Пояснительная записка

Мониторинг психологического сопровождения развития и взросления школьников предполагает наблюдение, оценку, прогноз развития школьника, класса, параллели в условиях образовательного процесса МОУ. Эффективность мониторинга и диагностики достигается при соблюдении принципов, основанных на методическом единстве: системности, целостности, повторяемости, репрезентативности.

Основная цель - изучение характера развития и взросления школьников 1-11 классов и определение путей их психологического сопровождения в условиях муниципального образовательного учреждения.

Мониторинг и диагностика содержит три блока: медицинский, педагогический, психологический. В медицинском блоке указывается группа здоровья школьников. В педагогическом блоке: академические трудности по предметам. Психологический блок состоит из психофизиологического, мотивационного, эмоционального, интеллектуального, личностного, социального компонентов.

      Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга (Приложение 1) и оформляются документально:

1. «Анализ психологического исследование класса»

2. «Анализ психологического исследования по параллели».

3. «Общешкольный анализ психологического исследования».

4. «Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики

 «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников» (Приложение 3).

В структуре мониторинга заложен механизм выхода на «заключение», выявление причинно-следственных связей, с условиями учебно-воспитательного процесса, с содержанием и технологиями обучении и воспитания.

По результатам исследований дается достоверный прогноз ситуации, определяются направления комплексной стратегии совместных действий всех участников школьного взаимодействия.

Мониторинг и диагностику «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» проводят классные воспитатели, классные руководители, прошедшие специальную подготовку по практической психологии под руководством школьных психологических служб.

В программе указано примерное количество психологических исследований. Классный руководитель, классный воспитатель может самостоятельно распределить исследования в течение учебного года по проблемам и выбрать конкретный метод проведения исследования в зависимости от собственного психолого-педагогического опыта, уровня подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.  

Исследования могут проходить в урочное, или внеурочное время и носят вариативный характер, частота один - два раза в неделю, продолжительность от 10 и более минут. Общее количество исследований не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления и темпа их продвижения по проблемам.

Знакомство с каждой новой темой исследования учит школьников анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходство и различие у себя и других людей.

 

Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива

Этапы Вре-мя Задачи Средства
1 Приветствие 2-3 минут 1.Вхождение в пространство занятия. 2.Обозначение начала занятия. Ритуалы начала занятия.
2 Целеполагание 2-3  минут Обозначение темы, цели, задачи исследования. Опрос, ассоциации с цветом и другие приемы.  
3 Диагностика 8-25 минут Проведение психологического исследования. Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и пр.
4 Теоретическое сопровождение 3-5 минут Углубление психологических знаний. Лекция, беседа, дискуссия и пр.        
5 Работа по теме исследования 5-10 минут Подвигнуть учащихся задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Метод групповой дискуссии. Метод ролевой игры. Метод мозгового штурма и другие самые разнообразные активные формы.
6 Разминка 5-6 минут Снятие напряжения, усталости. Сплочение группы   Психогимнастические упражнения, игры-энергизаторы - наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Подведение итогов занятия.
7 Домашнее задание 1-2 минут Самостоятельное расширение психологических знаний Изучение научной литературы по теме исследования, рисунки, сочинения, рефераты и пр. (только для желающих принять участие в выполнении домашнего задания).  Включение в совместную деятельность родителей, близких и сверстников.
8 Прощание 1-2 минут Обозначение конца занятия Ритуалы прощания

 

 

В ходе работы происходит выработка социально-психологических умений и жизненных навыков. К числу обязательных навыков, регламентируемых в Стандарте, относятся:

· навыки ассертивности (от англ. assertive – настойчивый, самоуверенный, напористый), позитивное отношение к себе, позитивное отношение к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией; реагирование на критику;

· навыки эффективного общения, которые формируются в групповых формах образовательной деятельности - это, как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы;

· навыки принятия решений, формирование функциональной копинг-стратегия (coping - от англ. преодоление стресса, совладание с ним) - стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки;

· навыки психической саморегуляции. Умение лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработка навыков самоэффективности и самоконтроля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: