Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование урока.
Цель – это то, что должно быть достигнуто к концу урока. Поэтому цель должна быть:
а) четкой; б) конкретной; в) понятной; г) реальной и достижимой; д) проверяемой/контролируемой; е) соотносимой с типом и содержанием урока; ж) ориентированной на деятельность ученика и конкретный образовательный продукт.
Цель надо сформулировать так, чтобы в ней ясно определялся ожидаемый результат определенных действий учащихся, осуществляемых самостоятельно или совместно с учителем;
Цель должна быть сформулирована продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата.
Цель конкретизируется в системе образовательных, развивающих и воспитательных задач, которые являются шагами на пути к достигаемому результату. Согласно требованиям стандарта по каждой дисциплине достигаются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Они должны определяться применительно к каждому конкретному уроку.
Предметные результаты изучения темы находят отражение в образовательных и развивающих задачах урока.
Личностные результаты обучения связаны с воспитательными задачами. Воспитательные задачи урока планируются как достигаемые личностные результаты учащихся в процессе формирования исторических знаний, умений, духовно-нравственных ценностей и ориентаций.
Метапредметные результаты, связанны с формированием УУД. Они также отражаются в целевом блоке урока.
Таким образом, структура целевого блока урока может быть представлена следующим образом. Проиллюстрируем ее на примере темы урока «Окончание Смутного времени на Руси».
Цель урока: «Создать условия для усвоения учащимися характерных черт Смуты начала ХVII в. на Руси».
Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).
Ученик будет знать и понимать:
* Смысл терминов и понятий «Смута», «семибоярщина», «народное ополчение». Земский собор
* Направления деятельности «семибоярщины»
* Даты формирования двух ополчений, их руководителей, социальный состав, результаты национально-освободительной борьбы
* Роль церкви в организации национально-освободительного движения
* Дату созыва Земского собора и избрания Михаила Романова на царствование
Ученик научится:
* Определять понятия «семибоярщина», «народное ополчение», Земский с обор
* Характеризовать деятельность «семибоярщины»
* Анализировать по типовому плану деятельность первого и второго народного ополчения
* Высказывать суждения о роли патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского в организации сопротивления иноземным захватчикам
* Объяснять, какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени.
Личностные результаты:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений (периода Смутного времени на Руси), способность к определению своей позиции
- осознание исторической значимости деятельности первого и второго ополчения в организации сопротивления иноземным захватчикам, избрания Михаила Романова на царствование
- осознание сложности и ответственности исторического выбора в реалиях Смутного времени на Руси в начале ХVII века.
Метапредметные результаты:
Познавательные –
* анализируют факты и ситуации, выделяют существенные черты, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между явлениями;
* определяют понятия;
* извлекают информацию из разных источников и переводят ее в новые знаковые системы;
* делают и обосновывают выводы; определяют и аргументируют личную позицию.
Коммуникативные –
* Излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга
Регулятивные –
* Определяют и формулируют цель изучения материала,
* организуют свою учебную деятельность;
* соотносят свои действия с планируемыми результатами.
Структура плана-конспекта урока:
В соответствие с требованиями, изложенными в Письме МОиН РФ от 29 ноября 2010 г. №03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников», план - конспект урока истории должен включать нижеследующие компоненты.
Вводная часть:
* школа, класс
* дата и тема урока
* цель и задачи урока (планируемые результаты обучения)
* тип урока
* структура (этапы)
* оборудование (ресурсное оснащение) урока
* методы и формы обучения
* основные понятия
Основная часть:
Этапы урока | Деятельность учителя и организация деятельности учащихся | Примечания |
1. Организационный момент | ||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||
3. Актуализация знаний. | ||
4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) | ||
6. Первичное закрепление. | ||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | ||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | ||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) |