Сущность понятия «Дидактическая игра»

Игpa – вeличaйшee изобретение человечества. Она оказывает большое влияние на формирование всесторонне развитой личности. Игра способствует психологическому развитию ребёнка: воспитывает коммуникативность, повышает организаторские способности. В процессе игры ребёнок учится быть ловким, смелым, добрым, отзывчивым. В играх постепенно проявляются такие качества личности как взаимопомощь, взаимовыручка, а также чувство чести и долга. Некоторые игры позволяют развивать память, внимание, логическое мышление, любознательность. Часто увлекательная интеллектуальная игра приносит гораздо больше пользы, чем слова или конкретные примеры и другие формы обучения.

Игра возникает в процессе воспитания. В младенчестве она формируется под воздействием взрослых и является сильнейшим стимулом для развития малыша. Позднее, когда ребёнок знакомится с окружающими его предметами, постепенно на этапе взаимодействия происходит рождение детской игры.

Игра стала объектом научного интереса в конце XIX века. Первую попытку систематического изучения игры предпринял немецкий учёный –психолог К. Гросс. Он считал, что детская игра – это первичная форма вхождения человека в общество, «изначальная школа поведения» [16]. По его мнению, смысл игры в том, что она должна стать для ребёнка школой жизни. Его позицию поддержал и продолжил выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак. Он считал, что многие детские игры – подражание серьёзной деятельности взрослых [27].

В отечественной науке впервые теория игры была представлена русским психиатром и психологом И. А. Сикорским, который считал, что игра – это умственная работа, посредством которой ребёнок познаёт окружающий мир.

Ощутимый вклад в разработку теории игры внёс известнейший русский педагог К. Д. Ушинский. Он считал, что важнейшей особенностью игры является формирование в ней не отдельных сторон человеческой души, «но всего человека – его ума, воли, сердца». Игра может считаться игрой только тогда, когда это является самостоятельной, свободной творческой деятельностью ребёнка.

Выдающийся советский педагог – новатор В. А. Сухомлинский считал, что следует обратить внимание на то, «какое место игра занимает в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [36]

Отечественные психологи Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский разрабатывали теорию игры, исходя из её социальной природы.

Можно сказать, что игра является методом познания действительности, который позволяет ребёнку в довольно сжатые сроки овладеть пусть первоначальными, но достаточно обширными основами человеческой культуры. «В школьном возрасте игра не исчезает, а проникает в отношение к действительности. Она продолжается в школьном обучении и труде.

Игра служит на уроке средством введения, закрепления и контроля учебного материала, способствует снятию напряжения и повышения эмоционального настроя у учащихся», - считал Л. С. Выготский. [13]

Дидактическая игра очень долгое время рассматривалась лишь как приём обучения. Она только входила в состав занятий и практически не имела отношения к обучению.

Проведённые исследования предоставляют возможность использовать дидактические игры именно как форму обучения. Педагогический опыт показывает, что в настоящее время дидактическая игра становится одним из средств активизации мышления и познавательной деятельности.

Дидактические игры способствуют развитию умения выделять один общий признак из большого количества абсолютно разных по содержанию предметов, то есть развивают аналитическое мышление.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: