Первичный анализ источников и научной литературы. Сбор фактического материала

 

Изучение источников и научной литературы – это весьма трудоемкая и серьезная часть работы над выпускным исследованием. Рационально разделить этот процесс на следующие этапы: ознакомление с произведением по оглавлению; беглый просмотр всего содержания; чтение в последовательном порядке или выборочное чтение отдельных частей произведения; фиксация материала, представляющего интерес; критическая оценка выписанных фрагментов, цитат, их редактирование.

Главным критерием оценки прочитанного должна служить возможность практического применения материала в ВКР. Поэтому при изучении источников и литературы используется только та информация, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования.

Проводя первичный анализ, нужно одновременно обдумывать найденную информацию. Желательно фиксировать возникшие в процессе работы собственные умозаключения, замечания, которые являются важными элементами нового знания и могут в дальнейшем лечь в основу главной авторской идеи или даже послужить поводом для принципиально новой интерпретации темы выпускной работы.

Изучая научную литературу, нужно тщательно подходить к оформлению выписок: грамотная фиксация найденного материала позволяет в дальнейшем легко им пользоваться.

Вполне возможно, и даже наверняка часть собранного материала не найдет своего применения в тексте выпускной работы. Это своего рода «побочный эффект» процесса научного творчества, подразумевающего значительную часть черновой работы и тщательное отделение действительно важной информации от менее значительной и вообще лишь косвенно затрагивающей тему исследования. Поэтому необходим критический подход к источникам и научной литературе.

Студент должен собирать не просто факты, а научные факты. Это понятие значительно шире: научный факт понимается как элемент научного знания, отражающий объективные свойства вещей и процессов.

На основании научных фактов делаются обобщения, определяются взаимосвязи и закономерности, формулируются тезисы и строятся научные теории.

Достоверность научных фактов напрямую зависит от достоверности того источника, в котором он содержится. Вполне понятно, что официальные издания государственных или общественных организаций содержат достоверные материалы. Однако в процессе работы полезно бывает провести сравнительный анализ информации по одному и тому же вопросу, содержащейся в разных изданиях (например, при работе со статистикой): иногда результаты бывают весьма неожиданными.

Монография или научный сборник, включающий материалы научной конференции, имеют важное научное значение и принадлежат к числу достоверных научных ресурсов. Что касается научных статей, то достоверность их содержания зависит от достоверности исходной информации. Но и в случае монографического исследования, и в случае научных статей, важное значение имеет позиция самого автора, традиции научной школы, в рамках которой он работает. Поэтому следует критически относиться к найденному материалу, не забывая о субъективизме, присущем любому произведенному человеком продукту.

Наиболее трудоемким является изучение архивных материалов, что связано со значительным объемом, разной степенью сохранности рукописей, зачастую с трудностью их прочтения. Поэтому работа в архиве является своеобразным вызовом для студентов, требует большого количества времени, усидчивости и терпения.

Для получения допуска в архив студент обязан оформить специальный документ – отношение со стороны учебного заведения или научного учреждения, подписанное руководителем учреждения или его заместителями. Иногда в архив необходимо представить план работы, в соответствии с которым сотрудниками архива подбираются нужные документы. Неоценимую помощь в поиске архивных материалов оказывают указатели, путеводители, каталоги, описи, а также консультации архивариусов.

В отношении достоверности архивных материалов действуют общие правила, применимые ко всем остальным видам источников и научной литературы. Необходимо учитывать и такие факторы, как время и место создания источника, его авторство, подлинность, условия, в которых он создавался (так называемая внешняя критика источника), а также полноту представленной информации, социальную позицию, культурную, этническую принадлежность автора, его политические предпочтения (внутренняя критика источника). Таким образом, критический подход должен быть постоянным ориентиром исследователя при работе с источниковым материалом и научной литературой в процессе подготовки выпускной работы.

Особой формой фактического материала являются цитаты. Они используются для максимально точной передачи мысли автора первоисточника, для подтверждения отдельных умозаключений автора ВКР.

При цитировании необходимо соблюдать главное правило: цитаты нельзя вырывать из общего контекста фразы или абзаца, ограничивать словами, которые содержат только часть мысли, например, ту, которая, на взгляд автора, больше соответствует его собственным выводам. Таким образом, при цитировании необходимо избегать искажений и неточностей. Это касается и прямого, и косвенного цитирования, когда прибегают к пересказу текста первоисточника.

После первичной обработки найденной научной литературы отобранный фактический материал необходимо классифицировать. Собственно говоря, группировка и сопоставление информации происходит еще в процессе сбора, однако перед тем, как приступить к написанию текста выпускной работы, на классификации следует остановиться отдельно, поскольку она является одной из важнейших частей общей методологии научного исследования.

 



Глава III. Работа над текстом ВКР

Структура работы

В целом, структурная композиция ВКР выглядит следующим образом:

· Титульный лист

· Содержание

· Список условных сокращений

· Введение

· Главы работы (с разбивкой на параграфы)

· Заключение

· Список источников и литературы

· Приложения

Отдельные элементы структуры являются обязательными (например, введение, основной текст, заключение, библиографический указатель), другие же (например, приложения) – желательными, но не обязательными и зависят от решения студента.

Титульный лист является первой страницей ВКР (не нумеруется) и оформляется по строго определенным правилам (см. Приложение И). Оглавление размещается на второй странице работы (также не нумеруется) и включает в себя все заголовки ВКР с указанием страниц, с которых они начинаются (см. Приложение К).

Список условных сокращений составляется согласноГОСТ Р 7.0.12–2011, настоящий стандарт устанавливает общие требования и правила сокращений слов и словосочетаний на русском языке. Список должен содержать введенные в работе сокращения для часто используемых терминов или словосочетаний. Список условных сокращений, не является обязательной частью работы и составляется в случае наличия в работе трех и более сокращений.

Во введении содержится ряд обязательных элементов:

· обосновывается актуальность темы;

· определяются объект и предмет исследования;

· обозначаются хронологические (с обоснованием верхней и нижней границ) и географические рамки исследования;

· формулируются цели и задачи исследования;

· освещается методологическая база исследования;

· характеризуется источниковая база исследования;

· отображается степень изученности проблемы (историографический обзор);

· указывается научная новизна, значимость поставленной проблемы;

· перечисляется практическое значение работы (апробация работы);

· кратко характеризуется структура работы.

Актуальность темы. Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается уровень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задания или вопроса. Основными условиями, которые необходимы для обоснования актуальности, являются:

- описание причин выбора именно данной темы;

- объяснение внутренней необходимости науки в разработке данной темы: причины слабой изученности, либо отсутствия таковой; противоречия, обоснованные динамикой развития науки; появление новой информации о проблеме; недостаточное исследование проблемы; новые методы и методики исследования.

В сфере международных отношений актуальность исследования означает, что оно может быть посвящена злободневным проблемам мирового развития, основным тенденциям современности, слабо изученным темам в истории и теории международных отношений, или речь может идти о введении в научный оборот ранее неизвестных фактов, об обобщении и систематизации уже имеющихся научных разработок, о пересмотре прежних точек зрения с учетом новой методологической базы.

После определения актуальности темы необходимо определить предмет и объект исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на предмет и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, обозначенной на титульном листе как заглавие.

Объект и предмет исследования:

-  должны соотносится как целое и его часть;

-  должны содержательно характеризовать проблему исследования;

-  должны быть производными позициями для формирования проблемы, темы исследования;

-  связь между предметом и объектом должна быть тесной, близкой.

После определения объекта и предмета исследования необходимо определить хронологические и географические рамки исследования.

Если на результат исследования влияет время и территория, которые определяют особенность проблемы, то необходимо четко определить какой именно период выбрать для исследования, определить верхние и нижние границы (даты); очертить регион, область, территорию, что, в первую очередь, дает возможность конкретизировать исследование, а во вторую – убережет от лишнего расширения предмета исследования.

После определения хронологических и географических рамок исследования следует определить цель исследования. Цель исследования – идеальное, умственное предсказание научной деятельности; это переформулированная проблема (тема) исследования. При определении цели исследования всегда нужно иметь в виду конечный результат, достичь который необходимо в ходе исследования. Поэтому при формировании цели нужно использовать глаголы: теоретически обосновать и практически разработать, установить, воспроизвести целостную картину и т.д.

При формулировании цели не рекомендуется использовать такие слова, как «Изучение…», «Исследование…», т.к. они указывают на средства достижения цели, а не на саму цель.

Сформулированная цель исследования формирует задания исследования. Задания исследования логично появляются, исходя из цели исследования, и рассматриваются как основные этапы работы автора. Задания, как «ступеньки» для достижения цели, должны формироваться в логичной последовательности, обусловленной внутренней логикой исследовательского процесса. Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Задания составляют содержание работы, а их формулировки – названия разделов (с небольшими изменениями).

Формулирование заданий делается в виде перечня. Например, исходя из поставленной цели исследования, основными заданиями исследования являются:

- изучить…;

- охарактеризовать…;

- обосновать…;

- проанализировать…;

- выявить…;

- раскрыть…;

- определить…;

- сравнить…;

- установить….

Все заявленные задания должны быть выполнены в ходе написания работы, а их результаты представлены в виде выводов.

Источниковая база исследования содержит подробную классификацию источников, их общую характеристику. Источники принято классифицировать по хронологическому и/или проблемно-тематическому критериям, представляя при этом анализ основных категорий источников.

Далее во введении определяется степень изученности темы. Степень изученности темы представляется как историографический обзор литературы по выбранной теме. При этом всю совокупность работ необходимо классифицировать, взяв за основу хронологический и/или проблемно-тематический критерии, а также выявить принадлежность авторов к той или иной научной школе. Отдельно нужно разграничить работы отечественных и зарубежных исследователей. При этом приводится общая характеристика каждой категории работ, а наиболее важные исследования подвергаются анализу и сравнению.

В зависимости от темы исследования можно выявить эволюцию историографических взглядов по теме, охарактеризовав основные черты каждого из этапов развития.

Освещение степени изученности темы требует особого внимания в плане составления максимально полного историографического обзора, чтобы не допустить «пропуска» исследования по теме ВКР.

В заключение необходимо сделать вывод о тех аспектах темы, которые уже были разработаны в предшествующих исследованиях, и особо подчеркнуть те вопросы, которые не нашли своего освещения и таким образом нуждаются в дальнейшей разработке.

Следующим этапом является характеристика теоретико-методологической базы исследования. Автор обосновывает выбор определенного методологического подхода, в пределах которого выполнено исследование, определяет научные принципы и соответствующие им методы и приемы исследования. Освещая методы, использованные при исследовании темы, принято указывать, для реализации каких целей или задач они применялись.  

Далее автор должен указать научную новизну исследования. Именно научная новизна исследования определяет насколько актуально исследование, указывает на степень изученности темы. Научная новизна подразумевает, что автор, на основе проведенного исследования, решил поставленные задачи и пришел к новым выводам.

Завершающим пунктом введения является описание структуры работы. В данном пункте студент должен, перечислить из каких составляющих состоит курсовая работа, указав при этом объем работы в страницах, с акцентом на том, сколько именно страниц в работе содержат основной текст работы.Чаще всего работа состоит из введения, разделов (глав), подразделов (параграфов), заключения, списка источников и литературы.

Основная часть ВКР состоит из нескольких глав (чаще всего, двух-четырех), разделенных на параграфы.

Каждая глава нумеруется римскими цифрами и начинается с новой страницы. Каждый параграф обозначается арабскими цифрами и продолжается на той же странице, что и предыдущий.

Цитаты из источника или литературы, употребляемые в тексте ВКР, обязательно подлежат ссылке с указанием авторства на конкретную страницу работы, с которой взята цитата (примеры библиографического описания см. в Приложении Г).

Цитаты на источники используются для подтверждения выводов студента. Если источник труднодоступен, допустимо воспользоваться его цитатой, опубликованной в каком-либо издании, сделав соответствующую ссылку с пометкой «Цит. по:...».

Ссылки на литературу могут применяться для критического анализа использованных материалов, сопоставления различных точек зрения, выявления согласия или несогласия автора с приведенными аргументами других исследователей.

Использование чужого материала без ссылок на автора и источник не допустимо.

В конце каждого параграфа главы обязателен вывод, который содержит краткий итог исследования студента по указанному вопросу. Поскольку речь идет о личных выводах студента, в выводах недопустимо цитирование и ссылки на источники или литературу.

ВКР завершается заключением, в котором подводятся итоги проведенной работы и обозначаются перспективы дальнейших исследований по теме. Выводы, представленные в заключении, должны отвечать на вопросы, сформулированные во введении, то есть соответствовать поставленной цели и задачам исследования.

В заключении не приводятся новые факты или аргументы, не употребляются цитаты из источников или литературы.

После заключения указывают список источников и литературы (см. Приложение Г). Библиографическое описание составляют в соответствии с действующими стандартами по библиотечному и издательскому делу, а именно, в соответствии с ГОСТом Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Список источников и литературы составляется следующим образом. Сначала указываются работы, написанные на русском языке, потом – на иностранных языках.

Указанные работы нумеруются и выстраиваются строго в алфавитном порядке. Алфавитное расположение документов предполагает группировку в строгом алфавите фамилий авторов и заглавий произведений; произведения авторов-однофамильцев располагаются в алфавите их инициалов. Отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т. п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т. п.). Названия работ даются без кавычек. Приводятся все необходимые выходные данные использованных в исследовании работ.

В списке источников и литературы, сначала указывают источники. После перечня «Источники» следует перечень - «Литература». Рекомендуемое количество использованных в исследованиях источников и литературы для написания ВКР должно быть не менее 40 наименований. При этом будущие специалисты в области международных отношений должны продемонстрировать умение использовать литературу и источники на иностранных языках.

Входящие в список статьи должны сопровождаться указанием соответствующих страниц, которые они занимают в сборнике (журнале).

Наиболее часто встречаются в библиографических записях следующие сокращения слов:

выпуск – вып.

избранные сочинения – избр. соч.;

книга – кн.;

межвузовский сборник научных трудов – межвуз. сб. науч. тр.;

под редакцией – под ред.;

полное собрание сочинений – полн. собр. соч.;

сборник научных трудов – сб. науч. тр.;

сборник трудов – сб. тр.;

собрание сочинений – собр. соч.;

составитель – сост.;

страница – с.;

том – т.;

перевод с … – пер. с …

Сокращенно обозначаются города:

Москва – М.,

Нижний Новгород – Н. Новгород,

Петроград – Пг.,

Ростов-на-Дону – Ростов н / Д.,

Санкт-Петербург – СПб.,

Ленинград – Л.,

Киев – К.

Названия остальных городов указываются полностью. Переименование города не влияет на указание места издания. Если на титульном листе указано два места издания, то они приводятся через точку с запятой - М.; СПб.

В приложениях размещаются вспомогательные или дополнительные материалы. К ним относятся документы, имеющие самостоятельное значение, таблицы, графики, инфографика, художественные иллюстрации и т.д. Каждое приложение имеет тематическое наименование, начинается с нового листа и обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ (например, Приложение А. «Название приложения»). Страницы приложения продолжают нумерацию страниц основного текста ВКР.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Например: (см. Приложение А.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: