Задачу необходимо расписать, сравнивая с нормативами в таблице и предложить меры по улучшению ситуации

По дисциплине: Гигиена и экология человека.

Раздел 3. Гигиена воды и водоснабжение населённых мест.

Тема: Гигиена воды. Источники водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика.

 

1. Цель занятия:

Знать:

·    Гигиенические требования к органолептическим показателям питьевой воды.

· Гигиенические требования к химическому составу питьевой воды.

· Гигиенические требования к качеству воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.

· Физиологическую роль, хозяйственно-бытовое и санитарно-гигиеническое значение воды.

Уметь:

· Определять и оценивать органолептические свойства питьевой воды:

 вкус (привкус)

 запах

 цветность

 прозрачность

 мутность

· Давать гигиеническую оценку воды различных источников водоснабжения:

 атмосферной (дождевая, талая); 

 из подземных источников (артезианская, колодезная);

из поверхностных источников (речная, озерная, прудовая).

· Выявлять причины возникновения эндемических и эпидемических заболеваний, обусловленных водным путем.

 

План:

1.Повторить лекционный материал Раздел 3. Гигиена воды и водоснабжение населённых мест. (лекции и учебник В.И Архангельского Гигиена и экология человека.

2.Рещить согласно инструкции ситуационные задачи.

 

 

Таблицы для решения ситуационных задач:

Таблица 1-Органолептические показатели питьевой воды 

 

Показатели Единицы измерения Нормативы, не более
Запах Баллы 2
Привкус Баллы 2
Цветность Градусы  . 20 (35)
Мутность ЕМФ (единица мутности по формазину) или мг/л (по коалину) 2,6 (3,5) 1,5 (2)
Прозрачность см 30

Таблица 2 - Микробиологические показатели питьевой воды 

 

Показатели Единицы измерения Нормативы
Термотолерантные колиформные бактерии Число бактерий в 100 мл   Отсутствие
Общие колиформные бактерии Число бактерий в 100 мл Отсутствие
Общее микробное число Число образующих колонии бактерий в 1 мл    Не более 50
Колифаги Число бляшкообразующих единице в 100 мл Отсутствие  
Споры сульфитредуцирющих клостридий Число спор в 20 мл  Отсутствие                   
Цисты лямблий Число цист в 50л.  Отсутствие

коли-титр – минимальное количество воды, в котором содержится одна кишечная палочка, – 333 мл

коли-индекс – количество кишечных бактерий в 1 л – не более 3-х.

Таблица 3 -Содержание вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения 

 

Показатели Ед. изм. Нормативы (ПДК), не более Показатель вредности Класс опасности
Хлор        
- остаточный свободный мг/л 0,3-0,5 орг. 3
- остаточный связанный «—» в пределах  0,8-1,2 орг. 3
Хлороформ (при хлорировании воды) «—» 0,2 с.-т. 2
Озон остаточный «—» 0,3 орг.  
Формальдегид (при озонировании воды) «—» 0,05 с.-т. 2
Полиакриламид «—» 2,0 «—» 2
Активированная кремнекислота «—» 10 «—» 2
Полифосфаты «—» 3,5 орг. 3
Остаточные количества алюминий и железосодержащих коагулянтов «—» 0,5 и 0,3    
           

Таблица 4 - Обобщенные показатели содержания вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории РФ, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (СанПиН 2.1.4.1074—01)

 

Показатели Единицы измерения Нормативы (ПДК), не более Показатель вредности Класс опасности

Обобщенные показатели

Водородный показатель единицы РН в пределах 6-9    
Общая минерализация (сухой остаток) мг/л 1000(1500)    
Жесткость общая мг-экв./л 7,0(10)    
Окисляемость перманганатная мг/л 5,0    
Нефтепродукты, суммарно мг/л 0,1    
Поверхностно-активные вещества, анионоактивные мг/л 0,5    
Фенольный индекс мг/л 0,25    

Неорганические вещества

Алюминий мг/л 0,5 с.-т. 2
Барий «—» 0,1 «—» 2
Бериллий «—» 0,0002 «—» 1
Бор, суммарно «—» 0,5   2
Железо, суммарно «—» 0,3(1,0) орг 3
Кадмий, суммарно «—» 0,001 с.-т. 2
Марганец, суммарно «—» од орг 3
Медь, суммарно «—» 1,0 «—» 3
Молибден, суммарно «—» 0,25 с.-т.  
Мышьяк, суммарно «—» 0,05 «—» 1
Никель, суммарно мг/л 0,1 «—» 3
Нитраты (по NO3) «—» 45 «—» 3
Ртуть, суммарно «—» 0.0005 «—» 1
Свинец, суммарно «—» 0,03 «—» 2
Селен, суммарно «—» 0,01 «—» 2
Стронций «—» 7,0 «—» 2
Сульфаты «—» 500 орг. 4
Фториды, I-II климатические р-ны «—» 1,5 с.-т. 2
III климатический район «—» 1,2 «—» 2
Хлориды «—» 350 орг. 4
Хром «—» 0,05 с.-т. 3
Цианиды «—» 0,035 «—» 2
Цинк «—» 5,0 орг. 3
Нитриты   3.3    
хлориды   350    
аммиак   2.0    

Органические вещества

п - ГХЦГ (линдан) «—» 0,002 с.-т. 1
ДДТ (сумма изомеров) «—» 0,002 «—»  
2,4-Д «—» 0,03 «—» 2

Ситуационные задачи

ЗАДАЧА 1.

 

В хуторе во­доснабжение осуществляется из единственного на весь хутор общественного колодца, санитарный паспорт на который не составлялся. Колодец питается грунтовыми водами, глубина 12 м, имеет ветхий сруб, отмостки вок­руг колодца из булыжника, местами в выбоинах, в кото­рых застаивается вода. Ведро общественное. Для забора воды колодец оборудован воротом. Рядом с колодцем ус­тановлено корыто для водопоя скота, территория вокруг заболочена и загрязнена навозом; вода не хлорируется. Население жалуется на высокую жесткость воды. Коло­дец находится на инвентарном учете колхоза. Санэпид­станция района в плане текущего надзора провела обследование колодца и отобрала пробу на анализ.

Таблица 1. Результаты анализа

 

Показатели Дата 23.04.2019 г.
Прозрачность (см) 18
Цветность (град.) 25
Вкус (бал.) 3
Запах (бал.) 2
Нитриты (мг/дм3) 12
Окисляемость (мг/дм3) 5,6
Хлориды (мг/дм3) 480
Сульфаты (мг/дм3) 360
Аммиак (мг/дм3) 2,12
Нитраты (мг/дм3) 4,12
Коли-индекс 24
Микробное число 250
Общая жесткость (мг-экв/дм3) 10
Сухой остаток (мг/дм3) 2040
   

Вопрос: Оцените техническое состояние, качество воды в ко­лодце и предложите мероприятия по улучшению децент­рализованного водоснабжения населения Данные воды из колодца приводятся в таблице 1.

Задачу необходимо расписать, сравнивая с нормативами в таблице и предложить меры по улучшению ситуации.

ЗАДАЧА 2.

Центр Госсанэпиднадзора района зафиксировал эпи­демическую вспышку дизентерии. Эпиданализ показал, что возможной причиной является водный фактор, хотя прямых находок возбудителя в воде не обнаружено. О том, что причиной вспышки послужила вода в колодце, могут свидетельствовать следующие данные: колодец об­щественный, имеет очень ветхий сруб, крышки нет, забор воды производится индивидуальными ведрами, прилега­ющая территория не благоустроена и заболочена, в 7 м имеется шахта заброшенного колодца, которая наполо­вину засыпана строительным мусором. Колодец распола­гается в непосредственной близости от хозяйственного двора с надворными постройками, конюшней, туалетом поглощающего типа.

 Вопрос: Оцените качество питьевой воды и предложите мероприятия для улучшения ситуации. Данные обстреливания колодца в таблице 2.

Задачу необходимо расписать, сравнивая с нормативами в таблице и предложить меры по улучшению ситуации.

 

 

Таблица 2. Результаты анализа воды

Показатели 06.06.2019 08.06.2019
Прозрачность, см 12 10
Запах, балл 3 3
Вкус, балл 3 3
Цвет, град. 4 45
Нитраты, мг/дм3 60 72
Коли-индекс 44 50
Микробное число 260 280

 

ЗАДАЧА 3.

Первая точка — на промышленном предприятии. Проба отобрана из питьевого фонтанчика цеха. Предприятие имеет производственный водопровод, который забирает воду из реки; после отстаивания, умягчения и дезинфек­ции воду используют для технических целей. Имеются места для соединения между системами хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения. В обычное вре­мя, по данным техотдела, соединения перекрыты и от­крываются лишь на случай аварии в системе техническо­го водопровода.

Вторая точка — водоразборная колонка в районе жи­лой малоэтажной застройки, санитарное состояние удов­летворительное.

 

Таблица 3. Результаты анализов

 

 

 

Показатели

1-я точка

2-я точка

даты

12.09.2000 24.09.2000 10.10.2000 12.10.2000
цветность, град. 35 35 15 15
запах, балл. 3 3 2 2
привкус, балл. 3 3 2 - 2
мутность, мг/дм3 3 4 1,2 1
коли-индекс 10 8 2 2
 Общее микробное число 150 180 60 40
         

 

Вопрос: Оцените качество питьевой воды в распределитель­ной сети и разработайте мероприятия. Все данные анализов представлены в таблице 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: