Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Алфавит за круглым столом

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: мотивировать на прочтение книги

Подробный алгоритм реализации стратегии:

На предложенной карте алфавита (см. табл. 9) напи­шите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоот­ношения человека и природы, человека и животных.

Обсуждение результатов работы происходит по методике свободно­го обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин.

а б Бианки в г «Глаз волка» д е ж
3 и к Киплинг л Джек Лондон «Зов предков» м «Маугли» «Маленький принц» н о
п Пришвин Паустовский р с т у ф х
ц ч ш щ ы э ю я

Как видно из привёденной карты, учителя иногда вспоминают авторов литературных произведений, иногда ту или иную книгу. В одних случаях литературное произведение («Маугли») записывает­ся отдельно от писателя (Р. Киплинг) как наиболее важное для темы обсуждения. В других — автор и его произведение указываются вме­сте. При обсуждении слушатели семинара отмечают, читали ли они книгу («Маугли») или слышали о ней («Глаз волка»).

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Соревнуемся с писателем

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: мотивировать человека на прочтение книги

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Преподаватель, молча перелистывает страницы книги, демон­стрируя всем иллюстрации. Затем один участник предлагает свой ва­риант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель может комментировать ответы обучающихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя обсуждение. Ни в коем случае нель­зя подталкивать участников к знакомству с содержанием книги! Эта работа проводится на материале одной из книг, которую преподава­тель приносит в класс и предлагает группе для чтения. В нашем слу­чае это — «Глаз волка» Д. Пеннака.

2. Домашнее задание группе — прочитать книгу и оценить, на­сколько наш вариант соответствует авторскому тексту.

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Ориентиры предвосхищения

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: мотивировать прочитать книгу.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Преподаватель демонстрирует составленную заранее таблицу по книге. В нашем случае выбор пал на книгу Джека Лондона «Зов пред­ков». Это произведение, как правило, входит в программы чтения.

До чтения Суждения Автор После
  1. Только сильные выжи­вают в этом мире.    
  2. Люди должны жить в гармонии с окружающей средой.    
  3. Люди всегда приспосо­бятся к среде выживания.    
  4. Примитивные инстинк­ты делают похожими жи­вотных и людей.    

Учителя должны к следующему занятию прочесть две книги: Дж. Лондон «Зов предков» и Д.Пеннак «Глаз волка».

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Экскурсия по книге (Д. Пеннак «Глаз волка»)

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Вы прочитали книгу, состоящую из четырёх глав. Каждая глава разделена на части. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод. Например:

Глава 1. Встреча.

• Встреча мальчика и волка в зоопарке.

• Жизнь волка в зоопарке. Его отрицательное отношение к людям.

• Взгляд «глаз в глаз».

Глава 2. Глаз волка.

• Чёрное Пламя и её волчата.

• Детство Голубого Волка.

• Сказка про волчонка-недотёпу и его старую бабушку.

• Представления волка о человеке.

• Блёстка — красавица, охотница, хохотушка.

• Легкомысленный поступок Блёстки и его последствия.

• Голубой Волк узнаёт о судьбе Блёстки.

• Молчаливый «разговор» мальчика и волка.

Глава 3. Глаз человека.

• Африка Н’ Биа.

• Спасение ребёнка.

• Дружба мальчика и верблюда.

• Продажа верблюда и мальчика.

• Служба Африки пастухом.

• Африка — чудной пастух.

• Особенности общения пастуха с животными.

• Рассказы о Серой и Жёлтой Африке.

• Перемены в судьбе мальчика. Зелёная Африка.

• Возрождение Африки.

• Приобретение фамилии Н’ Биа.

• «Пора уходить!»

Глава 4. Иной мир.

• Встреча с друзьями в зоопарке.

• Открытые глаза волка и мальчика.

2. Обсуждение плана книги.

— Какой эпизод самый важный в главе? Назовите его и объясните, почему вы так считаете.

Например:

В главе 1 — эпизод 3.

В главе 2 — эпизод 6.

В главе 3 — эпизоды 6,7.

В главе 4 — эпизод 2.

3. Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить?

Например:

— Зачем нужна сказка про волчонка-недотёпу и его старзто бабушку?

4. Обсудите следующие вопросы:

а) О чём данная книга? (Тема.)

б) Что автор хотел сказать? (Основная идея.)

в) Другие темы книги. Какие вопросы подняты? Какие идеи раз­вивает автор?

г) Структура книги. (Как представлен материал.)

д) Детали текста. На какие факты, суждения вы обратили внима­ние? Насколько вам известен или нов материал?

е) Стиль. Труден ли язык? Каковы стилистические особенности книги?

ж) Позиция автора. Ясно ли она выражена? Каков эмоциональный тон произведения?

з) Общие впечатления о книге. Моё мнение.

Составьте свой вариант «Экскурсии по книге». Обратите наше внимание на моменты, значимые для вас лично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: