Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека. Существенную часть мотивационной сферы составляет мотивация учения. Значимость развития мотивационной сферы обусловлена предназначением учреждения дополнительного образования детей, которое состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству. Под мотивацией к познанию и творчеству понимается система целей, потребностей и мотивов, побуждающих детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой деятельности.
Технологии мониторинга мотивационной сферы (наблюдения, тесты, анкеты и др.) разрабатываются на основе следующих показателей: какие цели ставит перед собой ребенок, что его интересует, по каким мотивам он учится, что ему в учении нравится, чем он увлекается, к чему стремится, нравственная сторона отношения к учебе и труду, эмоциональные переживания детей. Мотивация доступна наблюдению. Дневник наблюдения за развитием мотивационной сферы может иметь форму, приведенную в табл.
|
|
Признак мотивационной сферы | Характеристики признака | Отметки о проявлении характеристик | ||
Наблюдение 1 | Наблюдение 2 | Наблюдение 3 | ||
1. Характер деятельности в процессе выполнения работы | · пассивная - активная · недобросовестное - добросовестное · быстрое - длительное · легкое – напряженное · внимательное – невнимательное · другие проявления | |||
2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых | · ведение записей · чтение учебной литературы · выдвижение гипотез · обращение с вопросами · стремление узнать дополнительные способы выполнения задания · другие проявления | |||
3. Характер умственной деятельности, наиболее привлекающий учащегося | · самостоятельное решения проблем · копирование действий педагога · склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности · другие проявления | |||
4. Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности | · привлекают теоретические обоснования работы или практическая часть · стремление участвовать в планировании работы · участие в коллективном обсуждении итогов, формулировании выводов и обобщений · оказание помощи товарищам · другие проявления | |||
5. Отношение к выполнению задания | · выполняет требования полностью или частично · старательно или небрежно · внимательно или с ошибками · участвует или не участвует в групповых формах работы · стремится помогать товарищам · другие проявления | |||
6. Увлеченность, эмоциональный подъем на занятии | · стремление к самостоятельному поиску решений · хорошее – плохое настроение · стремление делиться результатами своей работы · другие проявления | |||
7. Отношение к окончанию занятий | · рад – не рад окончанию · продолжает выполнять задание, не хочет уходить · другие проявления | |||
8. Отношение к помощи педагога или товарищей | · принимает – не принимает · благодарен – не благодарен · другие проявления | |||
9. Темп вхождения в деятельность | · быстро – долго · принимает – не принимает деятельность · ставит – не ставит цели · другие проявления | |||
10. Качество знаний | · объем, полнота, фактическая точность · прочность знаний · успешность выполнения заданий · быстрота актуализации нужных знаний · другие проявления |
|
|
Форма дневника наблюдений за развитием художественных способностей детей. Мониторинг результатов эстетического воспитания детей
Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения детей в различных видах деятельности: музыкальной, художественной, театральной, лидерской, спортивной и развитие этой сферы означает развитие специальных способностей детей и умения применять их в жизни.
Например, развитие художественных способностей детей предполагает такие результаты, как наличие знаний, умений и навыков в изобразительном искусстве, развитие мелкой моторики, образного мышления, памяти, внимания и т. д.
Для отслеживания результатов развития художественных способностей детей в УДО можно применить предложенную в табл. систему количественных и качественных показателей.
Результаты | Количественные показатели | Качественные показатели |
1. Развитие мелкой моторики | - кол-во затраченного времени - кол-во нарисованных предметов | - дифференциация нажима |
2. Развитие образного мышления | - кол-во сюжетов - кол-во нарисованных предметов - кол-во рисунков | - наличие композиций - создание сложных сюжетов |
3. Развитие ЗУН в изобразительном искусстве | - кол-во приобретенных ЗУН - кол-во затраченного времени на приобретение ЗУН | - умение обращаться с кистью - умение обращаться с красками, мелками и т.д. |
4. Развитие внимания | - произвольность внимания - устойчивость внимания - переключение внимания - скорость внимания | |
5. Развитие памяти | - кол-во воспроизведенных предметов - кол-во времени на воспроизведение предметов | - умение точно рисовать |
6. Формирование самосознания художника | - сколько раз участвовал в выставках | - умение самостоятельно рисовать (живопись, портрет, натюрморт и др.) |