Молодежные субкультуры

 

В ходе анализа мотивов включения молодых людей в субкультурные сообщества (вопрос анкеты «Как Вы считаете, почему молодые люди становятся приверженцами каких-либо субкультур»), в качестве преобладающих были выделены следующие: «чтобы находиться в среде единомышленников, людей со сходными взглядами, потребностями» (49,1% всех выборов), «чтобы быть как все, следовать моде» (44,9%), «чтобы выразить свое отношение к происходящему в обществе» (35,2%), «чтобы лучше понять себя, пробуя разные "жизненные" варианты» (33,7%) (рис. 4.16).

Полученные результаты согласуются с данными современных исследований молодежной культуры, в которых она рассматривается как специфическое молодежное пространство, в котором происходит «изменение ролевых характеристик первичной (детской) социализации через усвоение принятых в компании соревновательных (конкурентных) и инструментальных техник» (Е.Л. Омельченко). Преобладающие ответы отражают основные возрастные потребности молодежи – в самопознании и самоопределении, формировании системы взглядов, общении со сверстниками. Вместе с тем, имитирование субкультурных практик происходит и по причине желания следовать моде, то есть нивелирования субкультурной аутентичности под влиянием рынка и массового производства. В последнем случае субкультурная символика становится товаром, пользующимся активным спросом у молодежного сегмента рынка.

 

Рис. 4.16. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, почему молодые люди становятся приверженцами каких-либо субкультур?», %

 

Статистически достоверных различий в трактовке содержания субкультурной деятельности, преобладающей в городской и сельской молодежной среде не выявлено, полученные в данных группах опрошенных ответы в целом отражают описанную выше общую тенденцию. Тем не менее, сельская молодежь чаще, чем городская, основными мотивами включения молодых людей в субкультуры считает нахождение в среде единомышленников (61,1%, у городской – 46,5%) и чувство защищенности (25% против 16,9%). Для городской молодежи такими мотивами чаще выступают стремление лучше понять себя (36,6%, в селе – 25%), противопоставление себя старшему поколению (29,1%, в селе – 25%), заполнение свободного времени (23,3%, в селе – 19,4%) и реализация творческих возможностей (18,6%, в селе – 11,1%).

Чаще других категорий молодежи субкультуру как следование моде, реализацию творческих возможностей и поиск защищенности в кругу «своих» рассматривают студенты и учащиеся (47,3%, 20,8% и 20,2% выборов соответственно). Среди работающей молодежи наиболее популярным по сравнению с иными группами респондентов был такой мотив включения в субкультурное сообщество, как заполнение свободного времени (31,7%), стремление противопоставлять себя старшему поколению (26,6%) и стремление почувствовать себя защищенным, будучи в кругу «своих» (20,6%). Неработающая молодежь чаще других исследуемых молодежных групп считает мотивом включения в субкультурную деятельность нахождение в среде единомышленников (53,3%), выражение своего отношения к происходящему в обществе (46,7%), стремление понять себя (36,7%) (рис. 4.17).

 

Рис. 4.17. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, почему молодые люди становятся приверженцами каких-либо субкультур?», в разрезе разных социальных групп, %

 

Среди центральных признаков принадлежности к той или иной субкультуре молодежь отмечает, прежде всего, внешний вид (70,8% всех выборов), музыкальные вкусы (43%), взгляды, ценности и мировоззрение (39,5%), стиль поведения и манеру общения (36,6%), времяпрепровождение и образ жизни (24,9%). Наименее популярные ответы – «самовосприятие, отношение к самому себе» (11,7%) и «наличие особых навыков и умений» (6,8%) (рис. 4.18).

Таким образом, субкультура предстает преимущественно в своих внешних проявлениях, как деятельность самопрезентации, причем принимаемые ценности также часто служат скорее отличительным признаком, чем отражают собственно личностную позицию.

 

Рис. 4.18. Представления молодежи Республики Карелия о признаках принадлежности к субкультуре, %

 

Различия в выделяемых сельской и городской молодежью чертах субкультурной принадлежности видятся в следующем: городская молодежь отличительными чертами чаще выделят музыкальные вкусы (49,1%, сельская – 24,3%) и образ жизни (25,4%, сельская – 21,6%); а сельская молодежь – стиль поведения и манеру общения (40,5%, городская – 31,2%), самовосприятие (16,2%, городская – 11%). Остальные признаки субкультуры в основном идентичны в представлениях городской и сельской молодежи.

Признаки принадлежности к субкультуре дифференцируются и в зависимости от возраста и статуса занятости молодежи. Студенты и учащиеся центральными признаками к субкультурному сообществу называют чаще, чем остальные группы, внешний вид (73,9%), музыкальные вкусы (48,4%), взгляды, ценности и мировоззрение (39,7%); работающая молодежь – взгляды, ценности и мировоззрение (39%), образ жизни (31,8%) и самовосприятие (15,2%); неработающая молодежь – стиль поведения и манеру общения (38,7%), отношение к миру в целом (35,5%) и образ жизни (32,3%). В целом, можно сказать, что субкультура в представлениях неработающей молодежи менее всего отвечает выделяемым в науке ее классическим признакам, для них субкультура служит, прежде всего, неспецифическим социальным убежищем, а не средством социального позиционирования (рис. 4.19).

 

Рис. 4.19. Представления молодежи Республики Карелия о признаках принадлежности к субкультуре, в разрезе разных социальных групп, %

 

Однако подавляющее большинство респондентов (88,3%) не относят себя к представителям какой-либо субкультуры. Это свидетельствует как о сокращении срока жизни аутентичных субкультур и размывании их границ, так и о преувеличении степени субкультурного влияния на поведение молодежи в общественном сознании. В то же время к представителям какой-либо субкультуры отнесли себя в совокупности 16% опрошенных (рис. 4.20).

 

Рис. 4.20. Принадлежность молодежи Республики Карелия к субкультурам, %

 

Достоверных различий в степени вовлеченности городской и сельской молодежи в субкультурные сообщества не выявлено, равно как и разных возрастных групп молодежи. Сравнительный анализ данных по категориям молодежи, выделенным в соответствии с основным родом занятий, также не показал значимых различных. Наиболее популярные молодежные субкультуры – футбольные фанаты (к ней отнесли себя 4,1% опрошенных), рэперы, рокеры и байкеры (по 1,5% выборов каждый). К нашумевшим субкультурам эмо и готов отнесли себя лишь 0,6% и 0,3% респондентов. Характерно, что многие участники исследования причисляли себя сразу к нескольким субкультурам (поэтому процент принадлежащих к субкультурам респондентов получился выше). Хотя полученные данные позволяют говорить лишь о тенденциях из-за недостаточного числа респондентов, причисляющих себя к субкультурным движениям, они представляют определенный интерес.

На вопрос «Как Вы считаете, как общество относится к субкультуре, к которой Вы принадлежите?» наиболее часто положительное отношение к своей субкультуре отмечали роллеры (100% выборов опрошенных представителей данной субкультуры), рэперы (81,8%), скейтеры (75%), растаманы (66,7%), эмо (60%), байкеры (54,5%), футбольные фанаты (54,2%). Нейтральное отношение в обществе преобладает, по результатам опроса, чаще всего к субкультурам хиппи (60% выборов), рокеров (81,8%), панков (50%), «гламурной молодежи» (50%). Явно выраженного негативного отношения к тем или иным субкультурам молодежью отмечено не было, однако, к некоторым субкультурам, по мнению их представителей, общество относится двойственно: к готам, скинхэдам и хакерам – либо негативно, либо положительно; к ролевикам – от негативного до нейтрального и положительного.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: