Энгармонизм звуков, интервалов, тональностей

1 Септаккорд – это аккорд состоящий их четырех звуков, расположенных по терциям, крайние звуки которого образуют септиму.

Структура (состав) септаккорда зависит от вида септимы между крайними звуками и вида трезвучия в основании аккорда. Таким образом существует 9 видов септаккордов- 4 больших (большая септима и 4 вида трезвучий), 4 малых и один уменьшенный.

Все возможные виды септаккордов можно построить на ступенях лада. В мажоре:

на I ступени – большой мажорный — ББ7

на II ступени – малый минорный – ММ7

на III ступени – малый минорный – ММ7

на IV — большой мажорный ББ7

на V — малый мажорный МБ7

на VI — малый минорный ММ7

на VII — малый уменьшенный МУм 7, в гармоническом виде – уменьшенный Ум7

На ступенях лада строятся главные и побочные септаккорды- на I, IV и V – тонический Т7, субдоминантовый S7 и доминантовый D7. на побочных – септаккорды второй — II7, третьей —III7, шестой- VI7 и седьмой, вводный- VII7септаккорды.

В учебной практике распространены доминантовый, септаккорд второй ступени и вводные септаккорды.

Как известно, седьмая ступень лада называется вводным звуком, именно поэтому септаккорд, построенный на VII ступени, называется вводным. Различают два вводных септаккорда – малый вводный и уменьшенный вводный.

Малый вводный строится в натуральном мажоре, его крайние звуки образуют малую септиму. Уменьшенный вводный – строится в гармонических видах мажора и минора и его крайние звуки образуют уменьшенную септиму. Вводный септаккорд относится к доминантовой группе аккордов, поскольку в его состав входят три звука отD7 –VII, II и IV ступени.

В состав вводного септаккорда входят все неустойчивые ступени лада. Однако, при этом следует помнить, что по законам музыкальной гармонии недопустимо движение параллельными квинтами. При разрешении вводных септаккордов могут возникнуть именно такие квинты, поэтому VIIи II ступени разрешаются в III и I, IV и VI — вIII и Vступени.

В результате такого разрешения образуется тоническое трезвучие с удвоенной терцией.

Как и любой септаккорд вводные септаккорды имеют 3 обращения:

— квинтсекстаккорд – (ум) VII6/5— строится на IIст.

— терцквартаккорд — (ум) VII4/3 – строится на IVст.

— секундаккорд (ум) VII2 — строится на VI ст.

Вводные септаккорды разрешаются в тонику двумя способами. Первый способ – это непосредственное разрешение в тонику: — (ум)VII7 – в Т5/3 с удвоенной терцией

— (ум)VII6/5 и (ум)VII4/3 — в Т6 с удвоенной терцией

(ум)VII2 – в Т6/46/4) с удвоенной терцией

Второй, внутрифункциональный способ (оба аккорда относятся к доминантовой группе)

— это разрешение вводных септаккордов через D7 и его обращения:

(ум)VII7 – через D6/5 в Т5/3

(ум) VII6/5 – через D4/3 в Т5/3

(ум)VII4/3 — через D2 в Т6

(ум)VII2 — через D7 в Т

2 Энгармонизмом называется равенство по звучанию, но отличие по названию и обозначению. Энгармонически равными могут быть интервалы, аккорды и тональности.

Каждый звук имеет две энгармонические замены, то тесть у каждого звука всего 3названия, кроме «ля-бемоль» и «соль-диез», имеющих два названия.

Интервалы, так же могут быть энгармонически заменены. Существует два способа энгармонической замены:

1) с заменой обоих звуков, при этом первоначальный интервал (модель) не изменяется

2) с энгармонической заменой обоих звуков интервала, при этом первоначальное название интервала меняется.

Энгармонически равными называются тональности, все ступени которых энгармонически равны. В этом случае бемольные тональности заменяются диезными, диезные – бемольными. В музыкальной практике употребляются три пары энгармонически равных тональностей:

Cis = Des Fis = Ges H = Ces

ais = b dis = es gis = as

Билет № 10

Буквенное обозначение звуков и тональностей.

Метр, размер. Ритм. Группировка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: