Задание 4. Посещение, анализ и оценка эффективности урочных (внеурочных) занятий

Цель задания: закрепить у обучающихся умения выполнять фотографию урока (внеурочного занятия), осуществлять анализ уроков и оценивать их эффективность.

Выполнение задания. Посещая урок, обучающийся делает его подробную протокольную запись (фотографию урока), оформляя следующим образом:

Дата_________ Класс _________ Номер урока _________

Предмет __________________________________________________________

Учитель __________________________________________________________

Тема урока _______________________________________________________

Дидактическая цель ________________________________________________

Тип урока_________________________________________________________

 

Этапы урока, их хронометраж Ход урока (содержание деятельности учителя и учащихся) Замечания, предложения, выводы
1 2 3
     

 

После урока обучающийся участвует в его обсуждении с руководителями практики и присутствующими обучающимися. Результат анализа кратко фиксируется после фотографии урока.

Подробный анализ урока осуществляется по следующей схеме:

1. Дата, класс, урок.

2. Тема урока и его место в системе уроков по данной теме.

3. Цель урока, выделение задач обучения, воспитания и развития (формирование представлений, знаний, умений, развитие свойств личности и приемов умственной деятельности), а также их достижение.

4. Организационный момент урока. Готовность учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Готовность кабинета к уроку (чистота, освещенность, проветриваемость). Готовность рабочих мест, оборудования.

5. Проверка знаний и умений учащихся. Цель и место проверки. Методы и формы проверки. Содержание системы вопросов с целью фронтального опроса. Содержание практических заданий и самостоятельных работ. Качество ответов школьников (полнота, осознанность, правильность, прочность). Активность класса (количество опрошенных, привлечение учителем внимания учащихся к ответу одноклассника). Исправление учителем ошибок учащихся. Подведение итога проверки. Оценка ответов школьников, объективность выставления отметок.

6. Изучение нового материала. Подготовка учащихся к активной деятельности. Содержание изучаемого материала, его объем и научность, связь с жизнью, воспитывающий характер обучения. Последовательность изложения материала, образность и доступность, установление межпредметных и внутрипредметных связей. Постановка проблемы перед учащимися. Способы поддержания интереса и внимания учащихся, их самостоятельности и активности. Рациональность различных методов и форм обучения. Обеспечение делового сотрудничества, доброжелательности и взаимопомощи.

7. Закрепление изученного материала. Содержание, способы, средства закрепления и систематизации учебного материала. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера.

8. Домашнее задание, его содержание, объем и виды. Методические советы по выполнению задания. Дополнительные домашние задания.

9. Характеристика познавательной деятельности учащихся. Приемы привлечения внимания (мимика и образность речь учителя, его внешний вид, темп и ритм урока, новизна и яркость материала, эмоциональная насыщенность урока; последовательность и логичность в изложении, переключение внимания учащихся).Приемы актуализации знаний учащихся с опорой на все типы памяти учащихся.Создание проблемной ситуации. Побуждение учащихся к самостоятельным формулировкам. Активность учащихся, вызванная интересом, поиском новых решений, системой вопросов учителя, побуждающей перенести знания в конкретную ситуацию. Пути формирования понятий. Приемы создания установки на восприятие учащимися нового материала.Отношение учащихся к ответам товарищей и оценкам учителя. Удовлетворение школьников выполненными заданиями. Влияние учителя на учащихся своим отношением к учебному предмету. Формирование интеллектуальных, волевых и других свойств личности в процессе учебно-познавательной деятельности.

10. Характеристика учителя. Знание материала, увлеченность предметом, педагогический такт, методическое мастерство, речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность).

Оценить эффективность уроков можно по следующей схеме.

Схема оценки эффективности урока (по Т.И. Шамовой, Ю.А. Конаржевскому)

п/п Характеристика урока Баллы (например)
1. Обозначение цели урока 2
2. Организация действий учащихся по принятию цели деятельности 1
3. Соответствие содержания учебного материала цели и задачам урока 2
4. Обеспечение методами обучения: - мотивации деятельности - сотрудничества между учителем и учащимися, между учащимися - контроля и самоконтроля   2 1   1
5. Соответствие методов обученияцели и задачам урока, содержанию учебного материала 1
6. Обеспечение формами обучения: - сотрудничества между учителем и учащимися, между учащимися - привлечение всех учащихся к деятельности по достижению цели и задач урока   1   1
7. Соответствие форм обучения цели и задачам урока, содержанию учебного материала, методам обучения 1
8. Достижения образовательных результатов: - предметные результаты - метапредметныерезультаты - личностные результаты   2 1 1
9. Итого: 17

Балльные оценки: 2балла – реализовано полностью; 1 бал– реализовано частично; 0 баллов – не реализовано.

Эффективность урока (Эур) определяется по формуле:

ЭУР=Sб /Sм × 100%,

 где Sб – сумма полученных баллов; Sм максимально возможная сумма баллов.

Урок признается

- отличным, если его эффективность не менее 85% и нет ни одной нулевой отметки;

- хорошим, если его эффективность находится в диапазоне от 65 до 84%;

- удовлетворительным, если его эффективность находится в диапазоне от 45 до 64%;

- неудовлетворительным, если его эффективность находится менее 45%.

В приведенном примере за урок можно поставить «хорошо», поскольку его эффективность Эур = 17/ 26 × 100% = 67%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: