Название стратегии: Алфавит за круглым столом
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: мотивировать на прочтение книги
Подробный алгоритм реализации стратегии:
На предложенной карте алфавита (см. табл. 9) напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.
Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин.
а | б Бианки | в | г «Глаз волка» | д | е | ж |
3 | и | к Киплинг | л Джек Лондон «Зов предков» | м «Маугли» «Маленький принц» | н | о |
п Пришвин Паустовский | р | с | т | у | ф | х |
ц | ч | ш | щ | ы | э | ю я |
Как видно из привёденной карты, учителя иногда вспоминают авторов литературных произведений, иногда ту или иную книгу. В одних случаях литературное произведение («Маугли») записывается отдельно от писателя (Р. Киплинг) как наиболее важное для темы обсуждения. В других — автор и его произведение указываются вместе. При обсуждении слушатели семинара отмечают, читали ли они книгу («Маугли») или слышали о ней («Глаз волка»).
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Соревнуемся с писателем
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: мотивировать человека на прочтение книги
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Преподаватель, молча перелистывает страницы книги, демонстрируя всем иллюстрации. Затем один участник предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель может комментировать ответы обучающихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя обсуждение. Ни в коем случае нельзя подталкивать участников к знакомству с содержанием книги! Эта работа проводится на материале одной из книг, которую преподаватель приносит в класс и предлагает группе для чтения. В нашем случае это — «Глаз волка» Д. Пеннака.
2. Домашнее задание группе — прочитать книгу и оценить, насколько наш вариант соответствует авторскому тексту.
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Ориентиры предвосхищения
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: мотивировать прочитать книгу.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Преподаватель демонстрирует составленную заранее таблицу по книге. В нашем случае выбор пал на книгу Джека Лондона «Зов предков». Это произведение, как правило, входит в программы чтения.
До чтения | Суждения | Автор | После |
1. Только сильные выживают в этом мире. | |||
2. Люди должны жить в гармонии с окружающей средой. | |||
3. Люди всегда приспособятся к среде выживания. | |||
4. Примитивные инстинкты делают похожими животных и людей. |
Учителя должны к следующему занятию прочесть две книги: Дж. Лондон «Зов предков» и Д.Пеннак «Глаз волка».
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Экскурсия по книге (Д. Пеннак «Глаз волка»)
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Вы прочитали книгу, состоящую из четырёх глав. Каждая глава разделена на части. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод. Например:
Глава 1. Встреча.
• Встреча мальчика и волка в зоопарке.
• Жизнь волка в зоопарке. Его отрицательное отношение к людям.
• Взгляд «глаз в глаз».
Глава 2. Глаз волка.
• Чёрное Пламя и её волчата.
• Детство Голубого Волка.
• Сказка про волчонка-недотёпу и его старую бабушку.
• Представления волка о человеке.
• Блёстка — красавица, охотница, хохотушка.
• Легкомысленный поступок Блёстки и его последствия.
• Голубой Волк узнаёт о судьбе Блёстки.
• Молчаливый «разговор» мальчика и волка.
Глава 3. Глаз человека.
• Африка Н’ Биа.
• Спасение ребёнка.
• Дружба мальчика и верблюда.
• Продажа верблюда и мальчика.
• Служба Африки пастухом.
• Африка — чудной пастух.
• Особенности общения пастуха с животными.
• Рассказы о Серой и Жёлтой Африке.
• Перемены в судьбе мальчика. Зелёная Африка.
• Возрождение Африки.
• Приобретение фамилии Н’ Биа.
• «Пора уходить!»
Глава 4. Иной мир.
• Встреча с друзьями в зоопарке.
• Открытые глаза волка и мальчика.
2. Обсуждение плана книги.
— Какой эпизод самый важный в главе? Назовите его и объясните, почему вы так считаете.
Например:
В главе 1 — эпизод 3.
В главе 2 — эпизод 6.
В главе 3 — эпизоды 6,7.
В главе 4 — эпизод 2.
3. Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить?
Например:
— Зачем нужна сказка про волчонка-недотёпу и его старзто бабушку?
4. Обсудите следующие вопросы:
а) О чём данная книга? (Тема.)
б) Что автор хотел сказать? (Основная идея.)
в) Другие темы книги. Какие вопросы подняты? Какие идеи развивает автор?
г) Структура книги. (Как представлен материал.)
д) Детали текста. На какие факты, суждения вы обратили внимание? Насколько вам известен или нов материал?
е) Стиль. Труден ли язык? Каковы стилистические особенности книги?
ж) Позиция автора. Ясно ли она выражена? Каков эмоциональный тон произведения?
з) Общие впечатления о книге. Моё мнение.
Составьте свой вариант «Экскурсии по книге». Обратите наше внимание на моменты, значимые для вас лично.