а) легко включается в работу;
б) действует активно, упорно;
в) действует спокойно, медленно, без лишних эмоций;
г) действует неуверенно, несмело, боязливо.
Как реагирует на замечания взрослого?
а) обещает, что больше так делать не будет, но через некоторое время
творит тоже самое;
б) бурно реагирует на замечания, сердится, делает по-своему;
в) реагирует спокойно, выслушивает, молча принимает точку зрения взрослого;
г) обиженно молчит, долго переживает.
Как говорит с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а) быстро, с задором, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большой неуверенностью, с сомнениями, внимательно слушая других.
Как ведет себя во время решения сложных заданий?
а) бросает работу, потом снова ее начинает;
б) работает, но раздраженно;
в) работает спокойно;
г) работает растерянно, неуверенно.
Как ведет себя ребенок в ситуации, когда он торопится, а ему предлагают остановиться?
|
|
а) быстро соглашается;
б) недоволен, возмущается;
в) молча останавливается;
г) теряется в дальнейших действиях.
6. Как ведет себя ребенок в непривычной обстановке (в кабинете врача, в парикмахерской, в кабинете заведующей, у незнакомых людей)?
а) легко ориентируется, проявляет активность, интерес, быстро принимает решение;
б) активен, проявляет повышенную возбудимость, иногда нервничает;
в) спокойно присматривается к окружающему, с решением не торопится, внимательно все рассматривает;
г) неуверенно знакомится с обстановкой, слушает рассеянно, ведет себя застенчиво, при принятии решения долго колеблется.
Ключ (выводы по результатам анкеты):
если преобладает «а» - сангвинический тип;
если преобладает «б» - холерический тип;
если преобладает «в» - флегматический тип;
если преобладает «г» - меланхолический тип.
Анкетные данные заносятся в соответствующую графу таблицы №1 («Сводная таблица результатов изучения преобладающего типа темперамента (т/т) у детей»)
Краткая характеристика темперамента дошкольника
От темперамента зависит увлечение ребенком той или иной деятельностью, глубина интересов, скорость запоминания, скорость усвоения материала, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности, интенсивность психических процессов и др.
Существует четыре типа темперамента. Вот несколько коротких характерных черт проявления основных типов темперамента у ребенка:
САНГВИНИК.
Подвижный, приветливый, легко идет на контакт, открытый, жизнерадостный, пользуется симпатией у сверстников. Разговаривает преимущественно громко, быстро, но четко и эмоционально, речь сопровождается мимикой и жестикуляцией. Умеет преодолевать трудности. Очень охотно включается в игру. Рвется выполнять задания в числе первых. Энергичный и веселый, охвачен азартом, уверен в успехе. Однако после 2-3-х неудачных попыток азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу; ребенок теряет интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным.
|
|
ХОЛЕРИК.
Неспокойный, несдержанный, обидчивый, тяжело приспосабливаются ко всяким переменам, режимным моментам, требованиям старших. Речь очень быстрая, неровная, эмоционально ярко окрашена. При общении стремится быть лидером; неуступчив во взаимоотношениях со сверстниками. Отдает предпочтение подвижным играм. Неудачи вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое усердие наиболее ловких приводит к победе. Слабая концентрация внимания на выполнение задания. Очень редко доводит дело до конца, чаще быстро отказывается от выполнения заданий и поручений, требующих волевых усилий и преодоления трудностей.
ФЛЕГМАТИК.
Спокойный, рассудительный, достаточно терпеливый (в том числе и к физической боли). Речь спокойная, равномерная, без выражения эмоций и жестикуляций. Стабилен в интересах и наклонностях. Двигается медленно, не суетиться, не делает резких движений. На неудачи почти не обращает внимания, продолжает делать новые попытки также усердно и сосредоточенно. Замедленная «врабатываемость», внимание устойчивое, темп выполнения задания медленный, но всегда стремится довести начатое дело до конца. Предпочтение общению с небольшим количеством детей.
МЕЛАНХОЛИК.
Неуверенный, с повышенной тревожностью, похож на тепличное растение, болезненно реагируют на малейшие изменения, с чужими боязлив, замкнут, нерешителен, однако в обычной и доброжелательной обстановке – сообразительный, внимательный, отзывчивый. Разговаривают тихо. Любит уединяться. Быть первыми, ведущими – не стремится. Предпочтение отдает спокойным играм. Не выносит шума, окриков. Очень обидчив, с повышенной слезливостью. Подбадривание воспитателя не снимает трепетного волнения. Он предвидит неудачу еще не включившись в игру, а после первых неудач выходит из игры, не поддаваясь никаким уговорам. У многих вся процедура заканчивается непреодолимым смущением и слезами.
таблица 1
Сводная
Таблица результатов изучения преобладающего типа темперамента (т/т) у детей _________________группы Д/С №____________
№ п/п | Ф.И.О. | Ответы родителей | Преобладающий т/т | Ответы воспитателей | Преобладающий т/т | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 |