Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Тип стратегии: Компрессии текста

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: Научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Бегло прочитайте текст и разделите его на смысловые отрывки. Как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста. Эту работу учитель выполняет дома, чтобы быть уверенным в пра­вильном делении текста на смысловые части. При чтении текста при необходимости обсудите незнакомые слова.

1. Поставьте 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу.

2. Подготовьте таблицу из трёх колонок и дайте им названия. В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вто­рую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные сло­ва, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

К первому абзацу, содержащему, как правило, много информации.

План в вопросах Ключевые слова (основные мысли) Индивидуальные слова (детали)
1. 2. 3. 4.    

Аннотация Краткий пересказ/реферат Пересказ

О чём? Что говорится?

Составьте три варианта текста.

Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей ко­лонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщён­ные вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка №1).

Незнакомые слова:

Карибу (caribou) — северный олень (Северная Америка).

Лемминг (lemming) — небольшое животное из отряда грызунов, по своему виду напоминающее крысу.

Примечание (что важно учитывать педагогу при реализации стратегии) / варианты реализации стратегии:

Пояснения к ходу работы.

В первом смысловом отрывке текста, как правило, в явном или неявном виде сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация о действиях персонажей. Поэтому к первому абзацу, как правило, бывает необходимо поставить два во­проса. Обобщённый вопрос — это вопрос ко всему абзацу, он часто начинается с вопросительных слов: каков? какой? и т.д. К первой СМЫСЛОВОЙ части текста могут быть поставлены следу­ющие ВОПРОСЫ:

План в обобщённых вопросах Ключевые слова (основные мысли) Индивидуальные слова (детали)
Где волки устраивались на ночлег? в лисьих норах  
Чем они занимались? слушали сказки  
Какую сказку рассказы­вала Чёрное Пламя? про волчонка-недотёпу и его старую бабушку  
Каким был один волчонок? недотёпа ничего не поймал  
Какой была бабушка? Стараяс печальными глазами её жалели великолепный мех былая красота и т.д.  

Ключевое слово — это, как было сказано раньше, слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного — 3-5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы.

Колонка индивидуальных слов, определяющих детали содержания текста, действительно заполняется каждым человеком индивидуаль­но. Каждый обучающийся знает то, что ему трудно запомнить — имена, цифры, прилагательные. Именно их он записывает в третью колонку.

Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится сло­варик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полно­го пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки доста­точно для составления краткого пересказа (реферата текста), который отвечает на вопрос «Что случилось с персонажами текста в описыва­емой ситуации?».

В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пере­сказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.

Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста» невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания — полного пе­ресказа. Продемонстрировав всей группе один пример пересказа, да­лее можно предложить сделать эту работу в парах. Краткий пересказ обязателен для каждого обучающегося.

Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или крат­кого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования дан­ной стратегии.

Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов. Подчеркните существительные и глаголы в каждом из них, а по­том составьте из этих слов ответ на вопрос «О чём текст?».

Например, такой: текст о сказке, которую рассказывала волчица, устраивая детей на ночь в стае. Сказка о волчонке-недотёпе и его ста­рой, но все ещё красивой бабушке, которую убил человек.

Обратим внимание ещё раз на то, что стратегию необходимо отраба­тывать на занятии в ходе совместной деятельности учителя и учащих­ся (преподавателя и слушателей семинара повышения квалификации). Даже для взрослых обучаемых она представляет некоторую трудность при первом использовании. Самостоятельное использование стратегии возможно после неоднократного совместного применения.

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Даниэль Пеннак. Глаз Волка (отрывок)

1. На ночлег устраивались в лисьих норах. (Лисы охотно уступают волкам свои норы. За объедки. Лисы, они охотиться не любят, слиш­ком ленивые.) Серый Родич сторожил, сидя на какой-нибудь скале, возвышающейся над долиной. Голубой Волк ложился у входа в нору, а в глубине Чёрное Пламя убаюкивала детей, рассказывая им сказки. Сказки, разумеется, были про Человека. И потому что была ночь, по­тому что играть у них уже сил не было, потому что они любили, чтобы было страшно, и потому что с ними была Чёрное Пламя, которая всег­да защитит, — Блёстка и рыжики слушали.

2. Жили-были...

Всегда одна и та же сказка: про волчонка-недотёпу и его старую ба­бушку.

3. Жил-был один волчонок, такой недотёпа, что ни разу в жизни ничего не поймал. Самые старые карибу бежали слишком быстро для него, лемминги удирали у него прямо из-под носа, только хвост ему показывали... Никогда ничего не мог поймать. Даже собственный хвост! Вот какой недотёпа.

4. Ну, ладно. Однако хоть какой-то толк с него должен был быть, правда? К счастью, у него была бабушка. Очень старая. Такая ста­рая, что тоже ничего не могла поймать. Только смотрела большими печальными глазами, как охотятся молодые. По её шкуре не про­бегала дрожь при виде дичи. Все её очень жалели. Когда уходили на охоту, её оставляли в логове. Она по мере сил прибиралась, мед­ленно, потихоньку, потом занималась своим туалетом. Потому что у Бабушки был великолепный мех. Серебристый. Всё, что осталось от её былой красоты. Покончив с туалетом — а это занимало у неё часа два, не меньше, — Бабушка ложилась у входа в логово. Уткнув мор­ду в лапы, она поджидала Недотёпу. Это и было обязанностью Не­дотёпы, кормить Бабушку. От первого же убитого карибу окорок — хоп! Бабушке.

— Не тяжело. Недотёпа? — Ничего, ничего!

— Ладно, смотри, не зевай по дороге!

— И не запутайся в своих лапах!

— И берегись Человека! И т.д.

Недотёпа даже и не слушал этих напутствий. Давно привык.

5. Пока однажды...

— Пока однажды, что? — спрашивали рыжики, и их широко от­крытые глаза горели в темноте.

— Пока — что? Пока — что? — кричала Блёстка, вывалив язык.

— Пока однажды Человек не пришёл к логову раньше Недотёпы, — отвечала Чёрное Пламя страшным шёпотом.

— И?..

— И?.. И что тогда? Что? Что?

— И тогда Человек убил Бабушку, взял её мех, чтоб сделать себе шубу, взял её скальп, чтоб сделать себе шапку, и сделал себе маску из её морды.

— И... и что дальше?

— Дальше? Дальше то, что пора спать, завтра расскажу.

6. Дети, конечно, спорили, но Чёрное Пламя была неумолима. Мало- помалу в норе всё стихало, и слышалось только сонное дыхание.

Этого-то и ждал Голубой Волк, чтоб задать свой вопрос. Всегда один и тот же:

— Чёрное Пламя, а эта твоя история, она правдивая?

Чёрное Пламя на миг задумывалась, потом давала один и тот же странный ответ:

Во всяком случае, так правдивей, чем наоборот.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: