Подготовка к занятию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

 

 
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой патологической физиологии и клинической патофизиологии (наименование) Самсонова Е.Н.____________________                                                      (подпись)  «___» _________________20__ г.  

 


                                                                                                                              

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

Практическое занятие

Тема: Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа

 

 


                                                                                                                                       

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Самсонова Е.Н. Заведующий кафедрой Д.м.н., профессор Патологической физиологии и клинической патофизиологии
Зубахин А.А. Профессор Д.м.н. Патологической физиологии и клинической патофизиологии

 

     Рецензент(ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
       
       

 

 

 




Введение

Обеспечение антигенной однородности и индивидуальности организма является главной задачей системы ИБН. Иммунные реакции — это часть общих защитных реакций организма. Иммунные реакции обеспечивают жизнеспособность организма. При обнаружении носителя чужеродной антигенной информации (вируса, бактерии, паразита, опухолевой клетки, аномального белка и др.) иммунная система, как правило, обеспечивает его нейтрализацию, деструкцию и удаление из организма. Иммунные реакции не всегда протекают по этой схеме. Нередко одновременно повреждаются и разрушаются собственные клетки и неклеточные структуры. Это сопровождается расстройством функций многих тканей, органов и их физиологических систем. Такой тип иммунных реакций получил название реакций изменённой или аномально повышенной чувствительности (гиперчувствительности). Австрийский патолог фон Пирке в 1906 г. предложил для обозначения этих реакций термин «аллергия».

 Подавляющее большинство заболеваний связано с иммунными нарушениями. В нормально функционирующем организме иммунные реакции должны быть адекватными. (нормальными), подобно кровяному давлению, - их неоправданное повышение или понижение приводит к патологическому состоянию организма (т.е. и выше плохо, и ниже плохо). Неадекватные повышения иммунных реакций (гипериммунный ответ) называются аллергии. Неадекватные понижения иммунных реакций (иммунного ответа) называются иммунодефицитные состояния (иммунодефициты). Необходимо отметить, что иммунные реакции практически всегда нарушаются разнонаправленно. Когда одни из них неадекватно понижаются, другие неадекватно повышаются, что называется дисбалансом иммунной системы. То есть речь никогда не идет об одной только аллергии. У аллергиков всегда наблюдаются и признаки иммунодефицитного состояния - хронические воспалительные процессы, вирусные инфекции - герпес, цитомегаловирус, хламидиоз или др., склонность к частым ОРВИ и т. д., а у пациентов с иммунодефицитными состояниями присутствует в какой-либо форме и симптоматика аллергии. Следует помнить, что при всяком длительно протекающем воспалительном процессе обязательно происходит местная аллергизация тканей. И в этом еще одна опасность осложнений, которую несут хронические воспалительные процессы. В частности, хронические или частые бронхиты могут спровоцировать возникновение бронхоспазмов, бронхиальной астмы. Нарушения функционирования иммунной защиты называются иммунопатологическими состояниями, которые индивидуальны у каждого больного. Аллергические заболевания являются гиперреакциями организма в ответ на воздействие некоторых факторов внешней среды, которые принимаются им за потенциально опасные (даже если на деле они не являются таковыми). Естественно, что если существуют "гиперреакции", то есть и нормальные реакции. Нормальная реакция - развитие нормального (адекватного) иммунного ответа. Иммунная система защищает наш организм от проникновения внутрь него чужеродных веществ. Аллергические реакции многообразны по проявлениям и тяжести лечения; они способны развиваться в разных направлениях и вовлекать различные органы и ткани организма. т. е. Учитывая сложность и многокомпонентность иммунной системы человека, следует помнить, что у каждого больного свой организм, свои индивидуальные наборы (сочетания) иммунных нарушений и своя индивидуальная аллергия.

Аллергия - это достаточно широкое понятие. А если быть точнее, речь идёт не об одном заболевании, а о группе патологических состояний, имеющих в некоторой степени общие механизмы развития, но совершенно разные проявления. Будучи свойствами, зависящими от состояния организма, иммунные реакции никогда не нарушаются сами по себе, изолированно, вне зависимости от функционирования организма в целом.

 

Подготовка к занятию.

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

№ п/п Содержание Форма контроля  
2.1. Повторить Самоконтроль
  Вопросы для повторения: 1.  Понятие о Т- и В-системах иммунитета. 2.  Центральные и периферические органы иммунитета. 3. Виды Т- и В-лимфоцитов, их характеристика. Тестовый контроль
2.2 Изучить материал лекции Тема: Аллергии     (ГНТ,ГЗТ) Тестовый контроль, устное собеседование
2.3 Прочитать главы «Аллергии (ГНТ,ГЗТ)» в учебниках:      1. Патологическая физиология: учебник для студ. / ред. Н. Н. Зайко [и др.]. - М.:МЕДпресс-информ, 2008. - 640 с. 2. Патофизиология: учебник для студентов вузов: в 2т. / ред. В. В. Новицкий [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -, Т.1 848 с. 3. Патофизиология: учебник для студентов вузов: в 2т. / ред. В. В. Новицкий [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -, Т.2 640 с. 4. Патофизиология [Электронный ресурс] / Литвицкий П.Ф. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970414798.html.. Тестовый контроль, устное собеседование
2.4 Изучить дополнительную литературу:   1. Атлас по патофизиологии: учебное пособие для студ.мед.вузов / В. А. Войнов. - М.:Мед.информ.агентство, 2007. - 256 с. 2. Патофизиология и физиология в вопросах и ответах / Л. З. Тель, С. П. Лысенков, Н. Г. Шарипова [и др.]. - М.:Мед.информ.агентство, 2007. - 512 с. 3. Патологическая физиология: интерактивный курс лекций / Л. З. Тель, С. П. Лысенков, С. А. Шастун. - М.:Мед.информ.агентство, 2007. - 672 с. 4. Патофизиология [Электронный ресурс]: атлас / А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Н. Ю. Пахомова [и др.]. - Новосибирск:Сибмедиздат НГМУ, 2008. - 151 с. 5. Патофизиология. Основные понятия: учебное пособие для вузов / Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров; ред. А. В. Ефремов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 253 с. 6. Основы общей нозологии: учебное пособие / А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова. - Новосибирск:Сибмедиздат НГМУ, 2009. - 92 с. Устное собеседование
2.5 Решить типовые задачи: приложение №2 методических рекомендаций к данному занятию   Решение ситуационных задач
2.6 Решить тестовые задания: приложение №3 методических рекомендаций к данному занятию Тестовый контроль,
2.7 Быть готовым ответить на следующие вопросы: 1. Аллергии, определение понятия 2. Пояснить сходство и различие аллергических реакций и иммунных реакций. 3. Принципы классификации аллергических реакций 4. Аллергены, определение понятия. Экзогенные и эндогенные аллергены. 5. Общая характеристика стадий аллергических реакций. 6. Сенсибилизация, понятие, виды 7. Особенности аллергических реакций Ι типа по классификации Gill и Coombs 8. Особенности аллергических реакций ΙI типа по классификации Gill и Coombs 9. Охарактеризовать особенности аллергических реакций ΙΙΙ типа. 10. Охарактеризовать особенности аллергических реакций ΙV типа. 11. Определение понятий: «десенсибилизация», «специфическая десенсибилизация» и «неспецифическая десенсибилизация». Привести примеры. 12. Методы выявления и изучения аллергических реакций в зависимости от стадии развития. 13. Основные принципы выявления, лечения и профилактики аллергии.   Устное собеседование
2.8 Изучить основную терминологию по теме. 1. Патологическая физиология: учебник для студ. / ред. Н.Н.Зайко [и др.]. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 640 с. 2. Патофизиология: учебник для студентов вузов: в 2т. / ред. В.В.Новицкий [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т.2 - 640 с. Изучить приложения № 1 методических рекомендаций к данному занятию Тестовый контроль, устное собеседование

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: