Пример. Студент: Сафронова Мария.
Учитель биологии: Родионова Людмила Яковлевна.
1. Общая характеристика стиля общения. Стиль общения - демократический. В ходе урока идет непрерывный диалог между учителем и учениками. К каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учитывая при этом особенности характера и поведения отдельного ребенка.
Учащихся учитель выслушивает до конца, уделяя необходимое время и внимание отстающим учащимся. Постоянно употребляет слова: «давайте» (решим, повторим, разберемся и т.д.), «мы» (выясним, получим ответ). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке. Такой стиль общения положительно влияет и на учебу школьников. Поэтому его можно считать продуктивным.
Темперамент учителя - флегматический. Учителя трудно разгневать, опечалить, разозлить или рассмешить. При любых неприятностях остается спокойным, невозмутимым. Мало эмоционален. Мимика бедная. Работоспособен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, медленным темпом движений и речи.
Черты характера: общительность, доброта, трудолюбие, инициативность, настойчивость, самообладание, терпение, заботливость, непринужденность, отзывчивость, сдержанность, увлеченность, уступчивость, энтузиазм.
2. Речевое поведение учителя. Голос - негромкий, по высоте - низкий. Учитель разговаривает спокойно, уверенно, никогда не повышает голоса, не кричит на учеников.
Особенности дикции - четкая, ясная, выразительная. Речь доступная, правильная и всем понятная. Лексический запас очень богат, а также учитель умело пользуется языковыми выразительными средствами, умело избегает повторений.
Особые, ключевые слова учителя: очень приятно, будь добр, умничка, молодой человек, девушка, мальчик мой, паренек, товарищ (и), я вас слушаю. Называя учащихся по именам, учитель чаще всего употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы: Катюша, Анюта, Петечка и т.д.
3. Невербальное поведение учителя.
Жестовый рисунок урока: указательные жесты - рукой на доску; запрещающие - кивком головы; жесты поддержки - ладонью касается рукой головы или спины учащегося; жестикуляция неактивная.
Мимика. Когда учитель слушает - голова слегка наклонена набок, что говорит о доверии и о том, что учитель с большим вниманием и желанием выслушивает ответы учащихся.
Выражаются эмоции: радость - уголки губ приподнимаются, глаза улыбаются; сожаление - хмурит брови.
Поза. При объяснении новой темы учитель ходит вдоль доски, стоит вполоборота или лицом к классу. При закреплении материала учитель ходит по рядам, доходя до последних парт, что говорит о взаимодействии учителя со всем классом. Походка медленная, бесшумная, плавная, движения учителя сдержаны, контролируемы.
Внешний вид полностью соответствует поведению учителя. Одежда неброская, не вызывающая, подобрана со вкусом и в соответствии с возрастом. Макияж аккуратный, не заметный, соответствует всему тону одежды.
4. Педагогический этикет и такт учителя. Приветствие - здравствуйте!; прощание - всего доброго, до завтра!; просьбы: пожалуйста (4 раза), будь добр (2 раза); благодарности - спасибо (3 раза); извинение - извините, это я виновата (2 раза).
Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек уважительно относится к учащимся.
5. Способы воздействия на учащихся. В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопросы учителя). Затем, при объяснении новой темы, делаются записи в тетрадях (ребята очень активно участвуют в рассмотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учителя). Такой способ организации дисциплины на уроке очень эффективен в данном классе. На уроках используются разные виды групповой и фронтальной работы.
6. Оценка: молодец (10 раз), умничка (4 раза), прекрасно (2 раза), похвально (1 раз). Либо учитель подходит к ученику и легко касается спины учащегося.
Отметки выставляются объективно. На оценку не влияет успеваемость учащихся по другим предметам. По моим наблюдениям, у учителя нет класса-любимчика. Она ко всем ученикам относится одинаково, с должным вниманием и уважением.
Вывод: я считаю, что при таком учителе обучение в этом классе будет продуктивным.
ЗАДАНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА»
Задание к практике к модулю
«Гигиена труда. Эргономика рабочего места и условий труда преподавателя»
Цель курса – оценка соответствия условий труда и рабочего места психофизиологическим особенностям человека.
Задача курса: - приобрести практические знания по оценке эргономических и гигиенических требований к условиям труда преподавателя. Оценить значение эргономических показателей в проектировании условий труда, повышении его эффективности, соответствии требованиям безопасности.
А. Рабочее место
Анализируемые элементы | Описание содержания Анализируемого элемента | Результаты анализа | Предлагаемое эргономическое решение |
А1. Является ли рабочее место достаточно просторным? |
Б. Психическая нагрузка
Б.1. Органы зрения
Анализируемые элементы | Описание содержания Анализируемого элемента | Результаты анализа | Предлагаемое эргономическое решение |
Б.1.1. Предъявляет ли данный вид работы высокие требования к органам зрения? |
Б.2. Органы слуха
Анализируемые элементы | Описание содержания Анализируемого элемента | Результаты анализа | Предлагаемое эргономическое решение |
Б.2.1. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам слуха? |
Б.3. Другие органы чувств
Анализируемые элементы | Описание содержания Анализируемого элемента | Результаты анализа | Предлагаемое эргономическое решение |
Б.3.1. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам осязания. |
Методы работы