Ценностные ориентации современной молодежи

Структура жизненных ценностей молодежи изучалась с помощью оценки представленного списка из 18 позиций. Среди наиболее значимых для молодежи ценностей (оценка «5») оказались счастливая семейная жизнь (75,5% всех выборов), наличие хороших и верных друзей (73,2%), здоровье (72,8%), любовь (67,8%), уверенность в себе (63,8%). Перечисленные ценности являются, прежде всего, ценностями отношений и социального преуспевания. Чуть менее значимыми ценностями для молодежи являются интересная работа (55,9%), материально обеспеченная жизнь (52,1%), активная деятельная жизнь (51,6%), развитие (48,4%), свобода (46,8%), жизненная мудрость (44,1%), познание (40,2%). Совсем редко в группу наиболее важных ценностей респонденты относили такие ценности, как продуктивная жизнь, общественное признание, развлечения, счастье других, творчество, красота природы и искусства (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Ценностные ориентации молодежи Республики Карелия, %

 

Структуры наиболее значимых ценностей городской и сельской молодежи различаются. Для молодых жителей города важнее, чем для сельчан, активная деятельная жизнь (55,6%, в селе – 43,2%), жизненная мудрость (48,3%, среди сельской молодежи – 37,8%) и развлечения (37,1% и 35,1% соответственно). Для сельской молодежи в целом же наиболее приоритетные жизненные ценности повторяют те, что были актуальны для выборки в целом – счастливая семейная жизнь (91,9%), здоровье (86,5%), наличие хороших и верных друзей (83,8%), любовь (78,4%). Представленные данные показывают, что городская молодежь в целом более ориентирована на интеллектуальное и личностное развитие, активное выстраивание своей жизни, приятное времяпрепровождение, но при этом в меньшей мере опирается на дружескую поддержку, чем молодежь села.

Различаются и данные, полученные по категориям работающей, неработающей и учащейся молодежи, которые практически повторяют картину в дифференцированных по возрасту группах. Так, для работающей молодежи наибольшую значимость представляют такие ценности, как здоровье (80,4%), счастливая семейная жизнь (77,5%) и интересная работа (60,3%). Неработающая молодежь больше, чем другие группы, ценит материально обеспеченную жизнь (59,1%). Наиболее гетерогенна структура ценностей учащейся молодежи. Можно отметить, что учащиеся характеризуются большим стремлением к развитию (находятся в процессе личностного и профессионального становления), деятельной жизни, творческой самореализации, важным мотивом для них является и общественное признание. Неработающая молодежь отличается наибольшей социальной пассивностью, наименее выраженным стремлением к развитию и познанию. Менее высокая значимость ценности уверенности в себе для работающих, вероятнее всего, объясняется полученным жизненным и профессиональным опытом, благодаря чему они более четко осознают свои способности и сферу своих возможностей, от чего зависит уверенность в себе (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1

Ценностные ориентации молодежи Республики Карелия в разрезе разных социальных групп, %

Ценности

14-19 20-24 25-29 город село работающие студенты, учащиеся неработающие
активная деятельная жизнь

52,8%

55,8%

42,4%

55,6%

43,2%

45,1%

55,5%

31,8%

жизненная мудрость

40,3%

49,8%

43,5%

48,3%

37,8%

40,7%

46,3%

36,4%

здоровье

67,9%

75,3%

82,4%

74,2%

86,5%

80,4%

70,0%

59,1%

интересная работа

52,8%

58,8%

64,7%

61,6%

75,7%

60,3%

55,0%

36,4%

красота природы и искусства

22,4%

28,5%

24,7%

25,8%

35,1%

22,1%

26,1%

27,3%

любовь

64,8%

73,0%

67,1%

71,5%

78,4%

67,6%

68,3%

59,1%

материально обеспеченная жизнь

47,9%

53,2%

62,4%

51,7%

62,2%

56,9%

49,3%

59,1%

наличие хороших и верных друзей

77,9%

71,5%

69,4%

78,1%

83,8%

67,6%

76,7%

45,5%

общественное признание

37,9%

30,3%

35,3%

29,1%

35,1%

32,4%

36,2%

13,6%

познание

43,1%

38,2%

40,0%

38,4%

45,9%

37,3%

42,4%

18,2%

продуктивная жизнь

35,5%

44,6%

43,5%

39,7%

45,9%

40,2%

39,6%

27,3%

развитие, самосовершенствование

48,6%

52,1%

44,7%

50,3%

54,1%

43,1%

52,0%

27,3%

развлечения

42,1%

32,6%

22,4%

37,1%

35,1%

27,0%

38,1%

9,1%

свобода

50,0%

45,3%

44,7%

51,0%

62,2%

42,2%

49,0%

40,9%

счастливая семейная жизнь

71,7%

77,9%

77,6%

79,5%

91,9%

77,5%

74,7%

68,2%

счастье других

35,9%

31,8%

34,1%

28,5%

48,6%

29,4%

36,0%

27,3%

творчество

27,2%

31,8%

22,4%

28,5%

29,7%

22,1%

30,6%

9,1%

уверенность в себе

62,4%

67,4%

61,2%

65,6%

70,3%

56,4%

67,2%

54,5%

 

Таким образом, современная молодежь в большей мере занята собственной жизнью, своим кругом общения, целями, нежели ориентируется в своем поведении на интересы других людей, в молодежной среде относительно непопулярна также продуктивная, творческая деятельность, что свидетельствует о низком уровне актуализации эстетических потребностей. Значительная часть молодежи характеризуется отсутствием определенного отношения к ценностям красоты природы и искусства, творчества, познания, деятельной жизни. Иными словами, данные ценности не служат для нее ориентирами при выборе жизненных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: