Мониторинг психологического сопровождения развития и взросления школьников предполагает наблюдение, оценку, прогноз развития школьника, класса, параллели в условиях образовательного процесса МОУ. Эффективность мониторинга и диагностики достигается при соблюдении принципов, основанных на методическом единстве: системности, целостности, повторяемости, репрезентативности.
Основная цель - изучение характера развития и взросления школьников 1-11 классов и определение путей их психологического сопровождения в условиях муниципального образовательного учреждения.
Мониторинг и диагностика содержит три блока: медицинский, педагогический, психологический. В медицинском блоке указывается группа здоровья школьников. В педагогическом блоке: академические трудности по предметам. Психологический блок состоит из психофизиологического, мотивационного, эмоционального, интеллектуального, личностного, социального компонентов.
Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга (Приложение 1) и оформляются документально:
|
|
1. «Анализ психологического исследование класса»
2. «Анализ психологического исследования по параллели».
3. «Общешкольный анализ психологического исследования».
4. «Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики
«Психологическое сопровождение развития и взросления школьников» (Приложение 3).
В структуре мониторинга заложен механизм выхода на «заключение», выявление причинно-следственных связей, с условиями учебно-воспитательного процесса, с содержанием и технологиями обучении и воспитания.
По результатам исследований дается достоверный прогноз ситуации, определяются направления комплексной стратегии совместных действий всех участников школьного взаимодействия.
Мониторинг и диагностику «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» проводят классные воспитатели, классные руководители, прошедшие специальную подготовку по практической психологии под руководством школьных психологических служб.
В программе указано примерное количество психологических исследований. Классный руководитель, классный воспитатель может самостоятельно распределить исследования в течение учебного года по проблемам и выбрать конкретный метод проведения исследования в зависимости от собственного психолого-педагогического опыта, уровня подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.
Исследования могут проходить в урочное, или внеурочное время и носят вариативный характер, частота один - два раза в неделю, продолжительность от 10 и более минут. Общее количество исследований не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления и темпа их продвижения по проблемам.
|
|
Знакомство с каждой новой темой исследования учит школьников анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходство и различие у себя и других людей.
Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива
№ | Этапы | Вре-мя | Задачи | Средства |
1 | Приветствие | 2-3 минут | 1.Вхождение в пространство занятия. 2.Обозначение начала занятия. | Ритуалы начала занятия. |
2 | Целеполагание | 2-3 минут | Обозначение темы, цели, задачи исследования. | Опрос, ассоциации с цветом и другие приемы. |
3 | Диагностика | 8-25 минут | Проведение психологического исследования. | Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и пр. |
4 | Теоретическое сопровождение | 3-5 минут | Углубление психологических знаний. | Лекция, беседа, дискуссия и пр. |
5 | Работа по теме исследования | 5-10 минут | Подвигнуть учащихся задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. | Метод групповой дискуссии. Метод ролевой игры. Метод мозгового штурма и другие самые разнообразные активные формы. |
6 | Разминка | 5-6 минут | Снятие напряжения, усталости. Сплочение группы | Психогимнастические упражнения, игры-энергизаторы - наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Подведение итогов занятия. |
7 | Домашнее задание | 1-2 минут | Самостоятельное расширение психологических знаний | Изучение научной литературы по теме исследования, рисунки, сочинения, рефераты и пр. (только для желающих принять участие в выполнении домашнего задания). Включение в совместную деятельность родителей, близких и сверстников. |
8 | Прощание | 1-2 минут | Обозначение конца занятия | Ритуалы прощания |
В ходе работы происходит выработка социально-психологических умений и жизненных навыков. К числу обязательных навыков, регламентируемых в Стандарте, относятся:
· навыки ассертивности (от англ. assertive – настойчивый, самоуверенный, напористый), позитивное отношение к себе, позитивное отношение к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией; реагирование на критику;
· навыки эффективного общения, которые формируются в групповых формах образовательной деятельности - это, как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы;
· навыки принятия решений, формирование функциональной копинг-стратегия (coping - от англ. преодоление стресса, совладание с ним) - стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки;
· навыки психической саморегуляции. Умение лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработка навыков самоэффективности и самоконтроля.