Культура, культурный уровень и досуг молодежи

В связи с негативной тенденцией снижения образовательного и культурного уровня населения России, вызванного множеством социально-экономических факторов, особое значение имеет оценка уровня культурного развития молодежи.

Для того, чтобы выяснить, кого современная молодежь Республики Карелия считает развитым в культурном отношении человеком, респондентам был задан вопрос «Какие из перечисленных черт, на Ваш взгляд, отличают человека с высоким уровнем культуры?». Наиболее распространенными чертами человека с высоким уровнем культуры выступили следующие:

- грамотно пишет и говорит на родном языке (44,1% выборов),

- имеет широкий круг интересов, эрудирован (35,6%),

- следит за событиями культурной жизни мира, страны и своего города (34,8%),

- соблюдает морально-нравственные нормы, не совершает поступков из плохих побуждений (32,2%),

- вежливо обращается к другим людям, доброжелателен, неконфликтен (28,7%),

- не использует нецензурную лексику (25%),

- получил высшее образование (18,4%).

Эти результаты позволяют выделить три типичных для молодежи варианта определения личностной культуры: 1) культура как информированность в отношении событий культурной жизни, широта интересов субъекта; 2) культура как владение родным языком, вежливость, соблюдение принятых норм межличностного взаимодействия (культура общения); 3) культура как достигнутый уровень образования.

Наименее популярными ответами были следующие: «хорошо разбирается в современных технологиях» (9,1%), «религиозен, регулярно посещает церковные службы» (2,4%). Таким образом, в сознании молодежи понятие культуры не связано со знанием законов, других норм поведения и не соотносится с их соблюдением. Культурным можно считать и того человека, который нарушает данные установления. Далее, уровень культурного развития оценивается молодежью вне соотнесения с продуктивной творческой деятельностью. Культурное развитие выглядит преимущественно как потребление «культурной» информации, но не как создание культурных ценностей. Наконец, следует отметить, что молодежь характеризуется низкой оценкой значимости религиозной сферы, поскольку она также не является критерием культурного человека (рис. 4.2).

 

Рис. 4.2. Представления молодежи Республики Карелия о чертах человека с высоким уровнем культуры, %

 

Достоверных различий между ответами молодежи города и села выявлено не было. И для городских, и для сельских жителей главенствующими признаками культурного человека выступили владение родным языком (42,7% в подгруппе городской молодежи и 38,9% в подгруппе сельской молодежи), широкий круг интересов и эрудированность (39,8% и 38,9% соответственно), соблюдение морально нравственных норм (33,9% и 30,6%). Сельчанами культура личности в большей мере, чем горожанами, связывается с доброжелательностью, неконфликтностью (36,1% по сравнению с 28,7% у горожан) и неиспользованием нецензурной лексики (27,8% по сравнению с 21,1% у горожан). Однако сельская молодежь намного реже включает в число характеристик культурного человека интерес к событиям культурной жизни мира, страны, своего населенного пункта (25% - по сравнению с 39,8% в выборке городской молодежи).

Различающиеся по основному роду занятий категории молодежи несколько разнятся по характеру наиболее значимого для них содержания культурного развития, хотя описанный общий тренд сохраняется. Так, для работающей молодежи наиболее значимыми критериями уровня культурного развития личности выступили грамотное владение родным языком (48,4%), широкий круг интересов и эрудированность (40,8%), доброжелательность, неконфликтность (34,1%). Наименее значимым наряду с соблюдением установленных правил поведения (11,2%), занятием творческой деятельностью (9,9%) и религиозностью (2,2%) является также критерий отсутствия вредных привычек (11,7%). Это свидетельствует о том, что ценности здорового образа жизни не воспринимаются работающей молодежью как элементы общей культуры личности.

Для студентов и учащихся основными показателями культуры субъекта чаще выступает то, что он «следит за событиями культурной жизни мира, страны и своего города» (36,8%), а также «не использует нецензурную лексику» (27,5%). Для неработающей молодежи более значимыми критериями культурного развития, по сравнению с другими группами, являются соблюдение морально-нравственных норм (43,8%), хорошая ориентация в современных технологиях и отсутствие вредных привычек (по 28,1%), наличие высшего образования (21,9%).

Сравнительный анализ групп работающей, учащейся и неработающей молодежи показывает, что основные различия в понимании того, в чем проявляется культурное развитие человека, проявляются в отношении признаков: «грамотно пишет и говорит на родном языке» (менее актуален для учащейся и неработающей молодежи), «получил высшее образование» (менее важен для работающей и учащейся молодежи), «не использует нормативную лексику» (наиболее значим для учащихся), «не имеет вредных привычек» (чаще выбирается неработающими), «вежливо обращается к другим людям, доброжелателен, неконфликтен» (в большей степени значим для работающих), «хорошо разбирается в современных технологиях, использует современные средства коммуникации» (наиболее значим для неработающей молодежи), «соблюдает морально-нравственные нормы» (более важен для неработающих респондентов).

В целом можно заключить, что учащиеся ориентированы на более традиционный вариант «культурного поведения», который транслируется педагогами и также обусловлен большим охватом учащейся молодежи в плане участия в культурных мероприятиях. Работающая молодежь не связывает культуру личности с высшим образованием и отсутствием вредных привычек. Неработающая молодежь в большей мере, чем другие группы молодежи, апеллирует к соблюдению морально-нравственных норм при оценке культуры личности (табл. 4.2).

 

Таблица 4.2

Представления молодежи Республики Карелия о чертах человека с высоким уровнем культуры, в разрезе разных социальных групп, %

Черты

14-19 20-24 25-29 город село работающие студенты, учащиеся неработающие
Следит за событиями культурной жизни мира, страны и своего города (театральными постановками, выставками, книжными новинками и т.д.)

40,4%

33,1%

26,7%

39,8%

25,0%

32,3%

36,8%

18,8%

Грамотно пишет и говорит на родном языке

41,8%

46,0%

51,2%

42,7%

38,9%

48,4%

44,1%

25,0%

Получил высшее образование

23,4%

14,6%

15,1%

18,1%

25,0%

13,9%

20,2%

21,9%

Не использует нецензурную лексику

28,5%

21,5%

24,4%

21,1%

27,8%

19,7%

27,5%

15,6%

Не имеет вредных привычек

16,9%

9,9%

10,5%

11,1%

25,0%

11,7%

14,0%

28,1%

Часто посещает театр, выставки, музеи, ходит в филармонию и т.д.

16,3%

18,9%

16,3%

15,8%

8,3%

13,9%

17,9%

6,3%

Имеет широкий круг интересов, эрудирован

30,3%

39,7%

40,7%

39,8%

38,9%

40,8%

34,2%

28,1%

Вежливо обращается к другим людям, доброжелателен, неконфликтен

22,3%

32,1%

33,7%

28,7%

36,1%

34,1%

26,2%

31,3%

Хорошо разбирается в современных технологиях, использует современные средства коммуникации

9,5%

8,6%

7,0%

11,1%

11,1%

13,9%

5,8%

28,1%

Соблюдает морально-нравственные нормы, не совершает поступков из плохих побуждений

24,0%

39,7%

38,4%

33,9%

30,6%

35,9%

29,9%

43,8%

Соблюдает законы, установленные правила поведения (например, соблюдает правила дорожного движения)

15,1%

12,9%

11,6%

16,4%

13,9%

11,2%

14,8%

18,8%

Религиозен, регулярно посещает церковные службы, в своем поведении следует религиозным нормам

3,3%

1,3%

2,3%

1,2%

0,0%

2,2%

2,2%

6,3%

Занимается творчеством, каким-либо видом искусства, посещает кружки, студии, секции и пр.

16,0%

14,9%

10,5%

15,8%

11,1%

9,9%

17,0%

15,6%

 

Роль различных факторов и агентов социализации в развитии культуры личности диагностировалась при помощи вопроса «Как Вы думаете, от чего в большей степени зависит культурный уровень развития человека?». Большинство респондентов ответили, что от родительского воспитания, влияния семьи (77%), а также от желания самого человека, его отношения (57,2%). Таким образом, молодежь не считает культурное развитие исключительно детерминированным извне процессом, хотя и отмечает значение семейного окружения. С другой стороны, почти треть респондентов ставят культурное развитие в зависимость от умственных способностей человека (28,5%), что может выступить оправданием отказа ряда молодых людей от повышения своего культурного уровня. Дружеский круг определяет культурное развитие в существенно меньшей степени, чем семья (этот вариант ответа выбрали 42% респондентов). Влияние педагогов в этом отношении также весьма невелико в сравнении с семейным воспитанием (24,3%). В то же время доля вклада педагогов несколько выше, чем значение материального положения и условий жизни молодого человека (23,3%). По мнению опрошенной молодежи роль СМИ и Интернета не слишком значительна (13%), но, возможно, эта тенденция связана с «неявным» влиянием этих агентов социализации. Наконец, важное значение свободного времени, наличия досуга отметили всего 8,3% респондентов, это означает, что согласно их представлениям, чрезмерная «загруженность» делами, дефицит времени не являются серьезным препятствием на пути культурного самосовершенствования (рис. 4.3).

 

Рис. 4.3. Представления молодежи Республики Карелия о детерминантах культурного уровня развития человека, %

 

Анализ ответов различных категорий молодежи позволил выявить следующие особенности, несмотря на общие тенденции – первостепенную роль родительского воспитания и желания самого человека. Младшая возрастная группа 14-19 лет в культурном развитии человека выше оценивает роль материального положения (24,8%) и наличия свободного времени (12,7%), средняя возрастная группа (20-24 года) – учителей и преподавателей (28,7%), дружеского окружения (43,9%) и влияния СМИ (13,2%), старшая возрастная группа (25-29 лет) – умственных способностей человека (34,5%).

Учащаяся молодежь оценивает роль дружеского окружения в культурном развитии выше, чем другие группы опрошенных (44% выборов всех респондентов-учащихся), что обусловлено психологическими особенностями возраста, а также фактом постоянного нахождения в однородной по возрасту молодежной среде. Неработающая молодежь характеризуется более высокой оценкой влияния умственных способностей человека (41,9%), учителей и преподавателей (32,3%), материального положения (25,8%) и роли СМИ, Интернета (25,8%). Можно предположить, что неработающая молодежь – группа респондентов, испытывающая наибольшие трудности в плане социальной адаптации, в то же время ее развитие определяется в большей мере внешними источниками трансляции информации и ценностных представлений (СМИ). В подвыборках городской и сельской молодежи достоверных отклонений от описанных общих тенденций не наблюдается, в то же время городская молодежь большее влияние видит в дружеском окружении (47,7% против 37,8% у сельской), умственных способностях человека (32,8% против 24,3%), сельская же молодежь, напротив, выше оценивает роль материального положения (21,6% против 17,8% у городской) (рис. 4.4).

 

Рис. 4.4. Представления молодежи Республики Карелия о детерминантах культурного уровня развития человека в разрезе разных социальных групп, %

 

Ответы на вопросы анкеты «Как Вы оцениваете культурный уровень современной молодежи?» и «Как Вы оцениваете свой культурный уровень?» выявили тенденцию к занижению оценок культурного уровня молодежи вообще и завышению показателей собственного культурного развития, характерную для всех категорий молодежи. Оценивание производилось по 9-балльной шкале, где значение 1 присваивалось самому низкому уровню культурного развития, а 9 – высшему уровню. Так, большинство респондентов оценили культурное развитие молодежи ниже среднего: 23% опрошенных указали уровень «3», 26,4% – уровень «4». Среднюю оценку культурному развитию молодежи дали 23,5% респондентов (значение шкалы, равное 5). Оценили культурный уровень сверстников как очень высокий (значение шкалы, равное «9») лишь 0,6% опрошенных (рис. 4.5). В целом, 36,4% опрошенных дали низкие оценки культурного уровня современной молодежи, 57,5% – средние, и лишь 6,1% оценили его как высокий (рис. 4.6).

 

Рис. 4.5. Оценка молодежью Республики Карелия культурного уровня современной молодежи, %

 

Рис. 4.6. Оценка молодежью Республики Карелия культурного уровня современной молодежи, %

 

В то же время 21,3% участников исследования оценили свой культурный уровень как средний (5 баллов), значение «6» на шкале выбрали 23,8% орошенных, «7» – 24,5%, «8» – 10,5%, значение «9» – 1,4%. В целом, менее 6% опрошенной молодежи оценивают свой культурный уровень как низкий, 57,6% считают его средним и 36,5% – высоким (рис. 4.7 – рис. 4.8).

 

Рис. 4.7. Оценка молодежью Республики Карелия собственного культурного уровня, %

 

Рис. 4.8. Оценка молодежью Республики Карелия собственного культурного уровня, %

 

Сельская и городская молодежь дает более согласованные оценки собственного культурного уровня, в оценках же культурного уровня развития современной молодежи, мнения горожан и селян значительно расходятся. Так, городская молодежь склонна либо завышать (6,6% у горожан к 2,9% у селян), либо занижать (34,9% против 20,6%) культурный уровень современной молодежи, а сельская чаще оценивает его как средний (76,5% против 58,4%). Собственный культурный уровень сельская молодежь чаще оценивает как низкий (11,1% против 8,5% у городской) и средний (55,6% против 49,4%), а городская молодежь оценивает свой культурный уровень чаще как высокий (42,1% против 33,3%).

Достоверных различий в оценке уровня культурного развития современной молодежи в подвыборках учащейся, работающей и неработающей молодежи выявлено не было (во всех подгруппах преобладает «средний уровень»). Исключение составляет неработающая молодежь, которая значительно завышает уровень культуры молодежи (только 6,9% низких оценок). Что касается восприятия собственного культурного развития, то наиболее гетерогенные оценки были получены опять же по группе неработающей молодежи, в которой ни один респондент не оценил свой уровень как низкий (рис. 4.9 – рис. 4.10).

 

Рис. 4.9. Оценка молодежью Республики Карелия культурного уровня современной молодежи, в разрезе разных социальных групп, %

 

Рис. 4.10. Оценка молодежью Республики Карелия собственного культурного уровня, в разрезе разных социальных групп, %

 

Предположения о неадекватной оценке собственного культурного уровня молодежью подтверждает распределение ответов на вопрос «Интересуетесь ли Вы новостями культуры и искусства, какими и как часто?».

Было выявлено, что молодежь интересуется в основном событиями в мире музыки (76,9%) и кинопроката (46%). Меньшей популярностью пользуются новинки литературы (17,8%) и новости авторского кино (15,6%). Новости изобразительного искусства интересуют в общей сложности 11,2% респондентов, жизни популярных артистов и звезд – 5,8%, театрального искусства – 5,6% (рис. 4.11).

 

Рис. 4.11. Интерес молодежи Республики Карелия к новостям культуры и искусства, вариант ответа «ВСЕГДА», %

 

В предпочтениях информации о культурных событиях сельской и городской молодежи были выявлены некоторые различия. Так, городская молодежь чаще, чем сельская, интересуется новинками авторского кино (в 3,8 раза чаще), музыки (в 1,1 раза), литературы (в 1,4 раза), изобразительного искусства (в 2,1 раза). Данная тенденция, очевидно, связана как с ограниченностью доступа к данной информации в сельской местности, так и с неразвитостью соответствующих интересов у сельской молодежи. Вероятно, это в определенной мере осознается данной группой респондентов, из-за чего они оценивают свой культурный уровень все же ниже, чем городская молодежь.

По результатам исследования выявлено, что респонденты старшей возрастной группы в возрасте 25-29 лет вообще не интересуются новостями театрального искусства и жизнью популярных артистов. Неработающая молодежь чаще, по сравнению с другими группами, интересуется новостями из жизни популярных артистов (33,3%), театрального искусства (25%), авторского кино (25%), литературы (33,3%) и изобразительного искусства (25%). Наиболее активно следит за новинками кинопроката работающая молодежь (52,1%). Тем не менее, во всех категориях молодежи наибольший интерес представляют музыкальные новинки (рис. 4.12).

 

Рис. 4.12. Интерес молодежи Республики Карелия к новостям культуры и искусства в разрезе разных социальных групп, вариант ответа «ВСЕГДА», %

 

Основным источником информации о событиях культурной жизни для большинства опрошенной молодежи выступает Интернет (этот вариант ответа выбрали 85,4% всех респондентов). На втором месте идет телевидение (65,7% выборов). Далее, с большим отрывом идут друзья (35,4%), журналы и газеты (22,3%), родственники (19,1%). Реже всего в качестве источников информирования о культурных событиях выступают радио (15,3%), а также коллеги, одноклассники и одногруппники (12,2%). Можно заключить, что молодежь самостоятельно ищет и отбирает интересующую ее информацию, причем роль семьи и коллектива в этом процессе невелика. Это можно объяснить как развитием коммуникационных технологий, благодаря чему мнение реального окружения перестает расцениваться как экспертное и утрачивает значимость, так и низким культурным уровнем и слабым развитием культурных интересов значительной доли населения (рис. 4.13).

 

Рис. 4.13. Источники информации о событиях культурной жизни, %

 

 

Следует отметить, что городская молодежь чаще, чем сельская, указывает в качестве источника информации о событиях культурного плана Интернет (87,9% и 80,6% соответственно), радио (13,8% и 8,3%) и коллег, одноклассников (11,5% и 2,8%). Напротив, для сельской молодежи существенно большее значение имеет телевидение, его в качестве основного источника информации о культурной жизни указали 86,1% всех сельских респондентов (среди горожан – 59,8%). Незначительные различия наблюдаются и в отношении родственников: чуть большее значение они имеют для жителей города (16,7%; в сельской выборке их рассматривают как источник информации 13,9% ответивших). Журналы и газеты в качестве источника информации также незначительно превалируют в оценках городской молодежи (22,4% против 19,4%). Друзья являются источником информации почти в равной степени, как для городской, так и для сельской молодежи (43,7% и 41,7% соответственно).

В целом ответы разных категорий молодежи, выделенные по критерию основного вида деятельности, схожи, однако есть некоторое различие данных. Так, студенты и учащиеся чаще прибегают к Интернету (89,2%), тогда как работающая и неработающая молодежь чаще пользуются телевидением (70,7% и 80% соответственно). Друзья (41,2%) и родственники (21,8%) чаще являются источником информации для учащейся молодежи, а радио (21,8% и 26,7%), журналы и газеты (28,4% и 30%) – для работающей и неработающей соответственно.

Таким образом, за необходимой информацией о событиях культуры молодежь обращается, прежде всего, к СМИ и сети Интернет. Учитывая ответы на вопрос о наиболее значимых сферах культурной жизни, можно заключить, что благодаря телевизионным передачам и Интернет-ресурсам у молодежи востребована преимущественно информация о новых фильмах (класса «мэйнстрим»), а также музыкальных новинках (рис. 4.14).

 

Рис. 4.14. Источники информации о событиях культурной жизни в разрезе разных социальных групп, %

 

Способ проведения досуга (вопрос «Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время? Укажите, как часто Вы выбираете тот или иной вид досуга») отражает выбираемый современной молодежью образ жизни. Наиболее популярными видами времяпрепровождения респондентов (частота – «несколько раз в неделю») являются деятельность в сети Интернет (79,9% всех ответивших), прослушивание музыки (76,2%), встречи с друзьями (65,6%), общение с членами семьи (59,3%) и любимым человеком (57,8%), просмотр телепередач (56,5%). Гораздо меньшее число участников исследования несколько раз в неделю занимается спортом (46,2%), читает книги (31%), уделяет время своему хобби (28,2%).

Среди досуговой деятельности, реализуемой, очевидно, реже, чем несколько раз в неделю, являются такие виды, как занятия дополнительным образованием, прогулки в парке, занятия творчеством, посещение клубов и вечеринок. Наиболее редко выбираемыми видами досуга молодежи являются посещение спортивных соревнований, театров и музеев, церкви, общественно-политическая деятельность и путешествия (рис. 4.15).

 

Рис. 4.15. Предпочитаемые молодежью Республики Карелия формы досуга, вариант ответа «несколько раз в неделю», %

 

Структура досуга различна у разных категорий молодежи.

Среди работающей молодежи наиболее распространенными несколько раз в неделю являются такие виды досуга, как общение с членами семьи (73,5%) и любимым человеком (69,8%), а также чтение книг (34,4%). Учащаяся молодежь более активно, по сравнению с другими группами, проводит свой досуг несколько раз в неделю в виде посещения сети Интернет (84,6%), прослушивания музыки (82%), общения с друзьями (73,5%), занятий спортом (52,2%), хобби (31,1%), посещения клубов и вечеринок (15,8%), дополнительного образования (22,5%). Неработающая молодежь чаще остальных несколько раз в неделю смотрит телевизор (69,2%). Виды досуговой деятельности в дифференцированных по возрасту группах молодежи отражают распространенную структуру свободного времени различающихся по статусу занятости групп (см. табл. 4.4).

По некоторым позициям отличается времяпрепровождение у городской и сельской молодежи. Сельская молодежь несколько раз в неделю предпочитает общение в сети Интернет (что удивительно!), общение с семьей и любимым человеком, просмотр телевизора, а городская молодежь – встречи с друзьями, занятия спортом и развлечения в клубах, на вечеринках (табл. 4.4).

 

Таблица 4.4

Предпочитаемые молодежью Республики Карелия формы досуга, вариант ответа «несколько раз в неделю», в разрезе разных социальных групп, %

Формы досуга

14-19 20-24 25-29 город село работающие студенты, учащиеся неработающие
Занимаюсь спортом

58,9%

37,8%

33,3%

41,8%

35,1%

36,3%

52,2%

11,5%

Посещаю спортивные соревнования (как зритель)

7,1%

2,7%

2,3%

5,5%

5,4%

2,8%

5,4%

0,0%

Встречаюсь с друзьями

78,9%

60,5%

48,3%

71,5%

56,8%

49,8%

73,5%

34,6%

Читаю книги

29,5%

33,3%

31,0%

32,1%

29,7%

34,4%

29,8%

26,9%

Смотрю телевизор

60,7%

49,1%

63,2%

53,9%

73,0%

56,3%

55,7%

69,2%

Провожу время с семьей

58,0%

51,9%

77,0%

55,8%

78,4%

73,5%

53,8%

61,5%

Провожу время с любимым человеком

50,6%

61,2%

71,3%

53,3%

62,2%

69,8%

53,5%

53,8%

Сижу в Интернете

81,0%

83,5%

79,3%

83,6%

91,9%

72,6%

84,6%

57,7%

Хожу в клубы, на вечеринки, в кафе, в кинотеатр

17,9%

12,4%

9,2%

20,6%

5,4%

10,7%

15,8%

3,8%

Хожу в театры, музеи, на концерты

3,0%

6,5%

0,0%

3,6%

0,0%

3,3%

4,5%

3,8%

Занимаюсь общественно-политической деятельностью

3,9%

2,1%

2,3%

3,0%

2,7%

3,7%

3,0%

3,8%

Занимаюсь творчеством, создаю что-то новое (сочинение литературных произведений, музыки, рукоделие, моделирование и пр.)

12,2%

18,2%

16,1%

12,7%

13,5%

12,1%

15,9%

7,7%

Выезжаю на природу, гуляю в парке

19,3%

17,9%

12,6%

17,0%

18,9%

19,5%

17,4%

19,2%

Слушаю музыку

81,8%

77,0%

64,4%

76,4%

73,0%

66,5%

82,0%

53,8%

Занимаюсь дополнительным образованием (музыкальная, художественная школа, кружки и т.д.), посещаю курсы (иностранный язык, вождение и т.д.)

25,9%

14,8%

8,0%

15,2%

13,5%

12,1%

22,5%

11,5%

Хожу в церковь

3,6%

3,4%

4,6%

3,0%

2,7%

4,7%

3,4%

3,8%

Уделяю время хобби (укажите, какому)

33,0%

26,1%

19,5%

26,7%

29,7%

23,7%

31,1%

11,5%

Путешествую (по России, за границей)

4,2%

1,7%

0,0%

4,8%

0,0%

2,8%

2,6%

0,0%

 

Таким образом, главное место в жизни молодежи занимает общение и потребление информации (преимущественно не с образовательными целями). Выбираемый досуг выполняет исключительно рекреационные и развлекательные функции, не включает продуктивных и социально значимых форм деятельности. Занятия спортом и чтение книг не носят характера постоянных увлечений, эпизодичны. Выявленная структура досуга отражает дифференциацию молодежи по уровню благосостояния. Вместе с тем, часть опрошенных молодых людей посещают ночные клубы. Характерно, что соответствующие финансовые средства тратятся молодежью не на дополнительное образование и личностное развитие, а на развлечения, «гламурный» стиль жизни, пропагандируемый клубной культурой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: