Модель изучения
Социально-психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
(модель 1.1)
Б Л О К 1
Блок 1
Морфогенетическая готовность
(психофизиологическое развитие)
Психофизиологическое развитие означает достаточный уровень развития психофизиологических, физических и анатомо-морфологических функций и структур детского организма. Этот уровень должен обеспечить ребенку возможность в преодолении определенных учебных нагрузок и способствовать дальнейшему развитию. Важной составляющей данного компонента является соматическое и психическое здоровье ребенка, сформированность навыков здорового образа жизни согласно возрастным нормам.
Используя определенные методы изучается:
· степень работоспособности ребенка при выполнении задания или причины ее сниженности (теппинг-тест);
|
|
· доминирующий тип темперамента (Анкета «Определение
доминирующего типа темперамента»);
· степень сформированности зрительно-моторной координации
(«Зрительно-графический гештальт-тест Бендера»);
· развитие мелкой моторики руки (тест «Дорожка»)
· функциональное развитие головного мозга (тест «Руки»).
Результаты изучения данных параметров фиксируются в бланке №1 для «Регистрации индивидуальных результатов изучения психофизического и социального развития ребенка старшего дошкольного возраста». По завершению составляется «Профиль группы по изучению психофизического развития будущих первоклассников» (таблица №2).
Методика «Теппинг-тест» (адаптированный ИльинойМ.Н.)
Инструкция: в квадратах ребенок должен поставить по всей площади каждого квадрата как можно больше точек в течение 30 сек. Через каждые 3 сек. ребенку дают команду на переход в следующий квадрат. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество - за 30 сек (используется простой мягкий карандаш).
Количество точек, проставленных ребенком за 30 сек. - показатель быстроты работы (максимальный темп), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о работоспособности и выносливости: это подтвердит и график изменения работоспособности, в котором: по вертикали отмечается количества точек, а по горизонтали - временные отрезки.
Сторона квадрата не меньше 4см
|
|
Если в начале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости.
Повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости.
Обязательное условие: работа в максимальном темпе без остановки. Сказать ребенку, что точки стараться ставить в разных местах квадрата, чтобы можно было их посчитать.
С целью определения у ребёнка доминирующего типа темперамента, родителям и воспитателям предлагается заполнить анкету, ответы в которой помогут определить индивидуальные особенности в поведении и реагировании на разные социальные ситуации каждого ребёнка в группе. Таким образом, сравнительные результаты позволят выбрать наиболее эффективные методы и приёмы в осуществлении личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку.
АНКЕТА
(Определение доминирующего типа темперамента
у ребенка дошкольного возраста)
Уважаемые родители!
Определение типа темперамента Вашего ребенка, поможет Вам выбрать наиболее эффективные способы воспитательного воздействия на него, провести своевременную профилактику нежелательных свойств и качеств личности.
Отвечая на поставленные вопросы в предложенной анкете, просим Вас выбрать вариант ответа (а, б, в, г), который более ярко характеризует поведение Вашего ребенка и обвести его кружочком на бланке №1
Бланк №1
(для ответов на анкету по определению преобладающего типа темперамента
у ребенка дошкольного возраста)
Ф.И. ребенка ___________________________________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выбор ответа | а | а | а | а | а | а |
б | б | б | б | б | б | |
в | в | в | в | в | в | |
г | г | г | г | г | г |
АНКЕТА