Образовательные программы дополнительного образования детей

 

Программное обеспечение деятельности УДО содержит документы трех уровней:

• уровень образовательного объединения – образовательные программы дополнительного образования детей, планы работы образовательных объединений;

• уровень структурного подразделения УДО — образовательные программы, программы деятельности или развития структурных подразделений, годовые или оперативные планы работы структурных подразделений;

• уровень учреждения — образовательная программа учреждения, программы деятельности и развития, перспективные, годовые или оперативные планы деятельности УДО.

Реализуя идею образования как фактора развития личности, в настоящее время дополнительное образование идет по пути обновления содержания, форм и методов деятельности в сфере свободного времени детей. Достижению целей обновления способствует разработка новых дополнительных образовательных программ, способствующих реализации социально-педагогических целей.

В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения своего предмета; направления деятельности, поэтому умение разрабатывать собственные программы деятельности является весьма актуальным для педагогических работников системы дополнительного образования детей. Педагогическая программа чаще всего рассматривается как документ или модель, определяющая цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты деятельности. Оформление модели в документ позволит представить образовательный процесс на бумаге.

Программы дополнительного образования детей можно классифицировать по трем основаниям:

• по уровню разработки дополнительной образовательной программы;

• по реализуемым функциям дополнительного образования;

• по направленностям дополнительного образования.

 

Выделются   следующие виды программ:

типовая (примерная) программа утверждается Министерством образования и рекомендуется к использованию по той или иной области или направлению деятельности;

модифицированная или адаптированная программа - это программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.

экспериментальная программа — это программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий;

авторская программа - это программа, которая полностью написана педагогом или коллективом педагогов, её содержание – это предложение средств решения проблемы в образовании, оно обязательно отличается новизной, актуальностью.

Если программирование ведется на основе образовательной деятельности УДО, программа является дополнительной образовательной программой. Но, разделяя далее образовательную деятельность на функции, можно предложить следующую классификацию программ:

учебная программа, если она реализует модель обучения, то есть цели, содержание, методы обучения и в результате знания, умения и навыки по предмету обучения;

воспитательная программа, если она реализует модель воспитания детей, то есть ведет к формированию личностного смысла того, что усваивается ребенком в процессе образования, формированию определенной направленности личности: социальной, нравственной, патриотической, общекультурной и др.;

развивающая программа, если она реализует соответственно модель развития ребенка, то есть, направлена на реализацию процесса качественного изменения личности, предполагающего изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции;

комплексная дополнительная образовательная программа, если она реализует комплексную модель, содержащую цели, содержание, методы обучения, воспитания и развития триединого процесса (могут быть варианты комплексных двуединых программ, например, учебно-воспитательная, учебно-развивающая).

Несомненным социально-педагогическим потенциалом обладают социально-педагогические программы. Рассматривая социально-педагогическую деятельность через модели функций, можно предложить следующую классификацию социально-педагогических программ:

досуговая программа, реализующая модель досуговой деятельности и направленная на удовлетворение духовных, физических и других социально значимых потребностей детей в их свободное время;

программа допрофессионалъной или начальной профессиональной подготовки, которая реализует модель этой функции и направлена на формирование профессионального интереса детей, их профессионального самоопределения, адаптацию к избранной профессии;

программа оздоровления, реализующая модель оздоровле­ния детей и направленная на формирование физического, психического, физиологического здоровья детей или здорового образа жизни;

программа социальной защиты, помощи и поддержки детей, реализующая модель социальной защиты, помощи и поддержки направленная на создание условий для социальной, медицинской, правовой, экономической, предметно-практической и другой защиты ребенка и его семьи;

программы адаптации детей, реализующая модель социальной адаптации детей и направленная на п­омощь ребенку в освоении окружающей среды;

программы рекреации, компенсации, коммуникации детей, реализующие модели соответствующих функций.

К социально-педагогическим программам можно отнести также программы работы с родителями или семьей, направленны­ми на решение проблем, возникающих во взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Образовательные программы дополнительного образования детей можно классифицировать по уровню предлагаемого освоения программы. Например, выделяются следующие уровни:

ознакомительные программы знакомят детей с определенным видом деятельности (одним или несколькими), дают основы знаний по выбранному направлению, обеспечивают мотивацию к выбранному виду деятельности и нацелены на развитие познавательного и творческого потенциала ребенка;

однопредметные (базовые) программы закладывают базовые знания, умения и навыки по выбранному направлению (необходимые для овладения данным направлением), нацелены на развитие мотивации детей к выбранному виду деятельности, творческих способностей;

однопредметные (углубленные) программы способствуют получению расширенного образования в выбранном направлении, овладению мастерством в определенном виде деятельности, профессиональной ориентации учащихся;

межпредметные программы закладывают основы знаний, умений и навыков нескольких учебных предметов;

межпрофильные программы характеризуются комплексностью содержания и ориентированы на разные сферы жизнедеятельности ребенка;

краткосрочные программы предполагают знакомство ребенка с одним или несколькими видами деятельности и реализуют ориентировочную функцию.

Опираясь на складывающуюся практику, также можно выделить уровни дополнительного образования детей по признаку «общее – профессиональное»:

общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные на решение задач формирования культуры ребенка, расширение его знания о мире и о себе, его социального опыта;

специализированные (профилированные) программы, содержащие основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности;                                           

профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям ознакомиться с той или иной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы знаний и мастерства, в том числе сопряженных с определенными профессионально-квалификационными требованиями.

Специфика дополнительного образования требует от УДО многообразия аспектов, направлений, видов деятельности. Процесс дополнительного образования детей будет протекать более эффективно, если обеспечить органическое сочетание видов деятельности, функций, факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязь образовательных областей, то есть обеспечить комплексный, интегративный подходы в определении содержания деятельности. Используя эти подходы, можно создать комплексные программы, дающие, например, возможность в рамках образовательной деятельности вести оздоровление или социальную защиту ребенка, включать родителей в образовательный процесс и, соответственно, получать комплексный результат деятельности.

 

Лит-ра: Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер». – 2003. – 56 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: