Структура жизненных ценностей молодежи изучалась с помощью оценки представленного списка из 18 позиций. Среди наиболее значимых для молодежи ценностей (оценка «5») оказались счастливая семейная жизнь (75,5% всех выборов), наличие хороших и верных друзей (73,2%), здоровье (72,8%), любовь (67,8%), уверенность в себе (63,8%). Перечисленные ценности являются, прежде всего, ценностями отношений и социального преуспевания. Чуть менее значимыми ценностями для молодежи являются интересная работа (55,9%), материально обеспеченная жизнь (52,1%), активная деятельная жизнь (51,6%), развитие (48,4%), свобода (46,8%), жизненная мудрость (44,1%), познание (40,2%). Совсем редко в группу наиболее важных ценностей респонденты относили такие ценности, как продуктивная жизнь, общественное признание, развлечения, счастье других, творчество, красота природы и искусства (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Ценностные ориентации молодежи Республики Карелия, %
Структуры наиболее значимых ценностей городской и сельской молодежи различаются. Для молодых жителей города важнее, чем для сельчан, активная деятельная жизнь (55,6%, в селе – 43,2%), жизненная мудрость (48,3%, среди сельской молодежи – 37,8%) и развлечения (37,1% и 35,1% соответственно). Для сельской молодежи в целом же наиболее приоритетные жизненные ценности повторяют те, что были актуальны для выборки в целом – счастливая семейная жизнь (91,9%), здоровье (86,5%), наличие хороших и верных друзей (83,8%), любовь (78,4%). Представленные данные показывают, что городская молодежь в целом более ориентирована на интеллектуальное и личностное развитие, активное выстраивание своей жизни, приятное времяпрепровождение, но при этом в меньшей мере опирается на дружескую поддержку, чем молодежь села.
Различаются и данные, полученные по категориям работающей, неработающей и учащейся молодежи, которые практически повторяют картину в дифференцированных по возрасту группах. Так, для работающей молодежи наибольшую значимость представляют такие ценности, как здоровье (80,4%), счастливая семейная жизнь (77,5%) и интересная работа (60,3%). Неработающая молодежь больше, чем другие группы, ценит материально обеспеченную жизнь (59,1%). Наиболее гетерогенна структура ценностей учащейся молодежи. Можно отметить, что учащиеся характеризуются большим стремлением к развитию (находятся в процессе личностного и профессионального становления), деятельной жизни, творческой самореализации, важным мотивом для них является и общественное признание. Неработающая молодежь отличается наибольшей социальной пассивностью, наименее выраженным стремлением к развитию и познанию. Менее высокая значимость ценности уверенности в себе для работающих, вероятнее всего, объясняется полученным жизненным и профессиональным опытом, благодаря чему они более четко осознают свои способности и сферу своих возможностей, от чего зависит уверенность в себе (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Ценностные ориентации молодежи Республики Карелия в разрезе разных социальных групп, %
Ценности | 14-19 | 20-24 | 25-29 | город | село | работающие | студенты, учащиеся | неработающие |
активная деятельная жизнь | 52,8% | 55,8% | 42,4% | 55,6% | 43,2% | 45,1% | 55,5% | 31,8% |
жизненная мудрость | 40,3% | 49,8% | 43,5% | 48,3% | 37,8% | 40,7% | 46,3% | 36,4% |
здоровье | 67,9% | 75,3% | 82,4% | 74,2% | 86,5% | 80,4% | 70,0% | 59,1% |
интересная работа | 52,8% | 58,8% | 64,7% | 61,6% | 75,7% | 60,3% | 55,0% | 36,4% |
красота природы и искусства | 22,4% | 28,5% | 24,7% | 25,8% | 35,1% | 22,1% | 26,1% | 27,3% |
любовь | 64,8% | 73,0% | 67,1% | 71,5% | 78,4% | 67,6% | 68,3% | 59,1% |
материально обеспеченная жизнь | 47,9% | 53,2% | 62,4% | 51,7% | 62,2% | 56,9% | 49,3% | 59,1% |
наличие хороших и верных друзей | 77,9% | 71,5% | 69,4% | 78,1% | 83,8% | 67,6% | 76,7% | 45,5% |
общественное признание | 37,9% | 30,3% | 35,3% | 29,1% | 35,1% | 32,4% | 36,2% | 13,6% |
познание | 43,1% | 38,2% | 40,0% | 38,4% | 45,9% | 37,3% | 42,4% | 18,2% |
продуктивная жизнь | 35,5% | 44,6% | 43,5% | 39,7% | 45,9% | 40,2% | 39,6% | 27,3% |
развитие, самосовершенствование | 48,6% | 52,1% | 44,7% | 50,3% | 54,1% | 43,1% | 52,0% | 27,3% |
развлечения | 42,1% | 32,6% | 22,4% | 37,1% | 35,1% | 27,0% | 38,1% | 9,1% |
свобода | 50,0% | 45,3% | 44,7% | 51,0% | 62,2% | 42,2% | 49,0% | 40,9% |
счастливая семейная жизнь | 71,7% | 77,9% | 77,6% | 79,5% | 91,9% | 77,5% | 74,7% | 68,2% |
счастье других | 35,9% | 31,8% | 34,1% | 28,5% | 48,6% | 29,4% | 36,0% | 27,3% |
творчество | 27,2% | 31,8% | 22,4% | 28,5% | 29,7% | 22,1% | 30,6% | 9,1% |
уверенность в себе | 62,4% | 67,4% | 61,2% | 65,6% | 70,3% | 56,4% | 67,2% | 54,5% |
Таким образом, современная молодежь в большей мере занята собственной жизнью, своим кругом общения, целями, нежели ориентируется в своем поведении на интересы других людей, в молодежной среде относительно непопулярна также продуктивная, творческая деятельность, что свидетельствует о низком уровне актуализации эстетических потребностей. Значительная часть молодежи характеризуется отсутствием определенного отношения к ценностям красоты природы и искусства, творчества, познания, деятельной жизни. Иными словами, данные ценности не служат для нее ориентирами при выборе жизненных целей.