Методы и методики отслеживания результатов развития

· Наблюдение с фиксацией фактов развития ребенка

· Тестовые задания по профилю занятия на выявление фактов развития специальных способностей

· Сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики параметров развития

· Анализ и независимое экспертное оценивание детских творческих достижений (в разных формах)

· Анализ продуктов деятельности детей

· Сравнительный анализ успешности выполнения специальных заданий, даваемых педагогом на начальном и итоговом этапах освоения образовательной программы

· Специальные методы психолого-педагогической диагностики развития познавательных процессов (консультации и привлечение для этой работы специалистов)

· Беседы с учащимися

· Опросные методы, анкеты

 

К универсальным способам отслеживания результатов педагогической деятельности можно отнести:

1. Наблюдение

2. Устный опрос

3. Анкетирование

4. Тестирование

5. Анализ результатов профессиональной деятельности

НАБЛЮДЕНИЕ – этометод получения информации непосредственно через органы чувств. Это преднамеренное, систематическое восприятии человека с целью изучения особенностей его поведения и деятельности, отыскания смысла этих проявлений лич­ности, изучения специфических изменений в определенных условиях.

Типы наблюдения:

· включенное (участвующее) и стороннее (невключенное);

· постоянное, повторное, однократное;

· сплошное (охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка, описывает общую картину поведения) и выборочное (фиксирует какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее, например, выражение эмоций у ребенка или особенности речевого развития);

· прямое (непосредственное), косвенное (опосредованное);

· внешнее и самонаблюдение.

Возможные задачи:

- анализ деятельности (например, организации образовательного процесса);

- изучение качеств личности и особенностей развития учащихся;

- выявление динамики изменений личностных особенностей учащихся.

Условия эффективности:

- целенаправленность (четко знать - что и зачем изучать, с какой целью);

- систематичность (наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а постоянно, в соответствии с планом, систематически);

- планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), критерии и показате­ли (что фиксировать), предполагаемые результаты; при этом надо точно опреде­лить предмет наблюдения - те особенности, за которыми ведется наблюдение;

- объективность - в процессе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты, действия, особенности поведения;

- фиксация - полученные результаты, материалы должны записываться по ходу наблюдения или сразу после него. Записи лучше вести в хронологическом порядке, через определенные интервалы времени. Для со­кращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц, матриц и т.п.

Наблюдение может осуществляться в различных ситуациях, при этом не требует создания особых условий (метод универсален), позволяет изучать проблемы, анализировать деятельность, поведение в естественных условиях (метод естестве­нен). Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения пред­варительных фактов.

 

УСТНЫЙ ОПРОС - это метод получения информации на основе словесного общения в форме свободного диалога на определенную тему.

Интервью - это беседа по заранее сформулированным вопросам, которые задаются в определенной последовательности, чтобы легче было обрабатывать. Свободная беседа позволяет менять последовательность и варьировать содержа­ние вопросов с целью получения более точных развернутых сведений.

Возможные задачи, решаемые в ходе опроса:

-определение отношения к чему-либо;

-получение информации о чем-либо;

-выявление позиции, мотивов поведения;

-определение степени осознания и понимания собеседником того, что он делает;

-выявление особенностей характера.

Условия эффективности опроса:

- наличие четко продуманного плана опроса;

- предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов;

- личные качества организатора опроса;

- гибкость и чуткость в ходе проведения опроса;

- умение организатора опроса слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу;

- понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение.

К несомненным достоинствам следует отнести:

- наличие контакта с собеседником;

- возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение; оценивать поведение, от­ношение к содержанию разговора;

- возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы;

- неформальная обстановка для получения информации.

Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический матери­ал, полученный в ходе наблюдения, анкетирования, социометрии и т.п.

 

АНКЕТИРОВАНИЕ – это метод получения информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения, с помощью вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.

Типы опроса:

· групповым или индивидуальным.

· очный (организатор сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполне­нии) или заочный.

· анонимное (побуждает к откровенности) или персонифицированное.

Вопросы анкеты:

- по содержанию - вопросы о фактах, действиях в прошлом, в настоящем, а также о продуктах деятельности;

-  вопросы о мотивах деятельности, оценках и мнениях;

- по форме - открытые (предполагают свободные ответы), закрытые (с готовыми ответами-подсказками), полузакрытые (можно выбрать варианты от­ветов из предлагаемого перечня и/или записать свои).

Вопросы должны быть лаконичными, точными, ясными по смыслу, доступными для понимания, простыми, конкретными.

Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А4. Данный метод не рекомендуется использовать для детей млад­ше 10-ти лет.

Условия эффективности метода анкетного опроса;

1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе.

2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам.

3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников.

4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий.

5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов на вопросы в зак­рытой форме.

6. Отсутствие намеков на желательные ответы.

К достоинствам анкетного опроса можно отнести:

- возможность охвата большого числа отвечающих;

- минимум влияния исследователя на опрашиваемого;

- довольно большая скорость сбора информации;

- возможность сравнения результатов нескольких исследований.

Метод анкетирования дает разные сведения о личностных качествах, ценно­стях, отношениях, мотивах деятельности учащихся. Сведения, полученные анкети­рованием, сопоставляются с данными из других источников: анализа документов, интервью, наблюдения.

 

ТЕСТИРОВАНИЕ – это метод диагностики, в котором используются стандартизированные задания (вопросы и задачи), имеющий определенную шкалу значений.

Виды тестирования:

• Прогностическое - отбор учащихся в группы, классы и потоки раз­ных направлений (связано с профильной дифференциацией обучения).

• Диагностическое - сбора информации об успешности учащих­ся в освоении учебных программ.

• Ориентированное на обратную связь - отражает общую направ­ленность образования на развитие каждого учащегося и снабжает учащегося информацией о том, насколько успешно он работает в свете достижения своих собственных целей.

Условия эффективности данного метода:

- соблюдение техники тестирования (на всех этапах тестирования желательно участие квалифицированного психолога);

- применение тестов в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой проверены;

- адаптированность тестовых методик, опора на куль­турный, жизненный опыт и особенности среды обитания ребенка.

- тесты должны использоваться только в сочетании с анализом конкретных условий формирования личности.

К достоинствам данного метода можно отнести:

- простота процедуры и используемых при этом средств;

- минимальные затраты времени (экспресс-метод);

- возможность быстрого получения результатов испытания;

- удобство количественного анализа и оценки, наличие нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта;

- возможность массового обследования.

При грамотном использовании метод тестирования дает возможность определить уровень умственного развития и степень одаренности, измерить качество знаний, умений и навыков, установить состояния человека и их особенности, изу­чить структурные качества личности, прогнозировать границы возможностей даль­нейшего развития человека. Неоднократное использование тестов в процессе обу­чения способствует более адекватной оценке его эффективности.

 

АНАЛИЗ – это изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предме­та или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон.

Ана­лиз существует в двух формах: практическое действие и мыслительная операция.

Анализ продуктов деятельности учащихся -позволяет педагогу получать информацию об уча­щихся, основываясь на анализе различных поделок, рисунков, сочинений, фото­графий, творческих работ и др. По качеству продуктов деятельности можно сде­лать заключение об аккуратности, ответственности, точности учащегося.

Анализ рабочих документов педагога - э то система аналитических действий, логически взаимосвязанных между собой.

Этапы работы с документами:

- общее знакомство с материалами;

- дифференциация и ранжирование материалов. В основе лежит назначение материалов:

· нормативная база;

· проектно-программные материалы (модели опыта работы);

· научные и научно-методические материалы {концепции, общие методики,

·теории);

·учебно-методические материалы (комплексы): материалы, направленные на организацию образовательной деятельности детей (познавательный, раздаточный, дидактический материал для детей, наглядные средства и ТСО);

·контрольно-аналитические материалы;

·рабочая документация (приказы, должностные инструкции, функционал,

·тарификация, текущие планы работы);

·детальное изучение материалов, значимых для решения аналитических задач;

·методические выводы (на основе задач анализа).

Анализ учебного занятия – это метод педагогического анализа занятия, представляет собой систему опера­ций, необходимых для изучения процесса осуществления занятия, а также причин, влияющих на его конечный результат.

Можно выделить три типа анализа учебного занятия:

Комплексный (полный) - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия: содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного.

Аспектный - отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия. Такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным.

Краткий - проводится для обшей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).

Анализ учебного занятия может осуществлять сам педагог, другие педагогические работники, они это могут делать совместно.

Анализ занятия - это основной аналитический способ текущего мониторинга.

 

ШКАЛИРОВАНИЕ – это метод, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.

Используется для оценки качеств личности учащихся, выявления их отношения к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой) и т.д.

Выделяют три вида шкал

1. Оценочные шкалы - какие-либо реальные психические явле­ния (качества) моделируют (отображают) с помощью числовых систем по зара­нее обусловленным оценкам (баллам). Одним из видов оценочного шкалирования является рейтинг (от англ. Rating - оценка). Это диагностический метод измерения психичес­ких явлений путем сбора суждений и разносторонних оценок качеств какого-либо человека (учащегося, педагога и т.п.)

2. Шкалы ранжирования - сравнивание отдельных показателей друг с другом. Так, учащихся можно расположить в ряд по степени их активности, продуктивности усвоения темы и т.д. На этом основании каждый учащийся получает определенный ранг (от нем. rang – ряд).

3. Социометрические шкалы - используются для изучения межлич­ностных отношений в группах и коллективах. Суть заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то за­данных условиях (сидеть за одним столом, выполнять задания, готовить мероприятие и т.п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из членов коллектива он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость меж­личностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого учащегося и коллектива в целом.

 

В УДО существуют традиционные технологии отслеживания результатов, которые часто рассматриваются как формы деятельности или формы контроля. К ним относятся такие технологии, как выставки, зачеты, игры, смотры, конкурсы, творческие книжки, творческие отчеты и др.

Выставка -проводится с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей детей. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий приз.

Зачет -применяется как форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Он строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют контрольные индивидуальные задания (как теоретические, так и практические) в устной или письменной форме. Может осуществ­иться взаимопроверка знаний и умений в минигруппах, проводить­ся фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы за­четов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, математических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.

Конкурс творческих работ - проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе; выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, если есть нео6ходимость, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.

Смотр знаний, умений и навыков -проводится с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей. Строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм. Проводится, как правило, в творческой форме: например, «Аукцион знаний», «Рассказ-эстафета», «Пресс-конференция» и т.д. Смотры знаний могут стать традиционными в организации образовательного процесса. В таком случае целесообразно вести экран достижений и результатов учебной деятельности. Смотры знаний как коллективная деятельность способствуют формированию положительного психологического климата в коллективе, а также развитию творческих способностей детей и подростков.

Творческий отчет – направлен  на подведение итогов работы образовательного объединения, определение уровня соответствия знаний, умений и навыков учащихся образовательному стандарту, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы; например, концерт, презентация фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественного, эстетического и прикладного направлений, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.

Творческая книжка ученика (воспитанника) -используется как форма текущего контроля с целью фиксации творческих достижений каждого ребенка, педагогического анализа реализации образовательной программы и потенциальных возможностей обучающихся, приобщения детей к самостоятельной деятельности, прогнозирования развития личности. В творческой книжке могут записываться выполненные творческие задания по программе обучения или самостоятельно сверх программы (творческие работы, рефераты, макеты, модели, рисунки, упражнения, выступления и т.д.), призовые места на конкурсах, смотрах, олимпиадах, соревнованиях, выставках и т.п. Записи в творческой книжке системати­чески обобщаются педагогом и доносятся до сведения родителей, творческая книжка может храниться как у ребенка, так и у педаго­га. Она выдается ребенку по окончании полного курса обучения.

Портфолио (учебный портфель) - набор  работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину.

Портфолио выполняет «накопительную» и модельную функцию, отражая динамику развития ребенка, его отношений, результатов его самореализации. 

В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:

• В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:

1. портфолио - собственность (собирается для себя);

2. портфолио - отчет (собирается для преподавателя).

• По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:

1. портфолио достижений: включает в себя результаты работы учащегося по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными, известными, доступными, способами;

2. рефлексивный портфолио включает в себя материалы и оценки (самооценки) достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; анализ особенностей работы с различными источниками информации ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.

Содержание портфолио связано с работой учени­ка по конкретной проблеме.

Функции портфолио:

• диагностическая — фиксация изменений и роста за опреде­ленный период времени;

• целеполагающая - поддержание учебных целей;

• мотивационная - поощрение результатов работы учащихся и преподавателей;

• содержательная - раскрытие всего спектра выполняемых работ и заданий;

• рейтинговая - выявление и оценка диапазона знаний, уме­ний и навыков;

• накопительная - накопление достижений: грамот, сертифи­катов, поздравлений, отзывов и т.д.;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: