Классификация дидактических игр

Из большого разнообразия видов игр только дидактические игры очень плотно связываются с образовательным процессом. Такие игры применяются как один из способов обучения учебным предметам. Результаты, полученные в процессе игры, вызывают чувство удовлетворения и приносят ребятам очень много радости. Дидактические игры способствуют развитию общения между учеником и учителем, а также между ребятами, так как в ходе проведения игры такое общение носит более непринуждённый характер.

Кандидат педагогических наук Л. П. Борзова считает, что дидактические игры – это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения». [8]

Все игры можно разделить на две основные группы: игры по правилам (с открытыми, конкретными правилами) и игры со скрытыми правилами. К первой группе относятся дидактические игры. В неё входят познавательные, подвижные, развивающие игры и игры с музыкой, интеллектуальные, игры – забавы, аттракционы. Во вторую группу включены сюжетно – ролевые игры. Правила в таких играх заключены в поведении героев.

По обучающему содержанию можно выделить:

 предметные;

 сюжетно - ролевые;

 соревновательные.

Предметные игры – это игры с мозаикой, природным материалом или игрушкой. Используя их в игре, школьники учатся находить сходства и различия, развивают навыки сравнения. Отличительная черта предметных игр в том, что с помощью предметов ученики знакомятся с их признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, качеством. По мере того, как дети овладевают знаниями, задания в играх постепенно усложняются: ребята развивают умение узнавать предмет по какому – либо признаку, умение объединять предметы по этому признаку. Также педагог даёт детям задания, требующие осознанного запоминания количества и расположения предметов и нахождения предмета, который отсутствует. Собирая мозаику или пазлы, ученики развивают умение складывать целое из частей, умение мыслить пространственно. Это имеет большое значение для развития логического мышления и внимания.

Сюжетно – ролевые игры. Особенность этого вида игр в том, что школьники выполняют определённые роли, которые дают им возможность исследовать, искать информацию. В ходе сюжетно – ролевой игры создаются такие условия, в которых удовлетворяются интересы, запросы, желания учащихся. Ребёнок подчиняется правилам игры, у него вырабатываются правильные движения, развиваются умение сосредоточиться, что важно и необходимо для успешного обучения.

Игры – соревнования – это конкурсы, викторины и т. п. Они проводятся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Эти игры – всегда праздник, когда все ученики участвуют и каждый из них может проявить себя в коллективном деле и весь класс становится творческим коллективом. Но к играм – соревнованиям следует подходить с осторожностью: неправильно сформулированная ситуация может сыграть роль барьера в процессе овладения учебными навыками. При оценивании приобретённых знаний и навыков положительная роль таких игр не подлежит сомнению. Но при организации таких игр следует уделить внимание такому аспекту, как индивидуальный темп работы каждого ученика, а также его характер. При проведении соревнований важно обратить внимание не на конкурентную, а на коллективную направленность работы детей.

Игры на этапе обучения помогают включить детей в процесс. Они не требуют специальной подготовки, самое важное – грамотно продумать ход всего урока. Если подчинить всю работу единой цели, то можно организовать и проводить сюжетные игры в течение всего учебного дня.

В зависимости от того, какие дидактические цели поставлены, игры можно распределить по структурным элементам урока:

 игры для изучения нового материала;

 игры для закрепления;

 игры для проверки знаний;

 обобщающие игры;

 игры для релаксации.

Дидактические игры по окружающему миру являются практической деятельностью, занимаясь которой ребята применяют знания и умения, полученные не только на уроках, но и в ходе изучения других учебных предметов, и из собственного опыта.

По источнику познания дидактические игры можно разделить на:

 игры на основе устного изложения материала;

 игры на основе работы с наглядностью;

 игры на основе практической работы учащихся.

При организации работы в отдельных случаях особенно важно (по количеству игроков) разделить игры на:

 индивидуальные;

 диалоговые (парные);

 групповые;

 массовые.

По виду деятельности учащихся выделяются следующие группы:

 игры – беседы;

 игры – загадки;

 игры – предположения;

 игры – поручения;

 игры – сказки;

 игры – путешествия.

Игра – беседа (диалог). В основе таких игр, в первую очередь, лежит общение детей друг с другом и детей с педагогом. Оно имеет особенный характер, потому что учитель в этом случае говорит не от своего имени, а от имени персонажа, близкого детям. Отличительными чертами его являются заинтересованность, вера в «правду игры». Таким образом, сохраняется игровое общение, а также повышается желание ребёнка продолжить игру. Игра – беседа развивает умение сконцентрировать внимание на содержании беседы, дополнять сказанное, высказывать свои суждения, умение слушать и слышать вопросы педагога, рассуждения одноклассников. Познавательное в игре необходимо найти, оно не лежит на поверхности. В этом виде игр основным средством является словесный образ, слово или вступительный рассказ. Результатом игры можно считать эмоции, полученные школьниками в результате игры.

Игра – загадка. Самое любимое занятие детей – разгадывать загадки. В народной речи загадать означает «задумывать», «замышлять», «предлагать» что-либо неизвестное для решения. В этом и есть популярность данного вида игры. Главной отличительной чертой загадок считают логическую задачу. Известный педагог Ю. Г. Илларионова считала, что «загадка, несмотря на миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину, и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки». (ссылка)

При разгадывании загадок у детей совершенствуется способность к анализу, обобщению, развивается логическое мышление, способность делать выводы.

Игры – предположения. Нередко мы начинаем игру с определённой картинки, какого – либо задания, постановки проблемы. Дидактическое содержание таких игр заключается в том, что перед школьниками ставится задача или предлагается ситуация, которая требует от них действий в соответствии с обозначенной задачей или предложенной ситуацией. Ученикам необходимо высказать свои предположения. Игры такого вида развивают умение устанавливать причинные связи и соотносить имеющиеся знания с обстоятельствами. Часто в таких играх присутствует элемент соревнования.

Игры – поручения. Когда в игре задача и действие предполагают что- либо сделать: помочь сказочному персонажу, проверить работу, то речь идёт об игре – поручении. В основе её лежат действия с игрушкой, предметом или словесное поручение.

Игры – путешествия. В играх такого вида отражаются настоящие события и факты, только обычное раскрывается через необычное, трудное – через преодолимое, простое – через загадочное, необходимое – через увлекательное. Все события происходят в процессе игры, что доставляет радость ребёнку. Целью игры – путешествия является придание содержанию немного сказочной необычности, концентрирование внимания учеников на том, что существует рядом с ними, но не всегда замечается. Такие игры повышают уровень внимания, наблюдательности, делают процесс преодоления трудностей легче. В названии игры –путешествия должны быть особые, «зовущие» слова, которые вызывают интерес у детей, побуждают к активной деятельности. В игре применяются различные способы открытия познавательного содержания вместе с игровой деятельностью: постановка задач, разработка маршрута путешествия, поэтапное решение задач и радость  от того, что решение найдено.

Подготовка учителя к игре очень сложна, она требует знаний, готовности отвечать на вопросы учеников, умения вести процесс обучения детей так, чтобы ребятам было незаметно. Часто игру – путешествие неоправданно путают с экскурсией или прогулкой. Но отличие экскурсии в том, что она требует наблюдения и сравнения с тем, что ученики уже знают. Прогулка чаще всего несёт оздоровительный характер. Все они также способствуют повышению уровня знаний, но это скорее сопутствующий фактор, а не основной.

Конечно же, все игровые методики перечислить просто невозможно. Приведённые в данной работе виды игр педагоги применяют в своей работе чаще других. У всех дидактических игр одна, но очень важная цель – найти способ взаимодействия и сотрудничества на пути к общей цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: