Морфогенетическая готовность

Модель изучения 

Социально-психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе

 

 

 


      

 

(модель 1.1)

       Б Л О К 1

   

 

          

     
 

 

 


      

 

 

 

 

 



Блок 1

Морфогенетическая готовность

 (психофизиологическое развитие)

         Психофизиологическое развитие означает достаточный уровень развития психофизиологических, физических и анатомо-морфологических функций и структур детского организма. Этот уровень должен обеспечить ребенку возможность в преодолении определенных учебных нагрузок и способствовать дальнейшему развитию. Важной составляющей данного компонента является соматическое и психическое здоровье ребенка, сформированность навыков здорового образа жизни согласно возрастным нормам.

 

Используя определенные методы изучается:

· степень работоспособности ребенка при выполнении задания или причины ее       сниженности   (теппинг-тест);

· доминирующий тип темперамента (Анкета «Определение

 доминирующего типа темперамента»);

· степень сформированности зрительно-моторной координации

   («Зрительно-графический гештальт-тест Бендера»)

· развитие мелкой моторики руки (тест «Дорожка»)

· функциональное развитие головного мозга (тест «Руки»).

      

 

             Результаты изучения данных параметров фиксируются в бланке №1 для «Регистрации индивидуальных результатов изучения психофизического и социального развития ребенка старшего дошкольного возраста». По завершению  составляется «Профиль группы по изучению психофизического развития будущих первоклассников» (таблица №2).

 

Методика «Теппинг-тест» (адаптированный    ИльинойМ.Н.)

 

Инструкция: в квадратах ребенок должен поставить по всей площади каждого квадрата как можно больше точек в течение 30 сек. Через каждые 3 сек. ребенку дают команду на переход в следующий квадрат. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество - за 30 сек (используется простой мягкий карандаш).

Количество точек, проставленных ребенком за 30 сек. - показатель быстроты работы (максимальный темп), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о работоспособности и выносливости: это подтвердит и график изменения работоспособности, в котором: по вертикали отмечается количества точек, а по горизонтали - временные отрезки.

 

         
         

 

                                                           Сторона квадрата не меньше 4см

       Если в начале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение  кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости.

     Повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности  и   хорошей выносливости.

         

Обязательное условие: работа в максимальном темпе без остановки. Сказать ребенку, что  точки стараться ставить в разных местах квадрата, чтобы можно было их посчитать.

     С целью определения у ребёнка доминирующего типа темперамента, родителям  и воспитателям предлагается заполнить анкету, ответы в которой помогут определить индивидуальные особенности в поведении и реагировании на разные социальные ситуации каждого ребёнка в группе. Таким образом, сравнительные результаты позволят выбрать наиболее эффективные методы и приёмы в осуществлении личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку.

 

 

АНКЕТА

(Определение доминирующего типа темперамента

у ребенка дошкольного возраста)

 

Уважаемые родители!

     Определение типа темперамента Вашего ребенка, поможет Вам выбрать наиболее эффективные способы воспитательного воздействия на него, провести своевременную профилактику нежелательных свойств и качеств личности.

     Отвечая на поставленные вопросы в предложенной анкете, просим Вас выбрать вариант ответа (а, б, в, г), который более ярко характеризует поведение Вашего ребенка и обвести его кружочком на бланке №1

 

Бланк №1

(для ответов на анкету по определению преобладающего типа темперамента

у ребенка дошкольного возраста)

Ф.И. ребенка ___________________________________________

№ вопроса 1 2 3 4 5 6

Выбор

ответа

а а а а а а
б б б б б б
в в в в в в
г г г г г г

               


АНКЕТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: