Особые виды ритмического деления

1 Кроме слоговых названий звуков в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.

В период раннего средневековья, в первоначально установившемся варианте этой системы диатонический звукоряд состоял из двух певческих октав: от ля большой октавы до ля первой октавы. Звукоряд этой системы выглядел так:

A B C D E F G A

ля си до ре ми фа соль ля

бемоль

Позднее звук си стал обозначаться буквой H. Семь основных ступеней обозначаются следующим образом: C D E F G A H

До ре ми фа соль ля си

Для обозначения знаков к буквам прибавляются слоги: диез – is, бемоль – es

дубль-диез – isis, дубль-бемоль – eses. Исключения составляют си-бемоль — b,

ми-бемоль –es и ля-бемоль – as.

Мажор обозначается – dur, минор – moll; например-D—dur, e—moll.

2 Метром называется равномерное чередование сильныхи слабых долей.

Цифровое выражение метра называется размером. Размер записывается в виде дроби, в которой числитель указывает на количество долей, а знаменатель – на длительность этих долей.

Метры и размеры бывают: — простые – с одной сильной долей в такте

— сложные – состоят из двух и более простых однородных размеров

-переменные – метр изменяется на протяжении всего произведения

Ритмом в музыке называется чередование звуков различной продолжительности. Для записи ритма существуют длительности.

Для увеличения длительности нот используются следующие знаки:

— лига, соединяющая две одинаковые по высоте ноты – в этом случае длительность равна сумме этих двух нот;

— точка, справа от ноты – удлинняет длительность ноты на ее половину, образует пунктирные ритмы

— фермата — знак, обозначающий произвольное увеличение длительности

Деление длительностей может быть основным (на два) и особым.

Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на 3, 4, 5 и

более частей – триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль и т.д.

Группировкой называется объединение длительностей в группы, что выражается в нотной записи в виде общего ребра. В простых размерах каждая доля должна представлять отдельную группу. В сложных и смешанных размерах в такте имеется столько групп, сколько в нем простых размеров. Особым правилам подчиняется группировка длительностей в вокальной музыке:

1) если один слог текста приходится на один звук, то каждая нота записывается отдельной длительностью

2) если на один слог приходится несколько звуков, то группировка внутри этого слога подчиняется общим правилам, а все ноты, приходящиеся на данный слог, объединяются общей лигой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: