- Сядет тот, кто назовет лишний слог: Ма - ма - мя; ны - ны - ни; ко - ко - кё; ся - са - са; то -
- то; ли - лы - лы и др.
II. Закрепление изученного материала.
- Скажите, твердо или мягко вы произносили согласный звук в слогах?
• Игра «Поймай мягкий звук» (хлопнуть в ладоши). Слоги: мы, ли, лы, ло, лё, ру, рё, тя, ту, тю и др. Слова: рыба, рис, лыжи, липа, лама, лямка, лук, Люда, Лёша, ложка и др.
III. Введение в тему.
Предлагается произнести и сравнить слоги «сы и си».
- Чем отличаются эти слоги? (В слоге «сы» звук [с] - твердый, а в слоге «си» звук [с'] - мягкий.)
Предлагается выложить слог «сы» из букв разрезной азбуки.
- Назовите буквы в слоге.
- А сейчас замените букву «ы» на букву «и».
- Прочитайте полученный слог.
Детям предлагается преобразовать слог «си» в другие слоги, заменяя согласный звук: си - ми - хи - ри - ки - ти - ли - щи. Обращаем внимание на слог «ши».
Вывод: звук [ш] всегда твердый. После этого звука всегда слышится звук [ы], но писать надо букву «и». Это никак не объяснить. Нужно просто запомнить это и писать правильно.
|
|
Звуко-буквенный анализ слов.
Выкладывание схемы слов, а затем замена фишек
г буквами: Мила, Рита, лиса, Сима, Нина, кино и др.
«Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: ли-\ мои, санки, шипа, уши, мыши, машина.
• Выкладывание предложения: Рита носит котика.
• Графические диктанты № 56, 57.
IV. Итог занятия.
Занятие 33 (77)
Произношение
Тема: ЗВУК [Ц]
Цели: закрепить артикуляцию и характеристику звука [п| развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов.
Оборудование: предметные картинки, схемы, наборы цифр от 1 до 10.
Речевой материал: яйцо, палец, кольцо, мыльница, цапля, цепь, улица, цыпленок, блюдце, полотенце, пуговица, овца, кузнец, лицо, конница, мельница и др.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет последний звук:
Молодец, огурец, боец, танец, палец, перец, мизинец, леденец, дворец, певец, заяц, беглец и др.
- Какой звук вы выделяли из конца слова?
II. Постановка цели занятия.
• Артикуляция звука (губы в улыбке, зубы видны: язык сначала смыкается с верхними зубами, а потом опускается в положение звука [с] (сочетание звуков [т]+[с]), воздушная струя идет через рот).
• Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).
III. Игры на закрепление материала.
1. Игра «Запомни и повтори» (слоги прямые, обратные).
2. Игра «Поймай звук» (хлопнуть в ладоши), ац, атъ, оц, ус, уц, ос и т. д.
Цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, чайница и др.
3. Игра «Определи место звука» (по карточкам).
Предлагается назвать картинки, определить место звука в слове и количество слогов.
|
|
Из предложенных картинок предлагается выбрать самое короткое (длинное) слово. Объяснить, почему?
4. Игра «Один - много». Образование множественного числа родительного падежа существительных.
Одно яйцо - много яиц, один палец - много пальцев, одна цапля - много цапель и т. д.
- Составить с этими словами предложения. Используя цифровой ряд, определить место звука [ц] в слове.
Дети на столе выкладывают в ряд цифры от 1 до 10, Педаго г называет слово, ребенок выдвигает вверх ту цифру, на месте которой стоит звук в слове.
Предлагаются слова: цапля, кольца, цепь, кузнец, мыльница, Курица, пуговица, овца и др.
IV. Звуко-слоговой анализ слова «лицо».
V. Итог занятия.
3 а н я т и е 34 (81)
Произношение
Тема: ЗВУК [Ц]
Цели: закрепить произношение звука [ц] в словах сложной Слоговой структуры и в предложениях; учить подбирать однокоренные слова; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе |слов; развивать фонематический слух, внимание и память.
Оборудование: схемы, предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет много:
? Цапля - много... (цапель), мельница - много... (мельниц),
Яйцо - много... (яиц), улица - много... (улиц),
Кольцо - много... (колец), овца - много... (овец),
Палец - много... (пальцев), кузнец - много... (кузнецов),
Цепь - много... (цепей), заяц - много... (зайцев),
Пуговица - много... (пуговиц), цветок - много... (цветов).
П. Закрепление изученного материала.
•Характеристика звука.
•Выкладывание схемы слова «цокать» с последующим анализом.
- Подобрать слова к схеме № 2. (См. Приложение 4.)
III. Словообразование.
Детям предлагается ответить на вопрос: «Как называется блюдо, на которое кладут хлеб?» (Хлебница.) Внимание детей обращается на то, что слово «хлебница» образовалось от слови «хлеб», к которому в конце добавили «ница». Затем детям предлагается таким же способом образовать новые слова от слов чай, конфеты, мыло.
IV. Подбор однокоренных слов.
- Педагог читает детям рассказ, а они должны выбрать слова, «похожие» по звучанию.
ЦВЕТНИК
Около детского сада цветник. В цветнике много разных цветов. Цветы цветут всё лето. Одни цветы уже отцвели, а другие скоро зацветут. Дети сами ухаживают за цветами.
•Подбор однокоренных слов:
Лес - лесок, лесной, лесник, лесовичок, лесовоз, лесничий;
гора - горка, горный, гористый;
гриб - грибок, грибной, грибник, грибочек, грибница;
лист - листик, листья, лиственный, листопад, лиственница, листва;
Птица - птичий, птенцы, птичница и др. V. Итог занятия.
А н я т и е 35 (80) Обучение грамоте Тема: БУКВА«П»
Цели: закрепить правильное произношение звука [п] в слогах, словах и предложениях; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и син тезе слов; познакомить с буквой «П»; учить выкладывать слова Из букв разрезной азбуки и читать их.
' Оборудование: предметные картинки, схемы, тетради, Карандаши, трафареты букв, палочки, кассы букв и слогов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто найдет свое слово.
Детям предлагается таблица с напечатанными словами с одной пропущенной буквой. У детей по одной букве (и, т, к, н, ш, р, о, х, с, у, л, а). Найти «своё» слово.
м • р | ш а • ы | му • а |
к • м | ха • а | с • ни |
• от | лу • а | му • о р |
л • к | ка* а | ша • а ш |
II. Закрепление изученного материала.
- Назовите первый звук в слове «пар» и последний звук в слове «стоп».
'Характеристика звука.
• Игра «Назови лишний слог».
- Определи место звука в слове: парк, парта, лампа, павлин, ступа, копыта, шапка, репа, стоп, пушка, пакет, сапоги и др.
•Выкладывание схемы слова «лапка» с последующим анализом.
|
|
• Графические диктанты №58,59.