Примеры анализа педагогического мастерства учителя

 

Пример. Студент: Сафронова Мария.

                      Учитель биологии: Родионова Людмила Яковлевна.

1. Общая характеристика стиля общения. Стиль общения - демократи­ческий. В ходе урока идет непрерывный диалог между учителем и учениками. К каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учитывая при этом особен­ности характера и поведения отдельного ребенка.

Учащих­ся учитель выслушивает до конца, уделяя необходимое вре­мя и внимание отстающим учащимся. Постоянно употреб­ляет слова: «давайте» (решим, повторим, разберемся и т.д.), «мы» (выясним, получим ответ). Этим учитель при­влекает учащихся к совместной работе на уроке. Такой стиль общения положительно влияет и на учебу школьников. Поэтому его можно считать продуктивным.

Темперамент учителя - флегматический. Учителя трудно разгневать, опечалить, разозлить или рассмешить. При любых неприятностях остается спокой­ным, невозмутимым. Мало эмоционален. Мимика бедная. Работоспособен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, медленным темпом движе­ний и речи.

Черты характера: общительность, доброта, трудолю­бие, инициативность, настойчивость, самообладание, тер­пение, заботливость, непринужденность, отзывчивость, сдержанность, увлеченность, уступчивость, энтузиазм.

2. Речевое поведение учителя. Голос - негромкий, по высоте - низкий. Учитель раз­говаривает спокойно, уверенно, никогда не повышает голо­са, не кричит на учеников.

Особенности дикции - четкая, ясная, выразительная. Речь доступная, правильная и всем понятная. Лексический запас очень богат, а также учитель умело пользуется языковыми выразительными средствами, умело избегает повторений.

Особые, ключевые слова учителя: очень приятно, будь добр, умничка, молодой человек, девушка, мальчик мой, паренек, товарищ (и), я вас слушаю. Называя учащихся по именам, учитель чаще всего употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы: Катюша, Анюта, Петечка и т.д.

3. Невербальное поведение учителя.

Жестовый рисунок урока: указательные жесты - рукой на доску; запрещающие - кивком головы; жесты поддержки - ладонью касается рукой головы или спины учащегося; жестикуляция неактивная.

  Мимика. Когда учитель слушает - голова слегка наклонена на­бок, что говорит о доверии и о том, что учитель с большим внима­нием и желанием выслушивает ответы учащихся.

Выражаются эмоции: радость - уголки губ приподни­маются, глаза улыбаются; сожаление - хмурит брови.

Поза. При объяснении новой темы учитель ходит вдоль доски, стоит вполоборота или лицом к классу. При закреплении материала учитель ходит по рядам, доходя до последних парт, что говорит о взаимодействии учителя со всем клас­сом. Походка медленная, бесшумная, плавная, движения учителя сдержаны, контролируемы.

Внешний вид полностью соответствует поведению учи­теля. Одежда неброская, не вызывающая, подобрана со вкусом и в соответствии с возрастом. Макияж аккуратный, не заметный, соответствует всему тону одежды.

4. Педагогический этикет и такт учителя. Приветствие - здравствуйте!; прощание - всего добро­го, до завтра!; просьбы: пожалуйста (4 раза), будь добр (2 раза); благодарности - спасибо (3 раза); извинение - извините, это я виновата (2 раза).

Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свой­ственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек уважительно относится к уча­щимся.

5. Способы воздействия на учащихся. В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопро­сы учителя). Затем, при объяснении новой темы, делаются записи в тетрадях (ребята очень активно участвуют в рас­смотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учи­теля). Такой способ организации дисциплины на уроке очень эффективен в данном классе. На уроках используют­ся разные виды групповой и фронтальной работы.

6. Оценка: молодец (10 раз), умничка (4 раза), прекрасно (2 раза), похвально (1 раз). Либо учитель подходит к ученику и легко касается спины учащегося.

Отметки выставляются объективно. На оценку не влия­ет успеваемость учащихся по другим предметам. По моим наблюдениям, у учителя нет класса-любимчика. Она ко всем ученикам относится одинаково, с должным внимани­ем и уважением.

Вывод: я считаю, что при таком учителе обучение в этом классе будет продуктивным.

 



ЗАДАНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА»

Задание к практике к модулю

«Гигиена труда. Эргономика рабочего места и условий труда преподавателя»

 

Цель курса – оценка соответствия условий труда и рабочего места психофизиологическим особенностям человека.

Задача курса: - приобрести практические знания по оценке эргономических и гигиенических требований к условиям труда преподавателя. Оценить значение эргономических показателей в проектировании условий труда, повышении его эффективности, соответствии требованиям безопасности.

А. Рабочее место

Анализируемые элементы Описание содержания Анализируемого элемента Результаты анализа Предлагаемое эргономическое решение
А1. Является ли рабочее место достаточно просторным?        

Б. Психическая нагрузка

Б.1. Органы зрения

 

Анализируемые элементы Описание содержания Анализируемого элемента Результаты анализа Предлагаемое эргономическое решение
Б.1.1. Предъявляет ли данный вид работы высокие требования к органам зрения?        

Б.2. Органы слуха

 

Анализируемые элементы Описание содержания Анализируемого элемента Результаты анализа Предлагаемое эргономическое решение
Б.2.1. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам слуха?        

Б.3. Другие органы чувств

 

Анализируемые элементы Описание содержания Анализируемого элемента Результаты анализа Предлагаемое эргономическое решение
Б.3.1. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам осязания.        

Методы работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: