Методика определения цели и задач урока

Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование урока.

Цель – это то, что должно быть достигнуто к концу урока. Поэтому цель должна быть:

а) четкой; б) конкретной; в) понятной; г) реальной и достижимой; д) проверяемой/контролируемой; е) соотносимой с типом и содержанием урока; ж) ориентированной на деятельность ученика и конкретный образовательный продукт.

Цель надо сформулировать так, чтобы в ней ясно определялся ожидаемый результат определенных действий учащихся, осуществляемых самостоятельно или совместно с учителем;

Цель должна быть сформулирована продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата.

Цель конкретизируется в системе образовательных, развивающих и воспитательных задач, которые являются шагами на пути к достигаемому результату. Согласно требованиям стандарта по каждой дисциплине достигаются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Они должны определяться применительно к каждому конкретному уроку.

Предметные результаты изучения темы находят отражение в  образовательных и развивающих задачах урока.

Личностные результаты обучения связаны с воспитательными задачами. Воспитательные задачи урока планируются как достигаемые личностные результаты учащихся в процессе формирования исторических знаний, умений, духовно-нравственных ценностей и ориентаций.

Метапредметные результаты, связанны с формированием УУД. Они также отражаются в целевом блоке урока.

Таким образом, структура целевого блока урока может быть представлена следующим образом. Проиллюстрируем ее на примере темы урока «Окончание Смутного времени на Руси».

Цель урока: «Создать условия для усвоения учащимися характерных черт Смуты начала ХVII в. на Руси».

Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).

Ученик будет знать и понимать:

* Смысл терминов и понятий «Смута», «семибоярщина», «народное ополчение». Земский собор

* Направления деятельности «семибоярщины»

* Даты формирования двух ополчений, их руководителей, социальный состав, результаты национально-освободительной борьбы

* Роль церкви в организации национально-освободительного движения

* Дату созыва Земского собора и избрания Михаила Романова на царствование

Ученик научится:

* Определять понятия «семибоярщина», «народное ополчение», Земский с обор

* Характеризовать деятельность «семибоярщины»

* Анализировать по типовому плану деятельность первого и второго народного ополчения

* Высказывать суждения о роли патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского в организации сопротивления иноземным захватчикам

* Объяснять, какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени.

Личностные результаты:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений (периода Смутного времени на Руси), способность к определению своей позиции

- осознание исторической значимости деятельности первого и второго ополчения в организации сопротивления иноземным захватчикам, избрания Михаила Романова на царствование

- осознание сложности и ответственности исторического выбора в реалиях Смутного времени на Руси в начале ХVII века.

Метапредметные результаты:

Познавательные –

* анализируют факты и ситуации, выделяют существенные черты, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между явлениями;

* определяют понятия;

* извлекают информацию из разных источников и переводят ее в новые знаковые системы;

* делают и обосновывают выводы; определяют и аргументируют личную позицию.

Коммуникативные –

* Излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга

Регулятивные –

* Определяют и формулируют цель изучения материала,

* организуют свою учебную деятельность;

* соотносят свои действия с планируемыми результатами.

Структура плана-конспекта урока:

В соответствие с требованиями, изложенными в Письме МОиН РФ от 29 ноября 2010 г. №03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников», план - конспект урока истории должен включать нижеследующие компоненты.

Вводная часть:

* школа, класс

* дата и тема урока

* цель и задачи урока (планируемые результаты обучения)

* тип урока

* структура (этапы)

* оборудование (ресурсное оснащение) урока

* методы и формы обучения

* основные понятия

Основная часть:

Этапы урока Деятельность учителя и организация деятельности учащихся Примечания
1.       Организационный момент    
2.       Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    
3.       Актуализация знаний.    
4.       Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока)    
6.       Первичное закрепление.    
7.       Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.    
8.       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.    
9.       Рефлексия (подведение итогов занятия)    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: