Название стратегии: Список тем книги
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем.
1. Начинать работу рекомендуется с выбора тех тем из списка, которые близки к личностной интерпретации текста.
2. Добавьте свои темы и объясните свой выбор:
— Любовь и ненависть.
— Легкомысленные поступки и их последствия.
— Предательство и ложь.
— Страдания и печали.
— Человеческие умения, вызывающие уважение других людей.
— Войны и стихийные бедствия.
— Связь человека с окружающим миром.
— Взаимоотношения человека и животных.
3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения. Он представляет её, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаются или нет с его точкой зрения.
Самостоятельный выбор темы крайне важен с психологической точки зрения. Представляя свою тему, человек берёт на себя ответственность за её подготовку. Он знает, что надо сказать, какие примеры из текста привести, продумывает аргументы в пользу своей интерпретации прочитанного, учится защищать своё видение текста.
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Цитаты
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Ход работы:
Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги.
1.Здравствуйте, пастух, я не грущу, просто немного устал. Я ведь стерёг Голубку день и ночь с тех пор, как звероловы их поймали — её и «эту». 2.Даже Чёрный Скорпион не может вынести эту сушь! 3.– Царь, я придумал, как уберечь твоих Голубок. 4.— Ну, ты идёшь или нет? 5.— Потому что мне скучно. 6.— У меня больше терпения. Я ведь волк. | а) Африка б) Гиена в) Гепард г) П па Биа д) М ма Биа е) Козий Царь ж) Тоа Торговец з) Блёстка и) Голубой Волк к) Чёрное Пламя |
Ответы: 1в, 2г, За, 4ж, 5з, 6и
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Загадки
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Проверка знания читателем текста произведения.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. «И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие». Что он делает?
2. «Не смеялась только Блёстка. Она никогда не смеялась». Почему?
Ответы:
1. Мальчик закрыл один глаз.
2. Из-за неё Голубой Волк попал в зоопарк.
Преподаватель показывает примеры применения стратегии. Обучающиеся добавляют на занятии свою цитату и загадку.
Следующий этап работы с книгой — характеристика её героев и их поступков. Для этого выбираем две стратегии: «Следуйте за персонажем книги» и «Черты характера героев». Последняя способствует расширению словарного запаса, особенно за счёт трудных для запоминания и необходимых для характеристики героев прилагательных и причастий.
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Следуйте за персонажем книги
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Дать наиболее полную характеристику основному герою книги.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы. Задание выполняется устно, но ответ формулируется точно и полно. Для этого надо хорошо знать текст и записать ключевые слова. В случае затруднений можно записывать отдельные моменты. Все устные ответы следует повторить, с тем чтобы запомнился точный и полный ответ на вопрос.
Следуйте за Африкой | Где Африка встречает волка? |
О чём каждый из них думает? | |
Какой поступок мальчика изменяет ситуацию? | |
Как мальчик узнаёт о детстве волка? | |
Как волки относились к людям и почему? | |
Как Голубой Волк попал в зоопарк? | |
Каким было первое воспоминание мальчика? | |
Чем мальчик заинтересовал волка? | |
Кто помогал мальчику, когда Тоа Торговец пытал его бросить? | |
Как мальчик стал пастухом? | |
Кого и как пас пастух? | |
Как мальчик попал в Зелёную Африку? | |
Как мальчик получил фамилию? | |
Как он попал в Иной Мир? | |
Кого мальчик встретил в Ином Мире? | |
Почему открылись глаза мальчика и волка? |
Подведение итогов обсуждения. Как меняется главный герой? С какими проблемами он сталкивается? Как он их решает? Кто помогает ему? Как люди и звери относятся к мальчику? Что вы думаете о главном герое?
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Черты характера
Тип стратегии: Работа с объёмными текстами
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Обучение интерпретации текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Ход работы:
Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги (Африка Н’ Биа). Подтвердите своё мнение эпизодом из книги.
Умный любит и понимает животных
сильный (физически и психологически) терпеливый
смелый настойчивый
отчаянный упрямый
уверенный в себе любознательный
ранимый хороший рассказчик
сдержанный искренний
задумчивый добрый
рассудительный послушный
заботливый наивный
шедрый серьёзный
находчивый не располагает к себе людей
завистливый не вызывает доверия
жадный угрюмый