· Наблюдение с фиксацией фактов развития ребенка
· Тестовые задания по профилю занятия на выявление фактов развития специальных способностей
· Сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики параметров развития
· Анализ и независимое экспертное оценивание детских творческих достижений (в разных формах)
· Анализ продуктов деятельности детей
· Сравнительный анализ успешности выполнения специальных заданий, даваемых педагогом на начальном и итоговом этапах освоения образовательной программы
· Специальные методы психолого-педагогической диагностики развития познавательных процессов (консультации и привлечение для этой работы специалистов)
· Беседы с учащимися
· Опросные методы, анкеты
К универсальным способам отслеживания результатов педагогической деятельности можно отнести:
1. Наблюдение
2. Устный опрос
3. Анкетирование
4. Тестирование
5. Анализ результатов профессиональной деятельности
НАБЛЮДЕНИЕ – этометод получения информации непосредственно через органы чувств. Это преднамеренное, систематическое восприятии человека с целью изучения особенностей его поведения и деятельности, отыскания смысла этих проявлений личности, изучения специфических изменений в определенных условиях.
|
|
Типы наблюдения:
· включенное (участвующее) и стороннее (невключенное);
· постоянное, повторное, однократное;
· сплошное (охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка, описывает общую картину поведения) и выборочное (фиксирует какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее, например, выражение эмоций у ребенка или особенности речевого развития);
· прямое (непосредственное), косвенное (опосредованное);
· внешнее и самонаблюдение.
Возможные задачи:
- анализ деятельности (например, организации образовательного процесса);
- изучение качеств личности и особенностей развития учащихся;
- выявление динамики изменений личностных особенностей учащихся.
Условия эффективности:
- целенаправленность (четко знать - что и зачем изучать, с какой целью);
- систематичность (наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а постоянно, в соответствии с планом, систематически);
- планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), критерии и показатели (что фиксировать), предполагаемые результаты; при этом надо точно определить предмет наблюдения - те особенности, за которыми ведется наблюдение;
- объективность - в процессе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты, действия, особенности поведения;
|
|
- фиксация - полученные результаты, материалы должны записываться по ходу наблюдения или сразу после него. Записи лучше вести в хронологическом порядке, через определенные интервалы времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц, матриц и т.п.
Наблюдение может осуществляться в различных ситуациях, при этом не требует создания особых условий (метод универсален), позволяет изучать проблемы, анализировать деятельность, поведение в естественных условиях (метод естественен). Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.
УСТНЫЙ ОПРОС - это метод получения информации на основе словесного общения в форме свободного диалога на определенную тему.
Интервью - это беседа по заранее сформулированным вопросам, которые задаются в определенной последовательности, чтобы легче было обрабатывать. Свободная беседа позволяет менять последовательность и варьировать содержание вопросов с целью получения более точных развернутых сведений.
Возможные задачи, решаемые в ходе опроса:
-определение отношения к чему-либо;
-получение информации о чем-либо;
-выявление позиции, мотивов поведения;
-определение степени осознания и понимания собеседником того, что он делает;
-выявление особенностей характера.
Условия эффективности опроса:
- наличие четко продуманного плана опроса;
- предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов;
- личные качества организатора опроса;
- гибкость и чуткость в ходе проведения опроса;
- умение организатора опроса слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу;
- понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение.
К несомненным достоинствам следует отнести:
- наличие контакта с собеседником;
- возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение; оценивать поведение, отношение к содержанию разговора;
- возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы;
- неформальная обстановка для получения информации.
Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе наблюдения, анкетирования, социометрии и т.п.
АНКЕТИРОВАНИЕ – это метод получения информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения, с помощью вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.
Типы опроса:
· групповым или индивидуальным.
· очный (организатор сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочный.
· анонимное (побуждает к откровенности) или персонифицированное.
Вопросы анкеты:
- по содержанию - вопросы о фактах, действиях в прошлом, в настоящем, а также о продуктах деятельности;
- вопросы о мотивах деятельности, оценках и мнениях;
- по форме - открытые (предполагают свободные ответы), закрытые (с готовыми ответами-подсказками), полузакрытые (можно выбрать варианты ответов из предлагаемого перечня и/или записать свои).
Вопросы должны быть лаконичными, точными, ясными по смыслу, доступными для понимания, простыми, конкретными.
Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А4. Данный метод не рекомендуется использовать для детей младше 10-ти лет.
Условия эффективности метода анкетного опроса;
1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе.
2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам.
3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников.
|
|
4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий.
5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов на вопросы в закрытой форме.
6. Отсутствие намеков на желательные ответы.
К достоинствам анкетного опроса можно отнести:
- возможность охвата большого числа отвечающих;
- минимум влияния исследователя на опрашиваемого;
- довольно большая скорость сбора информации;
- возможность сравнения результатов нескольких исследований.
Метод анкетирования дает разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учащихся. Сведения, полученные анкетированием, сопоставляются с данными из других источников: анализа документов, интервью, наблюдения.
ТЕСТИРОВАНИЕ – это метод диагностики, в котором используются стандартизированные задания (вопросы и задачи), имеющий определенную шкалу значений.
Виды тестирования:
• Прогностическое - отбор учащихся в группы, классы и потоки разных направлений (связано с профильной дифференциацией обучения).
• Диагностическое - сбора информации об успешности учащихся в освоении учебных программ.
• Ориентированное на обратную связь - отражает общую направленность образования на развитие каждого учащегося и снабжает учащегося информацией о том, насколько успешно он работает в свете достижения своих собственных целей.
Условия эффективности данного метода:
- соблюдение техники тестирования (на всех этапах тестирования желательно участие квалифицированного психолога);
- применение тестов в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой проверены;
- адаптированность тестовых методик, опора на культурный, жизненный опыт и особенности среды обитания ребенка.
- тесты должны использоваться только в сочетании с анализом конкретных условий формирования личности.
К достоинствам данного метода можно отнести:
- простота процедуры и используемых при этом средств;
- минимальные затраты времени (экспресс-метод);
|
|
- возможность быстрого получения результатов испытания;
- удобство количественного анализа и оценки, наличие нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта;
- возможность массового обследования.
При грамотном использовании метод тестирования дает возможность определить уровень умственного развития и степень одаренности, измерить качество знаний, умений и навыков, установить состояния человека и их особенности, изучить структурные качества личности, прогнозировать границы возможностей дальнейшего развития человека. Неоднократное использование тестов в процессе обучения способствует более адекватной оценке его эффективности.
АНАЛИЗ – это изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон.
Анализ существует в двух формах: практическое действие и мыслительная операция.
Анализ продуктов деятельности учащихся -позволяет педагогу получать информацию об учащихся, основываясь на анализе различных поделок, рисунков, сочинений, фотографий, творческих работ и др. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности учащегося.
Анализ рабочих документов педагога - э то система аналитических действий, логически взаимосвязанных между собой.
Этапы работы с документами:
- общее знакомство с материалами;
- дифференциация и ранжирование материалов. В основе лежит назначение материалов:
· нормативная база;
· проектно-программные материалы (модели опыта работы);
· научные и научно-методические материалы {концепции, общие методики,
·теории);
·учебно-методические материалы (комплексы): материалы, направленные на организацию образовательной деятельности детей (познавательный, раздаточный, дидактический материал для детей, наглядные средства и ТСО);
·контрольно-аналитические материалы;
·рабочая документация (приказы, должностные инструкции, функционал,
·тарификация, текущие планы работы);
·детальное изучение материалов, значимых для решения аналитических задач;
·методические выводы (на основе задач анализа).
Анализ учебного занятия – это метод педагогического анализа занятия, представляет собой систему операций, необходимых для изучения процесса осуществления занятия, а также причин, влияющих на его конечный результат.
Можно выделить три типа анализа учебного занятия:
• Комплексный (полный) - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия: содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного.
• Аспектный - отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия. Такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным.
• Краткий - проводится для обшей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).
Анализ учебного занятия может осуществлять сам педагог, другие педагогические работники, они это могут делать совместно.
Анализ занятия - это основной аналитический способ текущего мониторинга.
ШКАЛИРОВАНИЕ – это метод, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.
Используется для оценки качеств личности учащихся, выявления их отношения к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой) и т.д.
Выделяют три вида шкал
1. Оценочные шкалы - какие-либо реальные психические явления (качества) моделируют (отображают) с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам (баллам). Одним из видов оценочного шкалирования является рейтинг (от англ. Rating - оценка). Это диагностический метод измерения психических явлений путем сбора суждений и разносторонних оценок качеств какого-либо человека (учащегося, педагога и т.п.)
2. Шкалы ранжирования - сравнивание отдельных показателей друг с другом. Так, учащихся можно расположить в ряд по степени их активности, продуктивности усвоения темы и т.д. На этом основании каждый учащийся получает определенный ранг (от нем. rang – ряд).
3. Социометрические шкалы - используются для изучения межличностных отношений в группах и коллективах. Суть заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одним столом, выполнять задания, готовить мероприятие и т.п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из членов коллектива он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого учащегося и коллектива в целом.
В УДО существуют традиционные технологии отслеживания результатов, которые часто рассматриваются как формы деятельности или формы контроля. К ним относятся такие технологии, как выставки, зачеты, игры, смотры, конкурсы, творческие книжки, творческие отчеты и др.
Выставка -проводится с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей детей. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий приз.
Зачет -применяется как форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Он строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют контрольные индивидуальные задания (как теоретические, так и практические) в устной или письменной форме. Может осуществиться взаимопроверка знаний и умений в минигруппах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, математических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.
Конкурс творческих работ - проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе; выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, если есть нео6ходимость, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.
Смотр знаний, умений и навыков -проводится с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей. Строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм. Проводится, как правило, в творческой форме: например, «Аукцион знаний», «Рассказ-эстафета», «Пресс-конференция» и т.д. Смотры знаний могут стать традиционными в организации образовательного процесса. В таком случае целесообразно вести экран достижений и результатов учебной деятельности. Смотры знаний как коллективная деятельность способствуют формированию положительного психологического климата в коллективе, а также развитию творческих способностей детей и подростков.
Творческий отчет – направлен на подведение итогов работы образовательного объединения, определение уровня соответствия знаний, умений и навыков учащихся образовательному стандарту, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы; например, концерт, презентация фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественного, эстетического и прикладного направлений, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.
Творческая книжка ученика (воспитанника) -используется как форма текущего контроля с целью фиксации творческих достижений каждого ребенка, педагогического анализа реализации образовательной программы и потенциальных возможностей обучающихся, приобщения детей к самостоятельной деятельности, прогнозирования развития личности. В творческой книжке могут записываться выполненные творческие задания по программе обучения или самостоятельно сверх программы (творческие работы, рефераты, макеты, модели, рисунки, упражнения, выступления и т.д.), призовые места на конкурсах, смотрах, олимпиадах, соревнованиях, выставках и т.п. Записи в творческой книжке систематически обобщаются педагогом и доносятся до сведения родителей, творческая книжка может храниться как у ребенка, так и у педагога. Она выдается ребенку по окончании полного курса обучения.
Портфолио (учебный портфель) - набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину.
Портфолио выполняет «накопительную» и модельную функцию, отражая динамику развития ребенка, его отношений, результатов его самореализации.
В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:
• В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
1. портфолио - собственность (собирается для себя);
2. портфолио - отчет (собирается для преподавателя).
• По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
1. портфолио достижений: включает в себя результаты работы учащегося по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными, известными, доступными, способами;
2. рефлексивный портфолио включает в себя материалы и оценки (самооценки) достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; анализ особенностей работы с различными источниками информации ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.
Содержание портфолио связано с работой ученика по конкретной проблеме.
Функции портфолио:
• диагностическая — фиксация изменений и роста за определенный период времени;
• целеполагающая - поддержание учебных целей;
• мотивационная - поощрение результатов работы учащихся и преподавателей;
• содержательная - раскрытие всего спектра выполняемых работ и заданий;
• рейтинговая - выявление и оценка диапазона знаний, умений и навыков;
• накопительная - накопление достижений: грамот, сертификатов, поздравлений, отзывов и т.д.;