Диагностические методики

 «Зрительно-графический гештальт-тест Лоретты Бендер»

(зрительно-моторная координация)

 

        Тест дает возможность надежно оценить степень сформированности зрительно-моторной координации, а также выявить самые проблемные ее моменты.

        Материал: чистый лист бумаги, образец для копирования   (рис. 1),  ручка.

        Инструкция: «на чистом листе бумаги постарайся нарисовать эти картинки так, чтобы было очень похоже».

         Рисовать ребенок должен ручкой. Важно, чтобы он правильно отображал и общий вид и размещение рисунков. По окончанию работы предложите ему проверить получилось ли похоже. Если ребенок захочет, то можно перерисовать или исправить свое изображение. Отметьте тот рисунок, который ребенок выберет, как самый похожий.

Интерпретация  результата:

результаты выполнения теста оцениваются при помощи сравнения работы ребенка с графическим образцом, предложенному ему для нарисования. Ребенок должен правильно воспроизвести пять рисунков образца и разместить их относительно друг друга. Уровень развития «зрительно-моторной координации» определяется при помощи качественного анализа.

Показатели развития:

I уровень (высокий): все рисунки выполнены абсолютно идентично образца, выдержаны общие размеры и размеры деталей, наклон, размещение рисунков на листе относительно друг друга, а также размещение деталей в середине каждого рисунка, четкие линии. Такой вариант выполнения встречается очень редко.

II уровень (достаточный): все рисунки выполнены почти идентично образцу (допускаются незначительные отклонения). Допускается неполное соответствие пространственного размещения рисунков относительно друг друга. В первом рисунке размер кружков может быть произвольным, в основном непостоянным. Допускается изменение угла наклона составленной кружками фигуры, которая, к тому же, должна сохранять общий вид параллелограмма. Во втором и третьем рисунках допускается неточность размеров. В четвертом рисунке размер кружков может быть произвольным, непостоянным. Допускается уплотнение всего рисунка, но при этом общая форма «стрелы» должна быть четкой. В пятом рисунке допускаются незначительные отклонения в пропорциях и общих размерах шестиугольников.

III уровень (средний): во всех рисунках есть общая схожесть с образцами. Положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются. В первом рисунке количество кружков соответствует образцу; при этом фигура может не иметь формы параллелограмма, она наклонена, выгнута; размер кружков произвольный, зрительно они размещены в строго горизонтальной и вертикальной линиях. Во втором рисунке горизонтальные и вертикальные размеры рамки могут быть не выдержаны, но углы близки к прямым, кривая линия касается ее. В третьем рисунке круг может быть изображен в любом кривом варианте, его обязательно касается умеренно-кривой четырехугольник углом, а не гранью. В четвертом рисунке - точная передача количества кружков, разрешается не придерживаться формы стрелы. В пятом рисунке любые шестиугольники, которые частично пересекаются, допускается «закругление» острых углов, пропорции и размеры не учитываются.

IV уровень (слабый): рисунки в основном похожи на образцы и хотя бы один из них имеет значительный дефект изображения, который не может быть объяснен просто неразвитостью графических способностей у ребенка. К таким дефектам относятся: в первом рисунке количество кружков не соответствует образцу на 1-5 кружков; во втором рисунке форма изгиба кривой линии не соответствует образцу: не сходятся окружности и впадины, вместо плавной линии - острый угол, кривая линия не касается угла рамки, хотя и расположена близко к ней, или кривая линия пририсована к правой грани рамки; в третьем рисунке круг и четырехугольник изображены близко один к другому, но касание отсутствует; в четвертом рисунке количество кружков не соответствует образцу, причем разница может быть и небольшой (на 1-3 кружка «стрела не просматривается»); в пятом рисунке отсутствует частичное наложение шестиугольников: они или едва касаются друг друга, или нарисованы отдельно, хотя и близко друг другу, шестиугольники расположены под прямым углом один от другого, пересекаются в средней части.

Примечание. Если рисунки не соответствуют образцам, имеют серьезные отклонения от указанных выше допусков, то такому ребенку обязательно нужна консультация невролога.

Тест «Руки»

Расположиться за столиком  напротив ребенка. Предложить ему  протянуть вам одну руку. Закройте от него ладошку и пальцы этой руки своей рукою. Другой рукой коснитесь пальцев протянутой руки ребенка. Попросите его вытащить на другой руке тот палец, которого вы коснулись.

Возрастные нормативы: трехлетний ребенок правильно определяет большой палец; пятилетний ребенок различает большой палец и мизинец; шестилетний ребенок свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

                                                

                             

                                                                                Рис. 1

Методика  «Дорожка»

          Цель: определение уровня развития зрительно-моторной координации.

           Инструкция: ребенку дается тестовый бланк с нарисованной дорожкой (рис. №2), простой карандаш и предлагается нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине не отрывая карандаша от бумаги, не поворачивая лист и так, чтобы линия не заде

вала края дорожки. Закончив работу, ребенок откладывает карандаш в сторону (процесс выполнения задания контролируется взрослым, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги. Ребенку не позволяется поворачивать лист, так как при повороте листа горизонтальные линии становятся вертикальными. При выполнении ребенком заданий, необходимо следить, чтобы он проводил линии в заданном направлении).

Оценка результатов:

I уровень (высокий) – ребенок нарисовал непрерывную линию посередине между                                       

                                      двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов

                                     или больших отклонений, изгиб или небольшой угол не                

                                     влияют на результат; если ребенок отрывал карандаш, но  

                                     непрерывная линия без явных разрывов, острых углов; если            

                                     линия короче или длиннее стимулирующих линий не более

                                     чем на 0,5 см.

II уровень (хороший)  –   если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не вы

                                         ходит за пределы стимулирующих линий; если нарисованная             

                                       линия короче или длиннее стимулирующих линий более  чем

                                       на 0,5 см, но не более чем на 1 см

III уровень (слабый) –   если нарисованная линия выходит за пределы. стимулирующих

                                         линий в нескольких местах; если видны   

                                        разрывы линий на отдельных участках или острые углы;  

                                        если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих

                                        линий более чем на 1 см; если нарисованная линия короче  

                                       стимулирующих  (справа или слева) более чем на 0,7 см;           

                                       если    линия нарисована неровно, толчками, явно заметно  

                                       дрожание руки.

IV уровень

(недостаточный)  –     начинает рисовать не оканчивая, делает много неточных линий,

                                    не справляется с заданием.


Тестовый бланк

Рис. №2

                                                                                                                                                         

                          (таблица 2)

            Д/У №___________ группа________________________________                                         

            Воспитатель (Ф.И.О)______________________________________

            Дата проведения _________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: