Три вида минора. Дважды гармонический минор

1 Аккордом называется созвучие из трех и более звуков, которые расположены по терциям. Аккорды имеют свою классификацию: трезвучие, септаккорд, нонаккорд ит.д.

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Название других аккордов зависит от интервала между крайними звуками.

Звуки трезвучия, начиная от основания называются – прима, терция, квинта.

Различают 4 вида трезвучий:

мажорное Б5/3 = б3+м3

минорное М5/3 = м3+б3

увеличенное Ув5/3=б3+б3

уменьшенное Ум5/3= м3+м3

Каждое трезвучие имеет 2 вида обращений. Первое обращение называется секстаккорд.

Оно образуется от переноса примы трезвучия на октаву вверх. В основании секстаккорда лежит терцовый тон.

Второе обращение – квартсекстаккорд — образуется от переноса примы и терции на октаву вверх. В основании квартсекстаккорда лежит квинтовый тон.

Обращения трезвучий имеют следующий интервальный состав:

— мажорный секстаккорд — Б6= м3+ч4

— мажорный квартсекстаккорд – Б6/4= ч4+б3

— минорный секстаккорд -М6=б3+ч4

— минорный квартсекстаккорд — М6/4=ч4+м3

Увеличенные и уменьшенные трезвучия так же имеют свои обращения.

2 Минорным называется лад, устойчивые ступени которого образуется минорное трезвучие. Звуки лада называются ступенями. Каждая ступень лада имеет название:

I ступень – тоника (t)

II — нисходящий вводный звук

III — медианта (середина)

IV — субдоминанта (s)

V — доминанта (d)

VI — субмедианта

VII — восходящий вводный звук

Строение натурального минора – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Существует 3 вида минора – натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный — это лад без изменений; в гармоническом повышается VII ступень;

в мелодическом – в восходящем движении повышаются VI и VII ступени, в нисходящем – знаки повышения отменяются и он звучит как натуральный.

Дваждыгармонический минор – это лад с двумя увеличенными сеукндами. В нем повышаются IV иVII ступени, в связи с этим увеличенные секунды образуются между III и IV ступенями, а так же между VI и VII ступенями.

Билет № 6

Главные и побочные ступени и трезвучия лада, их обращения. Кадансовый квартсекстаккорд.

Старинные семиступенные лады. Пентатоника.

1 На всех ступенях мажорного и минорного лада можно построить трезвучия. Названия их зависит от того, на каких ступенях они построены. Главными ступенями лада являются I, IV и V ступени, трезвучия,построенные на этих ступенях так же являются главными:

— на I ступени – тоническое (Т5/3)

— на IV ступени – субдоминантовое (S5/3)

— на V ступени – доминантовое (D5/3).

Каждое трезвучие имеет свое функциональное значение.

Тоника- обычно начинает музыкальное развитие и заканчивает его.

Субдоминаната – это развитие, движение, уводящее от тоники. Значит, субдоминанта – неустойчивая функция.

Доминанта – обладает наибольшей неустойчивостью и ярче субдоминанты направлена к тонике. Именно после доминантовой неустойчивой функции наступает ожидаемая устойчивая тоника.

Если I, IV и V ступени являются главными, то остальные ступени лада – побочными.

В зависимости от того, какие тоны главных трезвучий находятся в составе тех или иных побочных трезвучий, определяется функциональная направленность побочных трезвучий.

— к тонической группе аккордов относятся трезвучия III и VI ступеней

— к субдоминантовой – трезвучия II и VI ступенй

— к доминантовой – трезвучия III и VII ступеней.

Главные трезвучия лада имеют свои обращения:

— тонический секстаккорд T6 – строится на IIIступени

— тонический квартсекстакорд Т6/4 – на V ступени

-субдоминантовы секстаккорд S6 — на VI ступени

— субдоминантовый квартсекстаккорд S6/4– на Iступени

— доминантовый секстакорд D6 — на VII ступени

— доминантовый квартсекстаккорд D6/4 – на IIступени.

Обрашения этих аккордов используются в аккордовых последовательностях (при этом доминантовые аккорды в миноре строятся в гармоническом виде)

Кадансовым6/4), то есть встречающимся в каденции, называется тонический квартсекстаккорд, который предшествует доминантовой гармонии и способствует еще более прочному утверждению заключительной тоники.

2 Общепринятые мажорный и минорный лады появились в музыкальной теории и практике не сразу. Прежде чем обрести свой окончательный вид, они прошли длительный, многовековой путь развития. Им предшествовали старинные, или древнегреческие лады, получившие названия по историческим областям, например- дорийски лад – Дориды в древней Греции, фригийский и лидийский – Фригия и Лидия в Малой Азии. Таким образом, в музыке существуют старинные пяти и семиступеннные народные лады.

Различаются лады мажорного и минорного наклонения.

Лады мажорного наклонения: — ионийский – совпадает с натуральным мажором

лидийский — лад с повышенной IV ступенью

миксолидийский – лад с пониженной VIIступенью

Лады минорного наклонения: — эолийский – совпадает с натуральным минором

фригийский – лад с пониженной II ступенью

дорийский – лад с повышенной VI ступенью.

Несмотря на то, что семиступенные лады имеют древнее происхождение, они сохранились в музыке многих народов, а так же находят применение в произведениях европейских и русских композиторов.

Кроме семиступенных ладов в музыке существуют и пятиступенные лады.

Пятиступенный лад называется пентатоникой.

Пентатоника зародилась в Китае. Особенностью этого лада является отсутствие полутонов в его звуковом составе. Пентатоника встречается преимущественно в народной музыке (чаще тюркоязычной), но также ее можно услышать в произведениях профессиональных композиторов.

Различают мажорную и минорную пентатонику.

В мажорной исключаются IV и VII ступени; в минорной – II и VI ступени.

Билет №7

Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: