Альтерированниая и хроматическая гамма

Задания для дистанционного обучения по предмету «Теория музыки» 7 класс ДООП

Связаться с преподавателем можно по следующим каналам:

Сотовый телефон и WhatsApp 8-905-308-66-53

Личные сообщения ВКонтакте

Электронная почта: ntg1801@rambler.ru

Пишите, звоните, отправляйте удобным вам способом.

Преподаватель: Наливкина Т.Г.

 

Дата: 21.04.2020 г. (время – 18.45)

Тема урока: Подготовка к выпускному экзамену.

Содержание урока:

Все задания, которые необходимо строить (1,2, 5), выполняйте письменно.

Билет № 3

 1.Петь в тональности Des dur: 3 вида мажора, хар. интервалы, тритоны

 2.Петь от звука «des»: м7, б6, ч5; М6, Б64, Ув53, Д7

 3.Петь наизусть: № 72, стр. 44

 4.Петь с аккомпанементом:

 5.Сыграть последовательность аккордов: № 5

 

Домашнее задание: Письменные задания фотографируете и отправляете мне.

Дата: 24.04.2020 г. (время – 18.10)

 

Тема урока: Подготовка экзаменационного билета № 4

Содержание урока:

Все задания, которые необходимо строить (1,2, 5), выполняйте письменно.

  Билет № 4

 1.Петь в тональности b moll: 3 вида минора, хар. интервалы, тритоны

 2.Петь от звука «b»: б3, ч4, ч5; М 53,  Б6, Ум53, Д2

 3.Петь наизусть: № 76, стр. 45

 4.Петь с аккомпанементом:

5.Сыграть последовательность аккордов: № 2

 

Домашнее задание: Письменные задания фотографируете и отправляете мне.

 

ОТВЕТЫ

На экзаменационные билеты

По теории музыки

Для учащихся выпускных классов ДМШ

БИЛЕТ №1

Интервал. Простые интервалы, их обращения.

Кварто-квинтовый круг тональностей.

1 Интервалом называется созвучие из двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Если звуки интервала взяты одновременно – он называется гармоническим, если последовательно – мелодическим. В зависимости от направления мелодический интервал может быть восходящим или нисходящим.

Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.

Простыми называются интервалы, образующиеся в пределах октавы.

Название интервала зависит от того, сколько ступеней он охватывает:

прима (1)

секунда (2)

терция (3)

кварта (4)

квинта (5)

секста (6)

септима (7)

октава (8)

Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величину. Количественная величина показывает сколько ступеней охватывает данный интервал; качественная – сколько тонов и полутонов.

По качественной величине интервалы бывают чистыми, малыми, большими, увеличенными и уменьшенными. К чистым интервалам относятся – прима, октава, кварта и квинта. К большим и малым – секунды, терции сексты и септимы.

Увеличенными и уменьшенными являются тритоны. Хотя теоретически любой интервал может быть увеличенным, уменьшенным, дважды увеличенным и уменьшенным и т.д.

Все интервалы имеют свои обращения. Обращением называется октавная перестановка звуков интервала, после чего основание становится вершиной а вершина – основанием.

Простые интервалы имеют два способа обращения. Первый-перенос нижнего звука на октаву вверх, при этом вершина остается на месте; второй – вершина переносится на октаву вниз а основание остается на месте. В результате октавной перестановки интервалы обращаются:

прима в октаву 1———8 октава в приму

секунда в септиму 2———7 септима в секунду

терция в сексту 3———6 секста в терцию

кварта в квинту 4———5 квинта в кварту

малые интервалы обращаются в большие, большие в малые;

чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные, уменьшенные в увеличенные.

По своему звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы.

Консонансами называются интервалы, звучащие мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом. Консонансы бывают: весьма совершенные – ч1, ч8

чисто совершенные – ч4, ч5

несовершенные – терции и сексты

Диссонансы – это интервалы, звучащие резко, звуки которых не сливаются друг с другом- это секунды, септимы и тритоны.

2 Кварто-квинтовым кругом называется условный круг тональностей, в котором по чистым квинтам вверх или по чистым квартам вниз от «до» расположены все диезные тональности, а по чистым квинтам вниз или по чистым квартам вверх – все бемольные.

C(a)

F (d) 1 G (e)1

B(g)2 D (h)2

Es (c)3 A (fis) 3

As (f) 4 E (cis) 4

H(gis) 5

Cis (ais) 7 Fis(dis) 6 Ces (as) 7

Des (b) 5 Ges (es) 6

Теоретически движение в сторону бемолей и в сторону диезов может продолжаться до бесконечности, что приводит к двойным, тройным и т.д. знакам. Поскольку на практике подобные тональности не используются, то своеобразное замыкание круга происходит на тональностях, энгармонически равных звуку «до». Именно поэтому принцип расположения тональностей по квартам и квинтам называется «кругом».

Таким образом в музыке встречаются всего 30 тональностей. На примере кварто-квинтового круга можно увидеть 3 пары энгармонически равных тональностей:

Des = Cis Ges = Fis Ces = H

b = ais es = dis as = gis

Расположение тоник одноименных диезных и бемольных тональностей по полутонам от звука «до» до звука «си» образует двенадцатитоновую систему, которая включает всего 24 тональности, отличающиеся по высоте. Две энгармонические тональности засчитываются за одну и могут взаимозаменять друг друга. Таким образом, несмотря на то, что в музыкальной практике имеется 30 тональностей, система звуковысотных соотношений включает в себя 24 тональности, не совпадающие по звучанию.

БИЛЕТ №2

Составные интервалы. Их обращения.

Альтерированниая и хроматическая гамма.

1. Интервал – это созвучие из двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Различаются простые и составные интервалы. Простые – это интервалы в пределах октавы.

Составные интервалы образуются от прибавления октавы к простым интервалам. Названия интервала зависти от количества ступеней, которое он охватывает:

Нона 9 – секунда + октава

Децима 10 терция + октава

ундецима 11 – кварта + октава

дуодецима 12 – квинта+ октава

терцдецима 13 — секста+ октава

квартдецима 14 – септима + октава

квинтдецима 15 – октава+ октава

Обращение интервала образуется от перестановки вершины и основания интервала.

Возможны 3 способа обращения составных интервалов:

— перенос основания на две октавы вверх

— перенос вершины на две октавы вниз

— перенос обоих звуков на октаву во встречном направлении

В результате перестановки звуков интервала:

нона обращается в септиму

децима в сексту

ундецима в квинту

дуодецима в кварту

терцдецима в терцию

квартдецима в секунду

квинтдецима в приму

Таким образом, простые интервалы обращаются в простые, составные интервалы обращаются тоже в простые.

2 Все ступени натуральных ладов и интервальное соотношение между ними называется диатоникой. Хроматизмом называется полутоновое изменение звука или ступени лада, в результате которого образуются звуки, не входящие в семиступенную диатонику.

В отличии от хроматизма, явление альтерации рассматривается только в условиях лада.

Альтерацией называется полутоновое повышение или понижение неустойчивых ступеней лада, способствующие усилению их тяготения в устойчивые. В результате альтерации можно изменить лишь те ступени, которые отстоят от устойчивых на целый тон.

В результате этого в мажорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются II и IVступени; в нисходящем движении понижаются VI и II ступени. В минорной альтерированной гамме в восходящем движении повышаются IV и VIIступени, в нисходящем – понижаются IV и IIступени.

Хроматической называется гамма, построенная по полутонам. В мажоре полутоновое соотношение между III — IVи VII—I ступенями остается без изменения. В восходящем движении все ступени повышаются кроме VI, вместо неё понижается а затем восстанавливается VII. В нисходящем движении все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается а затем восстанавливается IV.

В миноре полутоновое соотношение между II — III иV—VI сохраняется без изменения.

В восходящем движении все ступени повышаются,кроме I, вместо неё понижается а затем восстанавливается II.

В нисходящем движении хроматическая минорная гамма строится как одноименная мажорная, поэтому перед соответствующими нотами следует поставить знаки одноименной тональности.

Билет № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: