Профессиональная компетентность выпускника колледжа как основа профессионального обучения

Изменения, происходящие сегодня в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов в образовательной политике. Сегодня, как известно, более востребованы те специалисты, которые способны эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях. Поэтому цель профессионального образования – не только научить молодого человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Компетентностный подход в обучении предполагает не усвоение обучающимися отдельных знаний и умений, а овладение ими в комплексе, поэтому подготовка специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности предполагает интенсивное вовлечение обучающихся в практическую деятельность [8].

Проблема компетентности изучается отечественными учеными, начиная с 90-х гг. XX в. В педагогике данная категория рассматривается как производный компонент «общекультурной компетентности» (Н. Розов, Е.В. Бондаревская); «уровень образованности специалиста» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова); системное явление, включающее знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие выполнение им собственных профессиональных обязанностей (Т.Г. Браже, Н.И. Запрудский) [8].

Таким образом, компетентность рассматривают в педагогике через такие составляющие как: вид деятельности (организационно-методическая деятельность, деятельность личности или профессионально-предметная деятельность и др.); уровень профессионализма; различные профессиональные характеристики, свойства, наполненные предметным содержанием.

Само понятие «компетентность» происходит от латинского слова competens и означает «знающий, осведомленный в определенной области».

 По словам Ж. Перре, «быть компетентным – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт» [17].

В науке «компетентность» выступает как характеристика обладания знаниями, позволяющими высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Компетентный – это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям делать или решать что-либо, судить о чем-либо. При этом компетентность следует понимать не просто как некий внешний уровень умений и знаний специалиста, а как систему знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих продуктивную реализацию алгоритма деятельности, как сложную интегральную характеристику, имеющую, наряду с внешними параметрами (качество полученного продукта деятельности специалиста), систему внутренних, психологических по смыслу параметров профессиональной деятельности [11].

Профессиональная компетентность—это интегральная,проявленная в деятельности (ситуации) характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за её результаты.

Это реализованная в деятельности профессиональная компетенция. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.

Профессиональная компетенция—это потенциальная активность,готовность и стремление личности к продуктивной профессиональной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты.

Профессиональные компетенции делятся на две подгруппы: общепрофессиональные и специальные. Если общепрофессиональная компетентность характеризуется накоплением компетенций общей направленности в различных видах деятельности, то специальная компетентность определяется специфическими для данной профессии компетенциями.

Состав профессиональных компетенций основывается на видах деятельности и профессиональных действиях, формируемых и развивающихся в процессе освоения профессиональных дисциплин на трех уровнях (базовый, продуктивный, творческий) с учетом применения видов работы (репродуктивная, частично-поисковая, поисковая), основанных на познавательных процессах. Разбиение на уровни: базовый, продуктивный творческий предполагает учет индивидуальных характеристик обучающихся как субъекта учебного процесса при его взаимодействии с преподавателем и другими обучающимися. При таком подходе создается ситуация успеха для каждого и, как следствие, появляется возможность в осуществлении перехода с базового уровня на более продвинутый уровень.

Таким образом, контроль формирования профессиональных компетенций у обучающихся должен носить системный характер и включать планирование, организацию и проведение контрольно-оценочных мероприятий по всем учебным дисциплинам, и об этом речь пойдёт в следующем параграфе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: