Основными неисправностями гидравлических гасителей колебаний являются: применение загрязненного или несоответствующего типа масла, несвоевременная замена поврежденных резиновых деталей, нарушение требований ремонта, сборки и установки на тележку гасителей колебаний.
Не разрешается следование в поездах вагонов, у которых тележки с гидравлическими гасителями имеют трещины, изломы и погнутости кронштейнов крепления гасителя, заклинивание гасителя, отсоединение защитного кожуха или штока от верхней головки, трещины, смятие или изломы защитного кожуха или корпуса гасителя.
В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов не допускается постановка в состав вагона, у которого гидравлические гасители имеют просроченные или истекающие в пути следования сроки ревизии; утечки масла в виде капель или сильного замасливания; потертости корпуса более 2 мм или перекос головок относительно поперечной оси тележки более 5 мм, а также имеет износы резиновых и металлических втулок в головках.
Исправное состояние гидравлических гасителей можно проверить контрольной прокачкой вручную под вагоном. При этом необходимо отсоединить крепление верхней головки и снять валик, вставить в головку ломик и 2-3 раза прокачать гаситель во всю длину хода штока. При прокачке шток должен перемещаться плавно, со значительным сопротивлением, без заеданий и рывков. Неисправные гасители снимают и отправляют в депо для прохождения ревизии.
Испытание гасителя колебаний:
В депо применяют специальную схему контрольных проверок и испытаний на различных стадиях ремонта гидравлических гасителей колебаний.
Стенд для испытания гасителя колебаний ПКБ ЦВ (рисунок 2.1)
В станине стенда 12 расположен редуктор 3, соединяющий электродвигатель 1 и маховик 2 с эксцентриковым механизмом 11. К станине шарнирно крепится плита 6 с поворотным устройством 4. Гаситель 5 устанавливают головками в нижний 10 и верхний 7 зажимы стенда. Верхний зажим соединен через листовую рессору с регистрирующим механизмом 8, а нижний- удерживает специальным зажимом планшет 9.
При работе стенда электродвигатель 1 приводит нижний скользун 10 и планшет 9 в гармоническое движение с частотой 1 Гц и амплитудой до 30 мм. Пропорционально сопротивлению гасителя 5 деформируется рессора и поворачивается стрела регистрирующего устройства с карандашом на конце относительно планшета 9. В результате на бланке планшета записывается диаграмма.
Рисунок 2.1 - Стенд для испытания гидравлического гасителя колебаний
Определение параметра сопротивления. Для определения параметра сопротивления гаситель колебаний устанавливают на стенд под углом, соответствующим его рабочему положению в рессорном подвешивании. Гаситель крепят в кронштейнах стенда специальными конусными зажимами. Зазор в углах крепления не допускают. Кожух гасителя колебаний должен быть отвернут от верхней головки и опущен вниз.
Перед испытанием гасителя выключают регистрирующее устройство стенда. Включают стенд, в течение 60 с. прокачивают гаситель и наблюдают за работой его уплотнений. Утечки жидкости через уплотнения штока и корпуса не допускают. Верхняя манжета не должна иметь перемещений относительно обоймы. После 60 с. работы стенда включают его регистрирующее устройство и на бланке планшета записывают рабочую диаграмму гасителя колебаний. По форме рабочей диаграммы определяют возможные дефекты и параметр сопротивления гасителя колебаний по таблице 3.2.
Гаситель колебаний исправен, если форма рабочей диаграммы соответствует эллипсу, а параметр сопротивления находится в заданных техническими условиями пределах. После испытания выполняют доводочные операции.
Основные неисправности гидравлических гасителей колебаний приведены в таблице 2.1