Форма дневника наблюдений за развитием мотивационной сферы детей

 

Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека. Существенную часть мотивационной сферы составляет мотивация учения. Значимость развития мотивационной сферы обусловлена предназначением учреждения дополнительного образования детей, которое состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству. Под мотивацией к познанию и творчеству понимается система целей, потребностей и мотивов, побуждающих детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой деятельности.

Технологии мониторинга мотивационной сферы (наблюдения, тесты, анкеты и др.) разрабатываются на основе следующих показателей: какие цели ставит перед собой ребенок, что его интересует, по каким мотивам он учится, что ему в учении нравится, чем он увлекается, к чему стремится, нравственная сторона отношения к учебе и труду, эмоциональные переживания детей. Мотивация доступна наблюдению. Дневник наблюдения за развитием мотивационной сферы может иметь форму, приведенную в табл.

Признак мотивационной сферы

Характеристики признака

Отметки о проявлении характеристик

Наблюдение 1 Наблюдение 2 Наблюдение 3
1. Характер деятельности в процессе выполнения работы · пассивная - активная · недобросовестное - добросовестное · быстрое - длительное · легкое – напряженное · внимательное – невнимательное · другие проявления      
2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых · ведение записей · чтение учебной литературы · выдвижение гипотез · обращение с вопросами · стремление узнать дополнительные способы выполнения задания · другие проявления      
3. Характер умственной деятельности, наиболее привлекающий учащегося · самостоятельное решения проблем · копирование действий педагога · склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности · другие проявления      
4. Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности · привлекают теоретические обоснования работы или практическая часть · стремление участвовать в планировании работы · участие в коллективном обсуждении итогов, формулировании выводов и обобщений · оказание помощи товарищам · другие проявления      
5. Отношение к выполнению задания · выполняет требования полностью или частично · старательно или небрежно · внимательно или с ошибками · участвует или не участвует в групповых формах работы · стремится помогать товарищам · другие проявления      
6. Увлеченность, эмоциональный подъем на занятии · стремление к самостоятельному поиску решений · хорошее – плохое настроение · стремление делиться результатами своей работы · другие проявления      
7. Отношение к окончанию занятий · рад – не рад окончанию · продолжает выполнять задание, не хочет уходить · другие проявления      
8. Отношение к помощи педагога или товарищей · принимает – не принимает · благодарен – не благодарен · другие проявления      
9. Темп вхождения в деятельность · быстро – долго · принимает – не принимает деятельность · ставит – не ставит цели · другие проявления      
10. Качество знаний · объем, полнота, фактическая точность · прочность знаний · успешность выполнения заданий · быстрота актуализации нужных знаний · другие проявления      

 

 

Форма дневника наблюдений за развитием художественных способностей детей. Мониторинг результатов эстетического воспитания детей

 

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения детей в различных видах деятельности: музыкальной, художественной, театральной, лидерской, спортивной и развитие этой сферы означает развитие специальных способностей детей и умения применять их в жизни.

Например, развитие художественных способностей детей предполагает такие результаты, как наличие знаний, умений и навыков в изобразительном искусстве, развитие мелкой моторики, образного мышления, памяти, внимания и т. д.

Для отслеживания результатов развития художественных способностей детей в УДО можно применить предложенную в табл. систему количественных и качественных показателей.

Результаты Количественные показатели Качественные показатели
1. Развитие мелкой моторики - кол-во затраченного времени - кол-во нарисованных предметов - дифференциация нажима
2. Развитие образного мышления - кол-во сюжетов - кол-во нарисованных предметов - кол-во рисунков - наличие композиций - создание сложных сюжетов
3. Развитие ЗУН в изобразительном искусстве - кол-во приобретенных ЗУН - кол-во затраченного времени на         приобретение ЗУН - умение обращаться с кистью - умение обращаться с красками, мелками и т.д.
4. Развитие внимания   - произвольность внимания - устойчивость внимания - переключение внимания - скорость внимания
5. Развитие памяти - кол-во воспроизведенных предметов - кол-во времени на воспроизведение предметов - умение точно рисовать
6. Формирование самосознания художника - сколько раз участвовал в выставках - умение самостоятельно рисовать (живопись, портрет, натюрморт и др.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: