O.K. АНТРОПОВ
ИСТОРИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭМИГРАЦИИ
Учебное пособие
Книга вторая
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Астрахань – 1999
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
O.K. АНТРОПОВ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ЭМИГРАЦИИ
Учебное пособие
Книга вторая
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Издательство Астраханского педагогического университета
1999
УДК 378.16
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом
Астраханского государственного педагогического университета.
Рецензенты: канд. филос. наук, доц. Н.Н. Мизулин (АГМА);
канд. ист. наук, доц. Н.А. Дроздова (МОСУ).
O.K. Антропов
История отечественной эмиграции: Учебное пособие для студентов. Книга II: Культурное наследие российской эмиграции. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та. - 1999. - Ч.2. - 89с.
|
|
ISBN 5-882OO-415-2
© Изд-во АГПУ, 1999.
©Антропов O.K., 1999.
ГЛАВА I
РУССКИЕ ИСТОРИКИ-ЭМИГРАНТЫ
Никакие грандиозные события в истории России не будоражили так российский научный мир, как Февральская и особенно Октябрьская революции. Историки, философы, политологи, правоведы стремились понять и оценить все, что произошло с Россией в начале XX столетия, осмыслить причины революций, их сущность и характер, цели и ход, факторы, повлиявшие на создание революционных предпосылок, трагические последствия Октября 1917 г.
Пережитая трагедия гражданской войны, крах идеалов государственного устройства настоящей и будущей России, социального положения возбудили интерес эмиграции к истории Отечества, определяли мотивы восприятия ее судьбоносных исторических событий и периодов. Одна часть эмиграции (ученые, образованный слой, высшие офицеры) пытались найти в прошлом страны ответы на извечные вопросы: кто виноват? и что делать? Эту часть интересовали такие исторические события и такие выдающиеся личности государства, которые могли помочь смягчить восприятие недавней катастрофы и вселить надежду на коренные изменения в стране. Эмигранты пытались найти в истории России те тенденции, которые способствовали бы созданию новой России, без большевизма и советской власти.
Другая часть эмиграции (а она была большей) не проявляла заметного интереса к событиям далекого прошлого России. Изгнанников интересовало то, что пришлось пережить им самим и их товарищам по несчастью в 1917 г. и в последующие годы. Поэтому мемуары бывших государственных деятелей, генералов, прошедших первую мировую и гражданскую войны, будоражившие душу, вызывали наибольший спрос. Эти материалы, как и статьи рядовых участников событий, печатались в журналах и газетах, их охотно читали.
|
|
Русские историки учитывали морально-психологический климат в эмигрантской среде и старались откликнуться «по свежим следам» на недавние события, поразившие страну. Поэтому некоторые из них выступали в двойной роли как историки и публицисты (С.П. Мельгунов и другие).
Разумеется, в развитии отечественной исторической науки за рубежом определяющим был не принцип «спроса-предложения», а профессиональная преданность ученых науке и историческим направлениям в ней. Позже, когда жизнь несколько стабилизировалась, историки вернулись к своей научной специализации, в свои профессиональные области исследований.
Периоды отечественной и всемирной истории, а также история России в целом освещались русскими учеными с позиций тех методологических направлений, которые определились в русской исторической науке во второй половине XIX в начале XX веков, сохранившиеся также в эмигрантской историографии, и которым были привержены ученые. Таких ведущих направлений было три: научно-реалистическое течение (П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, Е.Ф. Шмурло и др.); историко-философские теории истории России (Н.А. Бердяев, П.Н. Новгородцев); евразийство (Г.В. Вернадский). Они неоднозначно трактовали и оценивали ход отечественной истории. Соответственно неодинаковым было отношение представителей этих направлений к проблемам образования и укрепления российского государства, к влиянию реформаторской деятельности Петра I и Екатерины II, русских бунтов, реформ 1860-х годов на судьбу России, наконец, к революциям 1917 г. Но при несхожести некоторых исторических позиций и суждений русских ученых в освещении истории Отечества объединяло чувство патриотизма, боль за судьбу России, настоящей и будущей.
Первое направление русской историографии относится к периоду господства в России позитивизма, который опирается исключительно на «позитивные», «положительные» факты в познании действительности. Свою научную задачу позитивисты видели в накоплении множества фактов, почерпнутых из архивных источников и рукописных памятников, и интерпретации фактов в зависимости от идеологической платформы исследователя. Сторонники позитивизма отодвинули на второй план роль личности в истории, посвящая свои работы исследованию политических, экономических и социальных фактов и факторов исторического развития России.
По концепции позитивистов, Россия должна пройти те стадии развития, которые прошли или проходят западные страны, так как человечество должно пройти через адекватный ряд этапов в обусловленном, заранее определенном порядке. Теоретические установки позитивистов приводят к детерминизму - «учению о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений»,[1] и телеологизму, по которому все в мире целесообразно и все сотворено Богом. Таким образом, вопрос о закономерной неизбежности революций в России как исторических явлений, обеспечивающих продвижение государства вперед, был безответным ударом по историкам-позитивистам. Они не могли, согласно своей теории, выдвинуть альтернативный аспект. В условиях эмиграции проповедовать такой тезис было весьма рискованно.
Свою методологию и методику изучения истории России имело евразийство. Географическими границами исторического изучения России была принята Российская империя, позже Советская Россия, раскинувшаяся на двух континентах - Европе и Азии, как особая общность со своими политическими, экономическими и социальными чертами, обусловленными географическими, климатическими и этническими факторами. Марк Раев, историк из младшего поколения российской эмиграции, автор книг по политической и социальной истории России, так поясняет позицию евразийцев в понимании ими особенностей ее развития: «Социальное и политическое развитие этой евразийской общности определялось борьбой между степью и лесом, в которой последний постепенно брал верх. Эта борьба, однако, выявляет значение кочевых народов в создании той цивилизации - политической, материальной, духовной, - которая органически охватывала всю территорию Евразии».[2]
|
|
М. Гаев считает, что евразийство не было альтернативой позитивизму. В методологической схеме евразийства он находит элементы детерминизма и телеологизма: «Их трактовка русской истории также приводила к детерминизму, основанному на географических и климатических факторах. Любой детерминизм, однако, предполагал признание неизбежности большевистской революции, легитимного и длительного характера советского режима».[3]
Русская историческая наука богата трудами выдающихся русских историков-эмигрантов. Крупными учеными были С.П. Мельгунов, П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, М.И. Ростовцев, М.Г. Попруженко, Н.П. Кондаков, А.А. Кизеветтер, Е. Шмурло, В.А. Мякотин, B.C. Голенищев, В.В. Головин, С.А. Корф, А.А. Васильев, А.В. Флоровский, С.М. Кульбакин, Э.Р. Штерн.
В Европе были созданы центры исторической науки Российского зарубежья. Их создание обуславливалось, главным образом, местом расселения ученых. Такие центры возникли в Праге, Берлине, Париже, Белграде. В Праге историки образовали свою профессиональную организацию - Русское историческое общество под председательством Е. Шмурло, его сменил В. Францев. Общество проводило встречи, научные дискуссии, публиковало собственное периодическое издание - «Записки Русского исторического общества» (1927-1930). В Праге работал Исторический семинар под руководством Н.П. Кондакова - академика Петербургской академии наук, крупного ученого, специалиста в области истории искусства и византиноведения, умершего в 1925 г. Исторический факультет Русского университета в Праге принимал участие в издании «Ученых записок университета».
|
|
Профессионализм русских ученых проявлялся не только в научной, но и в преподавательской деятельности. Историки преподавали в русских учебных заведениях, а также в вузах Берлина, Парижа, Праги, Софии, Варшавы, Нью-Йорка. К сожалению, историки, читавшие лекции в университетах, не смогли оставить после себя достойную смену из русских студентов, за небольшим исключением. Препятствовал этому ряд факторов и, прежде всего, вынужденная профессиональная адаптация второго поколения. Дети эмигрантов, проявлявшие интерес к истории, в большинстве более глубоко изучали в университетах историю страны проживания и по окончании вуза специализировались в этой области.
MЕЛЬГУНОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ (1879-1956). Он стоит в ряду крупнейших русских историков XX столетия. Есть надежда, что его труды, актуальные для современной России, будут переизданы на его родине, из которой он был выслан в 1922 г., и вызовут общественный интерес. С Мельгунов был историком «быстрого реагирования», «историком-публицистом» по преимуществу, как называли его коллеги. Научная и общественная деятельность Мельгунова вызывает особый интерес и представляет качественный этап в развитии русской исторической науки. Через его биографию прошли все крупные события русской истории от революции 1905-1907гг до плодотворного участия в культурной жизни Российского зарубежья 20-50-х годов.
За первые полтора десятилетия нашего века Мельгунов написал множество статей по истории общественного движения в России, подготовил два сборника о взаимоотношении церкви и государства (1905-1906). Он принимал активное участие в коллективных изданиях: в семитомнике «Безликая Реформа» (1911), шеститомнике «Отечественная война и русское общество» (1912), «Масонство в его прошлом и настоящем» (1914-1918).
С. Мельгунов - один из крупнейших издателей в России и, прежде всего, журнала «Голос минувшего» (1913-1923). Публикации журнала по истории освободительного движения в России, передовой общественной мысли и литературы, царской цензуры и охранки, мемуаров декабристов привлекали большое внимание современников и как факт истории общественного движения и общественной мысли в России интересны и сегодня.
С 1917 г. вплоть до высылки из страны С. Мельгунов вел активную общественно-политическую деятельность. Октябрьскую революцию он не принял и остался в лагере непримиримых оппозиционеров. Мельгунов был противником любого компромисса с партией большевиков, «участия в административной власти».
Обосновавшись после высылки в Берлине, С.П. Мельгунов на средства, полученные от товарищества «Задруга» кооперативного издательства в Москве, которое он до эмиграции возглавлял, основывает издательство «Ватага» и начинает издание исторических сборников «На чужой стороне». Финансовые затруднения заставили вскоре берлинскую «Ватагу» скооперироваться с пражским издательством «Пламя», основанным профессором Московского университета Е.А. Ляцким, где и было продолжено (с 1924 г.) издание сборников «На чужой стороне». С девятой книги по тринадцатую сборники печатаются только в Праге, куда на непродолжительное время переезжает Мельгунов. На тринадцатой книге издание было приостановлено.
В Париже, куда в 1926 г. окончательно переезжает Мельгунов, издательство товарищества «Н.П. Карбасников» начинает выпускать сборники под названием «Голос минувшего на чужой стороне» (Париж, 1926-1928, №№ 1-6). В составе редакции С. Мельгунов, В Мякотин, Т. Полнер. Одновременно Мельгунов организует издание еженедельника «Борьба за Россию» (Париж, 1926-1931, №№ 1-239).
Одна из наиболее известных книг С.П. Мельгунова об Октябрьской революции и гражданской войне - книга «Красный террор в России: 1918-1923», изданная в 1923 г. в Берлине. После ее выхода автора на родине лишили гражданства. В СССР книга была напечатана впервые по тексту второго издания (1924) в Москве в 1990 г. Это была первая книга-правда о зверствах ЧК, местных большевистских правителей и армейских комиссаров, проводимых над мирным населением, неугодными элементами и пленными «беляками», особенно офицерами. Наибольшее негодование вызывает введенный большевиками «институт заложников». Так, за убийство Урицкого, руководителя петроградского ЧК, и покушение на Ленина в августе 1918 г. по городам России были расстреляны тысячи заложников.
Мельгунов пишет, что самой распространенной мерой наказания у большевиков был расстрел. В этом усердствовали и местные власти. Расстреливали «в Вятке за выход из дома после 8 часов», в Брянске за пьянство, в Рыбинске за скопление на улицах и притом «без предупреждения».[4] Угрозы расстрелом были весьма разнообразны. «Смертельная казнь еще в 1918 г. была восстановлена в пределах, до которых она никогда не доходила и при царском режиме. Таков был первый результат систематизации карательного аппарата «революционной власти».[5] Расстрелу часто предшествовали пытки. Часто жертв принуждали рыть себе могилу.
Особое внимание обращает Мельгунов на издевательства над арестованными женщинами, на глумление и изнасилование их чекистами, тюремщиками, комендантами и прочим большевистским начальством. Молодые женщины, девушки преимущественно из интеллигентной среды перед расстрелом насиловались.
С. Мельгунов отмечает, что большевистские деятели изображали террор как «следствие возмущения народных масс» и что большевики вынуждены были прибегнуть к террору под давлением рабочего класса. Автор цитирует слова руководителя «красного террора» Дзержинского из записки, поданной в Совет Народных Комиссаров в феврале 1922 г.: «Я стремился привести систематизацию карательного аппарата революционной власти. За все время Чрезвычайная комиссия была не что иное, как разумное направление карающей руки революционного пролетариата».[6]
В 1922 г. чекисты подготовили и выпустили второй том сборника «Красная книга ВЧК», в которой они пытались доказать историческую необходимость красного террора как ответной реакции на белый террор. Читателю, познакомившемуся с книгой С. Мельгунова, будет ясно, кто и до какого масштаба «революционный террор» раскрутил, вопреки всяким фарисейским заверениям.
История Октябрьской революции и гражданской войны привлекала особое внимание Мельгунова еще до его высылки. Много загадочного, таинственного для россиян было связано с этими грандиозными событиями в истории Отечества. «Белые» уверяли, что большевики являются платными наемниками немцев и посланы ими для захвата власти и вывода России из мировой войны как противника Германии. Мельгунов исследовал эту версию и установил, что факт финансирования большевистской партии правящими кругами Германии в период подготовки пролетарской революции соответствует действительности. Итогом этого исследования стала его книга «Золотой немецкий ключ большевиков» (Париж, 1940).
В феврале 1925 г. в парижских «Последних новостях» была опубликована статья Мельгунова «Приоткрывающаяся завеса», которая разоблачала второй этап сговора немцев с большевиками. Центральным местом в статье была «нота Гинце» - секретное приложение Министерства иностранных дел Германии от 27 августа 1918 г. к Брестскому мирному договору (самому «похабному» миру, по признанию большевиков, после их повторных переговоров с немцами). В секретной ноте, отмечает автор, более откровенно проявлялись позиции обеих сторон в разграничении сфер влияния, в установлении новых границ России, в результате чего бывшая Российская империя окончательно теряла огромную территорию, людские, сырьевые и производственные ресурсы. Нотой и ответом на нее Совнаркома выражалось согласие сторон вести совместную борьбу с Добровольческой армией и в целом с Белым движением, интервентами Антанты и чехословацким мятежом.
Итак, по условиям Брестского мирного договора и приложенной к нему ноты Гинце «немцы должны были помочь большевикам в дни гражданской войны, - пишет Мельгунов, - а большевики должны явиться базой для борьбы с Антантой». Москва, отмечает Мельгунов, жила под опекой «большевистско-немецкой контрразведки»: «Фактическими хозяевами в Москве тогда, в значительной мере, были немцы».[7] Германия предпочла играть двойную игру: одну со Скоропадским, другую в Совдепии, заключает он.
С.П. Мельгунов жил до осени 1922 г. в Советской России и был свидетелем большевистских «деяний», узурпаторской и кровожадной политики коммунистических лидеров и советской власти в центре и на местах. Поэтому его произведения об Октябрьской революции, гражданской войне и «красном терроре» - это летописи очевидца, испытавшего первые жестокие уроки ускоренно строящегося социализма.
После Второй мировой войны С. Мельгунов продолжил свою издательскую деятельность в Париже, где он издает газету «Российский демократ» (Париж, 1948-1956) и многочисленные сборники: «Свободный голос», «Свободное слово», «Независимое слово», «Свободная мысль», «Независимая мысль», «Россия в эмиграции», «За свободу России», «Борьба за Россию» (Париж, 1946-1948). Пестрота в названиях сборников говорит о той ситуации, в которой оказалась российская эмиграция после Второй мировой войны, когда коммунисты, входившие в состав правительства, активно влияли на политическую жизнь страны и создали чрезвычайно сложную обстановку вокруг российской эмиграции.
С 1950 г. Мельгунов начал издавать в Париже один из лучших журналов Российского зарубежья «Возрождение». Авторитетность ему создали, прежде всего, публикации самого Мельгунова. Журнал продолжал выходить и после смерти Мельгунова (по 1974 г. вышло 243 номера). Во всех этих изданиях послевоенного времени нашло свое отражение отношение эмиграции ко Второй мировой войне, борьбе СССР с фашистской Германией, отношение русской эмиграции к СССР, к возвращению на Родину части первой волны эмиграции, антисоветская борьба в послевоенное время и т.д. Кроме того, в журнале «Возрождение» было опубликовано много статей по истории культуры дореволюционной России и культурной жизни Российского зарубежья. В 1946-1956 годах Мельгунов возглавлял «Союз борьбы за свободу России», с 1950 г. - «Координационный центр антибольшевистской борьбы».
По истории Октябрьской революции и гражданской войны С.П. Мельгунов написал, кроме «Красного террора в России», еще около десяти монографий. Среди них: «Трагедия адмирала Колчака» (1930-1931), «На путях к дворцовому перевороту» (1931), «Как большевики захватили власть» (1939), «Судьба императора Николая II после отречения» (1951), посмертно были изданы «Легенда о сепаратном мире» (1957), «Мартовские дни 1917 года» (1961). Своей неутомимой научной и издательской деятельностью С.П. Мельгунов внес в русскую культуру весомый вклад, не потерявший своего значения и доныне.
МИЛЮКОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ КАК УЧЕНЫЙ-ИСТОРИК (1859-1943). П.Н. Милюков поделил свою жизнь на две части: первая была отдана науке, вторая — политике. Его общественно-политическая деятельность как лидера кадетской партии, главы парламентской оппозиции, идейного вождя российской эмиграции рассматривалась в первой книге.
В 1882 г. Милюков окончил Московский университет и был оставлен для научной работы на кафедре русской истории, которую возглавлял В.О. Ключевский. С конца 1890 г. в журнале Министерства народного просвещения началась публикация магистерской диссертации П. Милюкова «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII века и реформы Петра Великого». В 1892 г. она вышла отдельной книгой. Эта научная работа была удостоена премии им. С.М. Соловьева и принесла автору степень магистра российской истории, заставила говорить о молодом ученом как о серьезном исследователе.
Автор разделяет политику Петра на внешнюю и внутреннюю. Делая акцент на таком расчленении, Милюков отмечает, что внутренняя политика, связанная с реорганизацией государственного устройства, была направлена на достижение внешнеполитических целей, на утверждение России на европейской арене как великого государства. При этом он положительно оценивает деятельность Петра в области внешней политики, но не признает способов и средств ее осуществления.
В 20-х годах Милюков в своих статьях производит такое же расчленение политики большевиков. Однако первоначальное осуждение Милюковым советской власти за порочную внутреннюю политику, приведшую к обнищанию народа, к голоду, в начале 30-х годов изменяется в сторону одобрения внешней политики Сталина, ее приоритета при явном ущербе во внутренней политике. По его мнению, «интересы государства важнее временных страданий народа».[8] Правда, позже Милюков проявит больше реализма и в статье «Правда о большевизме», напечатанной после смерти автора в «Русском патриоте» (1944, № 3), признает, что государственную мощь Россия приобрела за счет страданий народа.
В 1894 г. Милюков, сосланный в Рязань, начинает работу над самым значительным из его исторических трудов - «Очерки по истории русской культуры». Весной 1897 г. он отправляется в Болгарию, где приступает к глубокому изучению истории славянства, сделавшей его крупнейшим специалистом в этой области. В 1899 г. Милюкову было разрешено вернуться на родину. В 1901 г. он вторично был посажен в тюрьму (на шесть месяцев), где написал первый выпуск третьей части «Очерков по истории русской культуры».
В этой работе автор поставил перед собой задачу раскрыть все стороны внутренней истории России: экономическую, социальную, государственную, религиозную, эстетическую. Объяснение истории с социологических позиций он дает в таком аспекте, что в ее основе должна лежать идея закономерности исторического процесса. Но при этом отмечает, что признать историческую закономерность несравненно легче, чем открыть законы истории. Милюков считает одинаково односторонними вывод о том, что основу исторического процесса определяет «развитие духовного начала» или суждение, по которому «материальные условия производства определяют все содержание истории». Он признает бесплодным спор о первенстве духовного или материального фактора в развитии исторического процесса, о приоритете первого или второго «элемента» как движущих сил истории. В «Очерках» наиболее четко проявились основные принципы позитивизма.
«Очерки по истории русской культуры» отразили характерный для той эпохи поворот гуманитарных наук, и, прежде всего, истории, к изучению исторического процесса как результата развития народных масс, а не деятельности отдельных личностей, в том числе царей. Милюков был одним из первопроходцев этого нового направления в русской исторической науке. В первом томе «Очерков» автор приходит к выводу, что в России государство имело огромное влияние на организацию общества, тогда как на Западе организация общества обусловливала государственный строй. Иными словами, российское общество строилось сверху вниз.
П.Н. Милюков был первым русским историком, который начал писать историю большевистской революции в конце 1917 г. Первый из трех выпусков «Истории второй русской революции» вышел в свет осенью 1918 г. в Киеве, третий окончен в декабре 1920 г. в Лондоне. Полное издание «Истории второй русской революции» - София (1921-1924). Основной целью написания «Истории», как отмечает автор в предисловии ко всему изданию, были анализ событий с точки зрения понимания им предпосылок и причин успеха Октябрьской революции, крушения достижений Февраля, определенные политические выводы о событиях до Октября и последовавших за ним.
Первый вывод Милюкова касался ошибок левого интеллигентского максимализма 1917 г. и правого максимализма 1918 г., который, двигаясь противоположными путями, потерпели, однако, аналогичную катастрофу. Объективную причину этого поражения историк видит в том, что следует «внести некоторую поправку в наше представление о пределах возможности для индивидуальной человеческой воли управлять такими массовыми явлениями, как народная революция».[9]
Второй вывод определял роль широких масс в революции. Ошибкой социалистов, считает Милюков, был их взгляд на народные массы как на инертные силы в революционном движении. Это представление о пассивности народа следует немедленно пересмотреть. Массы принимают от революции то, заявляет автор, что соответствует их желаниям, но тотчас же противопоставляют «железную стену пассивного сопротивления», как только начинают подозревать отклонение событий от их интересов. Милюков заключает: «Мы только теперь начинаем разбирать,... что в этом поведении масс, инертных, невежественных, забитых, сказалась коллективная народная мудрость.[10]
Для Милюкова основным вопросом революции был вопрос о власти. Он считал большевистский режим логическим результатом деятельности русских политиков после крушения самодержавия. Милюков рассматривал революцию как единый политический процесс, начавшийся в Феврале и достигший точки высшего подъема в Октябре. Ядро этого процесса составляло ускоряющееся разложение государственной власти. В третьем томе - «Агония власти» - он прослеживает историю последнего правительства Керенского вплоть до государственного переворота и захвата власти большевиками. По мнению Милюкова, все составы Временного правительства, один за другим, все более разрушали собственный авторитет и расчищали путь к большевистскому правлению.
Человек прагматического мышления, Милюков четко определял, что существовал большой разрыв между реальными проблемами страны и пониманием лидерами Временного правительства стоявших перед ними задач. Реальными проблемами, по его мнению, были установление правительством контроля над всей страной и доведение войны до конца. Однако новые лидеры избрали другой курс. Они функционировали на другом уровне.
Полярными были действия большевиков, рвущихся в 1917 г. к власти. Суждения Ленина, выдвигаемые им тезисы и идеи, были «глубоко реалистичны», писал Милюков. Сплоченные единой партийной программой, большевистские лидеры действовали целеустремленно. Партийцы использовали любые приемы для подрыва существующей государственной власти: разоружали армию и флот, боролись за власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики умело сорвали корниловский мятеж. Они много усилий приложили к привлечению армии на свою сторону, проводили активную и доступную пониманию солдат и матросов агитацию, используя близкие их социальным ценностям лозунги и призывы.
Проблемы, поднятые Милюковым в «Истории второй русской революции» и их трактовка с несколько необычных для русской оппозиционной интеллигенции политических установок, вызвали недовольство и резкую критику автора со стороны отдельных слоев эмиграции. Его обвиняли в «хамелеонистости», беспринципности и прочих грехах. Враждебно был принят трехтомник и советской историографией, но это уже было обязательным идеологическим противодействием.
В 1927 г. в Париже был издан первый том работы П. Милюкова «Россия на переломе. Большевистский период русской революции». В своей двухтомной работе ученый дает яркую характеристику разных сторон большевистского режима. В предисловии к русскому изданию 1927 г. автор отмечал, что, когда он писал эту книгу, «хотел смотреть на события глазами историка, а не политика».[11] Однако политическая тенденция автора прослеживается во всей работе.
Большое внимание Милюков уделил в своей работе роли государства при ленинской диктатуре пролетариата, которая, по его мнению, есть диктатура насилия меньшинства, «авангарда» - партии большевиков, узурпировавших власть. Автор осуждает политику разрушения большевиками старого государственного аппарата и создания ими новых государственных структур, объясняя это тем, что ничего нового на более высоком уровне, как это было в России, большевики создать не могут. Ленин ищет это новое в туманном понятии «полугосударства» и «неполного коммунизма», которые и будут сутью этого перехода от пролетарского государства к полной безгосударственности.[12]
Милюков, характеризуя большевистский режим середины 20-х годов, отмечает, что после сплошного разрушения получена, если еще не мирная картина созидания, то уже картина борьбы между созидательными и разрушительными началами, с несомненным перевесом на стороне первых. В конце 1920 г. он выдвигает «новую тактику», основанную на отказе от дальнейшей вооруженной борьбы, интервенции и ориентированную на преодоление большевизма изнутри, с использованием оппозиции внутри страны, политических и идеологических средств.[13]
П. Милюков также отмечает, что при выборе будущего политического строя для России необходимо учитывать и ту обстановку, которая сложилась в стране при режиме большевиков. Он называет этот строй республиканским. Но эта республика особого рода. Все ее приемы управления самые деспотические, а с народом она расправляется хуже, чем с крепостными рабами. Поэтому народные массы утратили всякую надежду, что эта власть может стать народной. Однако отсюда, заключает Милюков, еще не следует, что массы представляют себе восстановление России как возвращение к старому порядку. И ученый приходит к выводу, что демократическая республика не только является принципиально наиболее желательной заменой советской власти, но оказывается также и наиболее возможной. Эту концепцию он обосновал в работе «Республика или монархия».
Милюков тесно связывает с проектами будущей формы правления в России решение национального вопроса. Его взгляды в этой области наиболее полно сконцентрированы в работе «Национальный вопрос» (Париж, 1925). Ученый утверждает, что право народов Советской России располагать собой вплоть до отделения и образования независимых государств в соответствии с ленинской национальной политикой является фикцией чистой воды. Он видит во всех действиях советской власти в отношении национальностей лишь стремление к еще большей централизации. При анализе советской Конституции Милюков замечает, что она отбирает у мнимо независимых национальных республик даже такие национальные права, которыми пользовались местные органы управления в царский период.
Выступая за единое федеративное государство, Милюков считает, что нельзя добиваться единства силой оружия, так как этот способ противоречит демократии. В результате своих исследований он приходит к выводу, что антинациональная ассимиляционная политика, обращенная национальным большинством против меньшинств, чрезвычайно редко увенчивалась успехом. Большей частью она вела к озлоблению и обострению отношений, а при первом же политическом катаклизме к распаду государства, которое проводило подобную национальную политику.
ПН. Милюков умер 31 марта 1943 г. Ушел из жизни главный приверженец идеи о либеральной, демократической России, и с ним умер русский либерализм начала XX в. - «политическое течение, пытавшееся примирить и облагородить российскую «власть тьмы» и «тьму власти», но потерпевшее трагическую неудачу».[14]
ВЕРНАДСКИЙ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1887-1973). Г. Вернадский родился в Петербурге. Окончил Московский университет, слушал лекции во Фрайбургском университете в Германии. Магистерскую диссертацию посвятил истории русского масонства в царствование Екатерины II. Преподавал в Петербургском, Пермском, Таврическом университетах.
После выезда из России Вернадский жил и работал в Греции, затем в Чехословакии. В Праге он встречался и сотрудничал с лидером евразийского движения в Российском зарубежье П.Н. Савицким (1895-1968) - экономистом, географом, историком. Лидер евразийцев рассматривал Евразию как субконтинент, состоящий из части Европы и части Азии. Савицкий придал понятию «Евразия» не только географическое значение, но и этнический и культурно-исторический смысл. Эти встречи и сотрудничество оставили след в профессиональных взглядах ученого. В августе 1927 г. Вернадский переехал в США, где прошла большая часть его жизни и научной деятельности.
В США Вернадский стал одним из признанных авторитетов по истории России. Он отличался многосторонней образованностью, глубиной знаний, способностью к воссозданию больших исторических полотен и к построению теоретических обобщений. Научные труды Г. Вернадского, прежде всего общий курс и фундаментальное исследование «История России» в пяти книгах (1943-1969), работы, по евразийству и теории феодализма, приобрели известность и оказали серьезное воздействие на изучение истории России за рубежом, особенно в США.
Одной из важнейших в творчестве Вернадского стала тема взаимодействия природного и социального. Эта тема в определенной мере связывалась с другой. Георгий Владимирович был приверженцем теории евразийства. В его работах евразийство приобретает черты теоретически обоснованной модели геополитики в российском варианте. В евразийстве Вернадский на первое место выдвигает роль географического фактора в жизни общества. Он внес крупный вклад в концепцию и теоретическую разработку круга проблем евразийства, связанных с воздействием естественно-географических условий на историческое развитие России-Евразии и с особенностями ее геополитического положения на пограничье Европы и Азии и протекавшими на протяжении столетий колонизационными процессами, с высокой активностью надстройки, многое предопределившей в судьбах государства.
В трудах Г.В. Вернадского поставлена и обстоятельно раскрыта проблема исторической среды и эпохи. Судьбы России рассмотрены на широком конкретно-историческом фоне, в тесном взаимодействии с другими народами и цивилизациями. Вернадскому принадлежит несомненная заслуга в исследовании синтезных социальных форм - весьма перспективного научного направления. В его трудах выявлены обстоятельства и время появления славян и других народов на Восточно-европейской равнине, объяснены причины крупных поворотов в судьбах России, охарактеризованы особенности отдельных этапов ее исторического развития.
РОСТОВЦЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1870-1952). М. Ростовцев был профессором классической филологии Санкт-Петербургского университета. Еще до эмиграции он стал ведущим русским историком-антиковедом. Его труды по древней истории и археологии, в том числе и России, получили мировое признание. В 1916 г. он был избран членом Российской Академии наук.
Сторонник умеренных политических течений (лидеры В.Д. Набоков, П.Н. Милюков), Ростовцев не принял Октябрьской революции и в 1918 г. эмигрировал. Однако в Европе, кроме вовлечения в общественно-политическую работу, ему не удалось активно применить себя в области науки. В 1920 г. М. Ростовцев переезжает в США. Здесь ему в течение 30 лет было предоставлено широкое поле научной деятельности. Академик Ростовцев сначала занял профессорскую должность в университете Мэдисона, позже в Нью-Хейвене.
Мировую славу М.И. Ростовцеву принесли археологические раскопки на Ближнем Востоке, выполненные им по заданию Французской Академии наук. Результатом археологических исследований Йельского университета, которые он возглавил в 1928 г. и продолжил до 1937 г., стали труды по социально-экономической истории Римской империи и эллинистических стран. Его перу принадлежит работа «Скифия и Боспор».
По воспоминаниям И. А. Бунина, авторитет М.И. Ростовцева, с которым писатель ранее часто встречался, был настолько силен в научных и культурных кругах, что он просил Михаила Ивановича выдвинуть его от имени русских ученых на Нобелевскую премию, и И.А. Бунин стал лауреатом этой премии.
ПОПРУЖЕНКО МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ (1866-1944). Увлечение М. Попруженко со студенческих лет историей и культурой зарубежных славян определило профиль его будущей научной работы. До эмиграции он неоднократно посещал Болгарию, изучал страну, которая потом стала его второй родиной, установил связи с болгарскими историками и филологами. В результате поездок Попруженко опубликовал ряд работ по истории и литературе Болгарии.
В 1920 г. он эмигрировал и поселился в Болгарии, где был радушно принят местными научными кругами. С первого же года проживания Попруженко стал активно печататься в болгарских изданиях, был избран профессором Софийского университета. В 1941 г. русский ученый избирается действительным членом Болгарской Академии наук.
За период жизни в Болгарии М. Попруженко опубликовал около 120 научных и публицистических работ по болгарской и русской истории, литературе. В 1936 г. ученый переработал первое издание 1899 г. «Синодики царя Бориса» — многопланового источника по истории богомольства, занявшего наиболее значительное место в научном творчестве ученого в период эмиграции.
ПУШКАРЕВ СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВИЧ (1888-1984). Русский историк С.Г. Пушкарев, выпускник Харьковского университета (историко-филологический факультет), покинул Россию в 1921 г. и поселился в Праге, где прожил до 1945 г. Получив в 1924 г. степень магистра в Русском народном университете в Праге, он стал там читать лекции.
В 1924 г. в Праге была издана первая работа Пушкарева «Очерк истории крестьянского самоуправления в России». Она построена на обзоре законодательных актов разных периодов истории России. Эта тема нашла свое отражение и в более поздних работах ученого и была связана с профилем его педагогической деятельности на юридическом факультете, где он читал историю русского права. Влияние Г.В. Вернадского побудило Пушкарева написать очерк «Россия и Европа в их историческом прошлом» («Евразийский временник», 1927). Он был активным участником Русского исторического общества в Праге.
Изменение режима в Чехословакии под влиянием СССР после Второй мировой войны принудило С. Пушкарева покинуть страну и перебраться сначала в Баварию, а в 1949 г. навсегда в США. Здесь он продолжил свою научную и преподавательскую деятельность. За активную научно-исследовательскую работу в области истории Северной Америки современники называли С.Г. Пушкарева «американским историком».
А.В. ФЛОРОВСКИЙ (1884-1968). Бывший профессор Новороссийского университета в Одессе, в эмиграции профессор Карлова университета в Праге, А. Флоровский жил в столице Чехословакии с 1923 г. по 1968 г. Он относится к числу тех русских историков, которые большую часть своей научной деятельности посвятили изучению связей России (с древнейших времен) с ее ближайшими европейскими соседями - западнославянскими и южнославянскими народами. Его двухтомный труд «Чехи и восточные славяне. Очерк по истории чешско-русских отношений» (Прага, 1935-1947) не потерял своего значения и в наши дни.
Флоровский немало внимания уделял вопросам развития исторической науки в СССР и в Российском зарубежье. Ученый опубликовал ряд обзоров работ советских историков и историков-эмигрантов 1920-1930-х годов. Он считал исследования эмигрантов неотъемлемой частью отечественной исторической науки, сохраняющей традиции русской школы, свободной от большевистской идеологии и методологии. Флоровский призывал уберечь единство отечественной исторической науки, не преследовать ученых старой школы и отстаивал право историков-эмигрантов представлять русскую науку на международных научных конференциях.
* * *
Как видно из краткого обзора научной деятельности ряда историков, русская историческая наука продолжала жить и творить за рубежом. Эмиграция жила недавними трагическими событиями на родине. Осознание бессилия перед новыми и непонятными силами большевизма побудило ученых заняться более глубоким изучением истории России в политическом, социально-экономическом и этническом аспектах, русского коммунизма (большевизма), исследованием тоталитарного коммунистического режима. В результате родилось новое направление в эмигрантском обществоведении - «советология».
Историческая публицистика ученых много сделала для создания теоретико-методологических предпосылок позднейших россиеведческих и советоведческих разработок на Западе. В частности, узловые проблемы истории России воспринимались и разрабатывались западными учеными в значительной мере под влиянием научных трудов русских историков-эмигрантов.
В начале 20-х годов среди образованных слоев эмиграции произошел рост религиозных настроений, что повысило интерес к истории христианства и роли религиозного фактора в русской идейной и культурной жизни за рубежом. Некоторые ученые обратили внимание на это явление. Среди историков, занимавшихся исследованием религиозных проблем, более заметными были Георгий Федотов (1886-1951) - сторонник христианского социализма, демократического государственного устройства, и Георгий Флоровский (1893-1980) - историк христианской религии, исследователь в области русской религиозной жизни и мысли.
Наблюдается своеобразная эволюция отношений советской историографии к эмигрантской исторической науке в 20-х - начале 30-х годов. Регулятором этой эволюции являлся «идеологический климат» в стране. В 20-х годах в советской периодической печати появлялись отклики на различные эмигрантские журналы и сборники, которые издавались в основном в Праге и Берлине. Некоторые из них имели благожелательный и объективный характер. Основной причиной непризнания и обличения научных работ историков-эмигрантов, написанных ими до Октябрьской революции, являлась «разоблачительная позиция» по отношению к Советской России (СССР), которую авторы заняли за рубежом.
В связи с усилением в СССР идеологической борьбы в середине 30-х годов, происходит резкое отмежевание историков-марксистов от историков-эмигрантов. Характер освещения и оценки научной деятельности «белогвардейских» ученых в советской периодической печати приобретает ярко выраженную идеологическую окраску. Советская историография выносит русской эмигрантской историографии приговор о ее полном забвении. Но время и история распорядились справедливо, и «все вернули на круги своя». «Белогвардейские» историки теперь реабилитированы.
ГЛАВА II