Различаются простые и составные интервалы. Простые – это интервалы в пределах октавы.
Составные интервалы образуются от прибавления октавы к простым интервалам. Названия интервала зависти от количества ступеней, которое он охватывает:
Нона 9 – секунда + октава
Децима 10 — терция + октава
ундецима 11 – кварта + октава
дуодецима 12 – квинта+ октава
терцдецима 13 — секста+ октава
квартдецима 14 – септима + октава
квинтдецима 15 – октава+ октава
Обращение интервала образуется от перестановки вершины и основания интервала.
Возможны 3 способа обращения составных интервалов:
— перенос основания на две октавы вверх
— перенос вершины на две октавы вниз
— перенос обоих звуков на октаву во встречном направлении
В результате перестановки звуков интервала:
нона обращается в септиму
децима в сексту
ундецима в квинту
дуодецима в кварту
терцдецима в терцию
|
|
квартдецима в секунду
квинтдецима в приму
Таким образом, простые интервалы обращаются в простые, составные интервалы обращаются тоже в простые.
2 Все ступени натуральных ладов и интервальное соотношение между ними называется диатоникой. Хроматизмом называется полутоновое изменение звука или ступени лада, в результате которого образуются звуки, не входящие в семиступенную диатонику.
В отличии от хроматизма, явление альтерации рассматривается только в условиях лада.
Альтерацией называется полутоновое повышение или понижение неустойчивых ступеней лада, способствующие усилению их тяготения в устойчивые. В результате альтерации можно изменить лишь те ступени, которые отстоят от устойчивых на целый тон.
В результате этого в мажорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются II и IVступени; в нисходящем движении понижаются VI и II ступени. В минорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются IV и VIIступени, в нисходящем – понижаются IV и IIступени.
Хроматической называется гамма, построенная по полутонам. В мажоре полутоновое соотношение между III — IVи VII—I ступенями остается без изменения. В восходящем движении все ступени повышаются кроме VI, вместо неё понижается а затем восстанавливается VII. В нисходящем движении все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается а затем восстанавливается IV.
В миноре полутоновое соотношение между II — III иV—VI сохраняется без изменения.
В восходящем движении все ступени повышаются,кроме I, вместо неё понижается а затем восстанавливается II.
В нисходящем движении хроматическая минорная гамма строится как одноименная мажорная, поэтому перед соответствующими нотами следует поставить знаки одноименной тональности.
Билет № 3