double arrow

Приемы журналистского творчества.

Основы творческой деятельности журналиста

Ксения Чайковская

Раздел 1. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста.

1.1 Понятие о творчестве. Понятие о журналистском творчестве.

Творчество – это создание чего-то совершенно нового в материальной или духовной сфере. Если на заводе отольют по форме очередную вазу, она будет новой, но не уникальной. В процессе ее производства не будет творчества. Если же за создание вазы возьмется скульптор, то он творчески подойдет к процессу и сделает вазу оригинальной. В каждой профессии есть свои механизмы творчества, а также критерии его оценки.

Есть концепция, которая условно разделяет журналистскую деятельность на две роли. Назовем их: полет творческой мысли и рабочая лошадка. Полет творческой мысли – это все, что относится к художественному тексту: эссе, очерк, фельетон, памфлет. А информационные и аналитические жанры журналистики (статьи, рецензии, новостные заметки) – это рабочие лошадки. Писать такие тексты необходимо оперативно (не отвлекаясь на то, когда на вас снизойдет вдохновение) и интересно, то есть без штампов. Написать простой и информативный текст за короткое время может только профессионал. По мнению авторов этой концепции журналистов Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой, чтобы научиться создавать профессиональный текст, необходимо овладеть информационным стилем письма. Подробнее об информационном стиле можно прочитать в их книге «Пиши, сокращай» или на интернет-ресурсе «Главред».

Творческая деятельность бывает любительская и профессиональная. Чем профессионал отличается от любителя? Профессионал обладает специальными знаниями, чаще всего подкрепленными дипломом, свидетельством о соответствующем образовании. За свою работу профессионал получает оплату. Он занят конкретным видом деятельности на постоянной основе. Любитель, возьмем сферу журналистики, пишет посты в интернете или даже статьи в районные газеты в свободное от своей основной работы время. Любитель не вникает в специфику профессии, часто не соблюдает ее норм и правил.

Журналистика – это, если говорить обобщенно, работа с информацией: поиск, сбор, обработка и распространение. Такую работу проделывает большое количество пользователей интернета. Побывал человек на митинге в защиту морских котиков, затем на своей страничке в социальной сети выложил видео с митинга и поделился своими впечатлениями. Получился мини репортаж. Такого человека можно назвать журналистом-любителем, хотя он о себе в таком ключе и не задумывается. Любительские журналистские материалы могут представлять ценность и для профессиональных журналистов. Со ссылкой на источник, их врезают в статью, репортаж.

1.2 Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста.

Возникновение журналистики связано с появлением бумаги и печатного станка. За первое спасибо китайскому сановнику по имени Цай Лунь. Он изобрел бумагу из целлюлозы в 105 году нашей эры. За второе – немецкому первопечатнику Иоганну Гутенбергу. Свой станок с наборным шрифтом он разработал к 1440 году. Эти изобретения сделали журналистику массовой.

До появления печати и бумаги существовали глашатаи в Древнем Риме и Древней Греции, берестяные грамоты в Древней Руси. Церкви, храмы служили информационными центрами. Потребность обладать информацией, делиться новостями естественна для человечества. Журналистика как род деятельности начала развиваться из этой потребности.

Профессиональные обязанности журналиста определились на первых этапах появления профессии. Первая задача – объективно информировать. На втором и третьем месте идут функции обучения и развлечения.

В 21 веке к трем основным функциям журналистики прибавились нормы и правила, регулируемые в России Законом «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 года. В каждой стране есть закон подобного рода.

В статье 2 российского закона о СМИ дано определение журналиста: «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию».

Профессиональная культура становится образом жизни журналиста, определяет его мировоззрение и поведение. Есть понятие профессиональной деформации, когда профессиональные навыки и качества переносятся на повседневную жизнь. В зависимости от конкретной личности, такая деформация может мешать или помогать человеку в жизни.

Формирование системы профессиональных обязанностей.

В 17 -18 веках господствовал универсальный персональный журнализм. Один человек занимался всеми аспектами журналистского мастерства. Ричард Стил (1672–1729), считающийся одним из основателей английской журналистики, был не только редактором, но и основным автором своего еженедельника «Татлер» («Болтун»).

В 19 веке журналистика усложнила свою структуру. Появились две концепции, отразившие разные представления о журналистской профессии.

1. Журналист – это политический борец, философ, которые освещает и раскрывает наиболее важные проблемы действительности, не испытывая страха перед преследователями.

2. Журналист – это предприниматель, исходящий из предполагаемой выгоды, и рассматривающий издание как источник дохода.

В течение 19 века возникло деление журналистики на новостную (информационную), аналитическую (исследовательскую) и расследовательскую журналистику.

С конца 19 века и по нынешнее время основное усложнение структуры журналистской профессии связано с технологическим прогрессом. Появление фотоаппарата, телеграфа, телефона, радио, телевидения и интернета способствовало появлению новых направлений в профессии.

Сегодня востребован универсальный, конвергентный журналист, который умеет работать на разных медиаплатформах.

Раздел 2. Журналистское произведение как особый вид текста.

2.1 Идейно-тематические особенности журналистского произведения

Журналистское произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности, которые могут быть очевидными или неочевидными. Основополагающим понятием для журналистского продукта является факт – действительное реальное событие или явление. Журналисту необходимо уметь видеть факты, перепроверять и анализировать их, сопоставлять с другими фактами.

Предмет познания для журналиста – это конкретные ситуации жизни, моменты, значимые для многих людей. Масштабы ситуаций имеют диапазон от локальных до глобальных. По стадии развития ситуация бывает: позитивная, проблемная, конфликтная.

Поскольку существует несколько типов журналистики, ход познавательного процесса различается:

1. Для новостной журналистики познавательная деятельность наименее продолжительная и является простым сбором фактов. Предметом познания является новость – совершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию.

Познавательная задача состоит в установлении этого факта, в определении его границ: кто? что? где? когда? Необходимо определить насколько существенное изменение в положении дел он вызывает: почему? зачем? что из этого следует?

Серьезного проникновения в тему не требуется, так как оно компенсируется сотрудничеством журналиста с участниками события или экспертами.

2. Аналитическая или исследовательская журналистика призвана выявить суть происходящих событий, определить тенденции их развития. Предмет познания – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей.

Журналист серьезно погружается в вопрос, стремится выявить причинно-следственные связи.

3. Расследовательская журналистика. Этот тип обусловлен наличием негативных моментов, наносящих обществу вред, не только очевидный, но и скрываемый, маскируемый под благополучный. Предмет познания – ситуация, состоящая из фактов, часть которых намеренно скрывается. Задача журналиста добыть эти факты и правильно понять их суть и значение.

2.2 Структурно-композиционные особенности журналистского произведения

Журналистский текст обладает всеми признаками, свойственными тексту вообще, но в силу своей специфики имеет особые журналистские признаки:

1. Воплощенность. Текст зафиксирован.

2. Знаковость. Текст представлен в конкретных письменных и иконических знаках (фотографии, рисунки, изображения).

3. Отграниченность. Отграниченность текста в самом общем виде можно понимать, как отграниченность каждого конкретного текста от всех других конкретных текстов.

4. Структурность. Обязательная четкая внутренняя организация на позволяет тексту рассыпаться.

Структура по типу текста:

а) Повествование.

Введение – завязка – развитие действия – кульминация – развязка – вывод.

б) Описание.

Вводная часть развернуто или кратко показывает предмет описания.

Описание строится по одному принципу – от частного к общему, по хронологии, по местоположению.

Заключительная часть, вывод. Ради чего затевалось описание.

в) Рассуждение.

Введение. Рассказывается основная мысль – тезис. Во введении необходимо заинтриговать читателя, привести аргументы и доказательства тезиса: факты, мнения, примеры, статистика.

Вывод – озвучивание тезиса другими словами.

5. Основой тематического единства является авторский замысел, его концептуальная (точка зрения, замысел) позиция по поводу изученной ситуации.

Журналистский текст имеет множество функций. Основные: коммуникативная (работа для читателя), социальная (определение общественного мнения), идеологическая.

Журналистский текст – это живой организм, он рождается, развивается, участвует в общественно-культурных процессах, а потом может либо погибнуть, либо потерять актуальность.

Существует несколько основных понятий, характеризующих взаимодействие текста с другими текстами в рамках его жизни:

1. Интертекст – органично присущее тексту свойство включать в себя элементы других текстов с целью образовать новые, дополнительные значения.

Формы интертекстов:

а) Цитация

- доказательная функция (цитата-аргумент),

- иллюстрация суждений автора (цитата-пример),

- выражение точки зрения автора с помощью чужих слов, ссылка на авторитет (цитата-заместитель).

б) Пересказ в форме косвенной речи фрагментов из текстов других авторов.

в) Фоновые ссылки на теорию или идеи, высказанные ранее.

2. Претекст – перенос значения уже существующего текста целиком на новый текст. («Недоросль» Д. Фонвизина)

3. Подтекст – дополнительное смысловое образование, возникающее в пределах текста и скрытое в нем. Требует домысливания.

2.3 Профессиональный анализ журналистского произведения

- новизна реальной конкретной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации;

- масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация;

- оперативность материала;

- конструктивность и убедительность идеи;

- достаточная полнота и яркость элементарных выразительных средств, мотивированность их применения;

- четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения;

- смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа;

- логическая и лексико-стилистическая грамотность материала.

Взять любой текст и проанализировать его с помощью этих пунктов.

2.3.1 Дополнительные факторы, на которые редактору необходимо обратить внимание при работе с текстом.

Речевые ошибки, вызванные неправильным подбором слова.

Примеры приведены из учебного пособия Ирины Борисовны Голуб «Стилистика русского языка».

Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий - метелями, резким понижением температуры. Автор имел в виду, конечно, погодные условия (плохую погоду), климат не мог измениться за один год.

Платиновые термометры сопротивления работают в сложных условиях.  Платиновые термометры сопротивления применяются в сложных условиях.

Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способности соединяться друг с другом.

К сегодняшнему часу сведений еще нет; Наш лидер здоров вдоль и поперек; Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Котловина производила уютное впечатление.

Повторение слов.

Свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль. Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Факт установлен. Но эту мысль можно было сформулировать кратко. Иванов не отрицает, что списал сочинение у Петрова, который разрешил ему это сделать.

Поток сознания.

Пример взят из книги «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой.

Нельзя выкладывать на бумагу естественный ход поток мыслей.

Поток сознания:

«Накопления на старость имеют решающее значение для будущего благополучия. Ибо кто, как не мы сами, можем о себе позаботиться? Рассчитывать на чью-то помощь довольно глупо, лучше рассчитывать на себя, чем на абстрактное государство или помощь внуков в будущем. А начинать нужно прямо сейчас. И хорошо, если вам только двадцать. У вас преимущество».

Структура:

«Старость будет счастливой и обеспеченной, если мы об этом позаботимся сами. Рассчитывать на государственную пенсию опрометчиво. Принимать помощь детей многим неловко. Единственный вариант – копить. И чем раньше вы начнете, тем лучше».

Работа с текстом

Выстраивание абзаца.

В публицистике существует понятие эффективного абзаца.

Характеристики абзаца:

1. Единство. Абзац развивает одну ключевую мысль без отступлений.

2. Наличие предложения-темы, формулирующего главную идею абзаца. Варианты расположения такого предложения: а) в начале абзаца; б) в конце, как вывод; в) в середине, для разграничения.

Лучше написать три абзаца на разные темы, чем один абзац сразу обо всем.

3. Достаточное развитие.

Это сложная характеристика. Автору нужно почувствовать сколько информации надо дать, чтобы в абзаце не было словесного балласта, и, в то же время, чтобы абзац не был скудным.

4. Организация.

Это внутренняя структура абзаца, которая может быть выстроена по следующим стратегиям:

- хронологический порядок

- иллюстрация

- классификация

- сравнение

При выборе элементов для сравнения надо помнить, что у них должно быть основание для сравнения, что-то общее.

Существует две модели расположения сравнения в тексте:

а) Блочная. Сначала пункты для сравнения одного предмета, потом для другого.

б) Чередующаяся. Подходит больше для длинных текстов и большого количества пунктов для сравнения.

Особый вид сравнения – аналогия. Привлекает внимание читателя к одному или нескольким сходствам между двумя предметами, на первый взгляд не имеющими ничего общего. Обычно что-то незнакомое приравнивают к уже известному.

- в порядке нарастания (модель крещендо)

- причина и следствие

- аргументация (аргументированию не подлежат вопросы личных предпочтений вкуса)

5. Согласованность.

Связанность отдельных элементов абзаца, которая достигается за счет необходимого количества поддерживающих деталей.

К приемам связывания относятся:

а) Слова-связки и словосочетания-связки (также, в отличие от, учитывая, поскольку; в то время, как и т.д.). Прибегать к ним редко, иначе в тексте будет много словесной шелухи.

б) Повторение ключевых слов в разных формах, передающих главную идею.

в) Местоимения. Замещают имена существительные, предотвращая монотонность текста и повтор слов. Здесь нужно строго следить за согласованием.

«На столе лежала книга о жизни и творчестве великой балерины. Она была в тканевом переплете».

Абзацы могут выполнять различные функции:

1. Абзац-введение

Хорошо написанное введение должно знакомить и уговаривать читать дальше.

2. Связующий абзац

В рамках длинного текста можно использовать короткие абзацы для перехода от одной группы идей к другой.

3. Абзац-вывод

- повторная формулировка главного утверждения, только другими словами

- цитата

- риторический вопрос

- иронический поворот или поразительное наблюдение, побуждающее читателя к дальнейшим размышлениям

- личный вызов

- надежда или рекомендация

Чего не надо писать в выводе:

1. Не вводить новый материал.

2. Не просить прощения.

3. Не морализировать

Совет: лучше заканчивать текст на следующий день.

Раздел 3. Способ журналистского творчества

3.1 Общее понятие о способе журналистского творчества

Творческая деятельность журналиста включает в себя определение задач, методов этих задач и технических средств, используемых в ходе творческой деятельности, а также профессионально-этические нормы.

Способы творческой деятельности могут развиваться, обогащаться по мере того, как журналист получает новый опыт в профессии.

Начало творческого процесса связано с накоплением информации. Есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении нет. Чтобы решить задачу нужно собрать информацию по вопросу. Часто работа над сбором информации происходит в жестких временных рамках.

Корреспонденту дали задачу сделать репортаж о фестивале. На мероприятии корреспонденту необходимо работать - не только стоять и смотреть, но и собирать информацию. Для этого иногда необходимо прийти заранее, если понятно, что во время мероприятия с вами общаться никто не будет (спектакль, концерт) или остаться после. Но если есть ощущение, что материала достаточно, то оставаться до конца мероприятия не обязательно (тем более что бывают очень длительные).

Необходимо собрать информацию о мероприятии: сколько человек участвует, в какой раз проводится. Постараться нащупать что-то необычное: например, соревнования проводятся не в первый раз, но в этом году больше всего участников, впервые участвуют дети и т.п.

Комментарии: желательно взять комментарии у людей, которые смотрят на мероприятие с разных сторон. На спортивном мероприятии это организаторы, участники и зрители. Постараться, чтобы через комментарии вы (и читатели) получили информацию. Типичный пустой комментарий – «Ой, как здорово, нам все понравилось» (это лучше, чем ничего, но все равно плохо). Можно спросить зрителя, как часто он выбирается на подобные мероприятия, с какой компании, занимается ли сам спортом (или пением и т.д.), хотел бы сам принять участие в чем-то аналогичном. Можно придумать и другие вопросы-удочки. Узнайте имя, фамилию, при необходимости должность (школу, класс) спикера – обычно им нет смысла скрывать эту информацию. ФИО записывать тщательно! Если непонятно – попросить произнести по слогам, можно записать и показать человеку в блокноте – пусть сам проверит правильность написания.

3.2 Ход творческой работы журналиста

Для начала работы журналист выбирает тему статьи, репортажа, заметки, теле- или радио выпуска.

На выбор темы влияет:

1. Концепция СМИ, в котором работает журналист. Общественная миссия или представление о ней, имеющееся в редакции.

2. Специализация издания, канала.

3. Потребности аудитории.

4. Редакционный план работы.

5. Персональные наблюдения, вкусы, предпочтения журналиста.

После определения темы журналист начинает работу с источниками, при этом решая три важных проблемы: выбор самого надежного источника, обеспечение доступа к источнику, проверка полученных сведений.

Выбор источника становится проблемой, потому что, хотя многие спикеры готовы делиться информацией, у них может не быть должных полномочий и компетенций, из-за чего сведения, полученные от них, не считаются достоверными.

Лучшая шпаргалка для определения полномочных лиц – справочники для внутреннего пользования компании, раздел с информацией о ключевых сотрудниках на официальной странице компании в интернете. Опытные журналисты заводят досье на работников нужных организаций и регулярно поддерживают с ними общение.

Для подтверждения полученных данных наличия надежного информатора недостаточно, материал требуется снабжать ссылкой на источник. Источники часто не хотят упоминания своего имени. Статья 41 «Обеспечение конфиденциальности информации» Закона Российской Федерации о СМИ им это гарантирует.

Журналисты предпринимают различные меры, чтобы это обойти:

1 подход. Жёсткий.

Корреспондент использует полученную информацию по своему усмотрению.

2 подход. Мягкий.

Корреспондент старается убедить собеседника оставить в материале ссылку.

Отдельного подхода требуют слухи, по Закону РФ ими пользоваться нельзя. Если журналист найдет автора слуха, расспросит его, только тогда слух станет источником информации и им можно будет воспользоваться.

Анонимными источниками по правилам также нельзя пользоваться. Но, как в случае со слухами, анонимные источники могут дать нужную информацию, которую необходимо будет проверить и постараться найти источник.

Самый распространенный источник информации для журналиста – это органы власти. Особенность работы с ними заключается в наличии посредника (пиар-служба), имеющего противоположные работе журналиста задачи. Поэтому корреспонденты стараются найти свой собственный источник информации, который сможет дать объективное видение событий. Здесь выручают связи и личные возможности журналиста.

Способы проверки информации:

1. Когда материал готов, следует позвонить или написать письмо по электронной почте источнику и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, важные высказывания. Или послать материал на визирование источнику.

2. Сопоставить полученные сведения с имеющимися по этой теме материалами в редакции. По возможности.

3. Показать текст эксперту.

4. Показать материал опытным коллегам в редакции. Осторожнее с этим способом.

5. Дать прочитать текст редакционному юристу.

3.3 Методы и приемы журналистского творчества

Способ – это комбинация методов, реальных составляющих деятельности.

Метод - система научно-обоснованных действий, необходимый для решения задач различного типа. Это система принципов отбора и оценки фактов, связанная с мировоззрением автора, с его общественной позицией.

Методы журналистского познания делятся на две группы:

I Методы получения сведений.

1. Традиционные журналистские методы:

а) проработка документов

б) беседа

в) наблюдение

г) поиск информации в интернете

2. Методы, заимствованные из других наук, в частности из социологии и психологии:

а) контент-анализ (анализ содержания текста)

б) опрос, анкетирование, тестирование

в) длительное систематическое наблюдение

г) эксперимент

II Методы постижения сути происходящего.

Это знания, которыми обладает журналист. Его культурный опыт, религия, интеллект.

Приемы журналистского творчества.

Раскрывать тему текста можно двумя способами.

1. Подход начинающего журналиста: в тексте должны быть раскрыты все аспекты темы и включено максимум информации по теме. Цель текста – отразить все известные знания по теме. Итогом становится нечто бесформенное по поводу темы неизвестного объема.

2. Подход опытного журналиста: в тексте невозможно раскрыть все аспекты и, следовательно, нужно остановиться только на одном. Цель текста – доказать, аргументировать один простой тезис в рамках заданной темы. В итоге получается лаконичный, логичный текст с чёткой структурой.

Такой подход называется технологией «песочных часов»:

- сужение темы

- второе сужение темы

- постановка вопросов по теме

- выбор единственного вопроса

- ответ на вопрос (это будет главный тезис текста)

- подбор доказательств к главному тезису

- написание первой части текста (используя первое сужение темы)

- написание второй части текста (используя второе сужение темы)

- дополнительный тезис (заключительная часть текста). Расширение узкой темы вновь до широкой.

Методика «Логические круги»:

Позволяет раскрыть центральную тему текста через необычный ракурс.

Посередине листа формата А4 написать тему, обвести ее в круг и провести от этого круга несколько стрелок. Напротив каждой стрелки написать ассоциацию с темой. Каждую ассоциацию также обвести в кружок и поставить от нее новую стрелку. Так можно продолжать пока будут рождаться ассоциации. Потом изучить получившуюся схему – это может помочь найти оригинальный подход к теме.

«Метод персонажей»:

Представить, как о твоей теме, вопросе написал бы политический деятель или сосед, друг, литературный герой и т. д.

«Метод потока мыслей»:

Ограничить себя во времени, поставить таймер на 10 – 20 минут. В течение этого времени записывать все подряд, что приходит в голову по теме. Потом разобраться в написанном, найти что-то интересное.

3.4 Технические средства в процессе журналистского творчества

Всемирная сеть интернет, диктофон, электронный блокнот, фотоаппарат. Видеокамера и внешний микрофон у телевизионщиков. Телефон не только как средство связи, но и как все вышеперечисленные технические средства, соединенные в одном аппарате. Если телефон низкого класса, то качество, полученного с его помощью материала, может страдать.

Использовать спецсредства скрытого видеонаблюдения в нашей стране могут только лица, которые уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Уголовный кодекс РФ на эту тему говорит следующее:

Статья 137. В России наказуем сбор и распространение сведений о частной жизни человека без его согласия.

Статья 138. В России наказуемо нарушение тайны телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

Статья 138.1. В России нельзя незаконно покупать, изготавливать и продавать специальные технические средства, которые предназначены для получения негласной информации.

В пункте 6 статьи 49 Закона РФ «О СМИ» прописано, что при получении информации от граждан и должностных лиц журналист должен ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки.

В тоже время статья 49 Закона РФ «О СМИ» содержит для журналиста важное исключение из обязанности получать разрешение на распространение сведений о частной жизни лица - получения такого согласия не требуется, если информация распространяется для защиты общественных интересов, поэтому если журналисты действуют в пределах общественных интересов, то их деятельность является законной.

Общественный интерес — интерес сообщества или усреднённого представителя этого сообщества, связанный с обеспечением его благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития.

Статья 50 того же закона говорит о допустимости распространения сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Например, пресс-секретарь главы администрации запретил журналисту снимать процесс голосования главы администрации. Нарушение тайны голосования является серьезным нарушением избирательных прав граждан.

Голосование включает в себя не только процесс заполнения бюллетеня, но и процесс опускания бюллетеня в избирательную урну. Поэтому без согласия избирателя журналист не вправе снимать ни то, ни другое.

В то же время право давать такое согласие принадлежит исключительно гражданину. В рассматриваемом же случае запрет поступил от пресс-секретаря, который таким образом превысил свои права. Закон не говорит, в какой форме должно быть получено согласие. Поэтому мы вправе предположить, что допустимо и письменное и устное согласие, и «молчаливое» согласие.

3.5 Правовые и профессионально-этические ориентиры (нормы) творческого поведения журналиста

Журналистика - это профессия, к которой предъявляются повышенные моральные требования. Этические нормы могут быть обязательными (запрет плагиата), допустимыми (требование проверять факты), дискуссионными (нет единого мнения о допустимости использования диктофона скрыто от источника). Нормы профессиональной этики журналиста регулируют кодексы.

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайн, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), без его согласия или согласия его законного представителя.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: