Правовой режим имущества подопечных

Рекомендации по организации работы

Органов местного самоуправления (органов опеки и попечительства) в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся

Без попечения родителей

Нормативная правовая база по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

 

Жилищный Кодекс Российской Федерации.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

3. Семейный кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

7. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

8. Федеральный закон от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

10. Закон Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя».

11. Закон Республики Карелия от 21 октября 2011 года №1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

13. Постановление Правительства Республики Карелия от 1 июля 2019 года № 282-П «Об утверждении Порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроля за распоряжением ими».

14. Приказ Министерства социальной защиты Республики Карелия от
5 августа 2019 года №  502-П «Об утверждении формы акта обследования (проверки) жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

15. Приказ Министерства социальной защиты Республики Карелия от
20 ноября 2018 года № 774-П «Об утверждении Порядка ведения реестра граждан, находящихся под опекой и попечительством, лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, прошедших подготовку по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

16. Письмо Минобрнауки России от 8 апреля 2014 года № ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от      8 октября 2012 года № ИР-864/07.

 



Меры по защите имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Непринятие должных мер по защите имущественных (жилищных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), приводит не только к дополнительных расходам, связанным с обеспечением детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, также является фактором, способствующим их асоциальному образу жизни и вторичному сиротству.

Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях:

1) выявление недвижимого имущества несовершеннолетних;

2) обеспечение сохранности такого имущества;

3) контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним.

Субъектами охраны, т.е. лицами, обязанными осуществлять охрану недвижимого имущества детей-сирот, являются органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели (далее - опекуны и попечители, замещающие семьи), организации для детей-сирот (все вместе, далее – законные представители), отдельные действия по охране собственного имущества могут осуществлять и сами подопечные (заявить о нарушении своих прав).

В период нахождения детей-сирот в организациях для детей-сирот или в замещающих семьях, если они являются нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в целях обеспечения сохранности жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия (далее – органы местного самоуправления), выполняющие переданные государственные полномочия по обеспечению сохранности жилых помещений детей-сирот, по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства, принимают следующие меры:

определение жилого помещения (его доли), ранее занимаемого детьми-сиротами;

регистрация детей-сирот по месту жительства в жилом помещении, в котором имеют соответствующую регистрацию родители (единственный родитель) (в случае, если у детей отсутствует регистрация по месту жительства);

предотвращение совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства;

контроль за сохранением жилых помещений детей-сирот;

предотвращение проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований;

принятие иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по защите имущественных прав и законных интересов детей-сирот.

 

Правовой режим имущества подопечных

 

В Рекомендациях по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации, утвержденных письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 года № АФ-226/06 и от 8 октября 2012 года    № ИР-864/07, изложены следующие полномочия органа опеки и попечительства, касающиеся реализации несовершеннолетними их имущественных прав:

- предотвращать незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений;

- не допускать вселения в жилое помещение посторонних лиц с нарушением прав детей;

- устанавливать (признавать) статус несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;

- обеспечивать выселение из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;

- обеспечивать проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования;

- принимать меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на период нахождения лица под опекой (попечительством);

 - обеспечивать эффективное использование жилых помещений на время опеки (попечительства) в отношении детей с выгодой для них и поддержание санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей;

- принимать меры по расселению из коммунальных квартир лиц, страдающих предусмотренными перечнем заболеваниями;

- принимать в случае необходимости меры по признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и установления факта невозможности проживания;

- контролировать действия опекунов и попечителей, управляющих имуществом подопечных; давать разрешение опекунам совершать, а попечителям давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества;

- обращаться в суд с заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; давать заключения и участвовать в судебных заседаниях по данным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством.

Органы опеки и попечительства, опекуны и попечители в течение тридцати дней со дня регистрации сведений о ребенке-сироте в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, далее – при установлении факта выявления жилых помещений, осуществляют все необходимые действия по оформлению таких жилых помещений в собственность детей-сирот.

Орган опеки и попечительства в месячный срок после выявления детей-сирот производит обследование состояния выявленного имущества и составляет  акта обследования по форме, утвержденной приказом Минсоцзащиты Республики Карелия от 5 августа 2019 года № 502-П, а также составляет опись имущества, предусмотренную частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – № 48-ФЗ), в котором фиксируется состав и общие характеристики (общее состояние, количественный состав, стоимость и т.п.) передаваемого имущества.

Одновременно с принятием имущества право на него к опекуну или попечителю не переходит: право собственности или иное право подопечного на это имущество сохраняется в прежнем объеме.

Опись имущества подопечного составляется в присутствии несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста 14 лет, по его желанию и опекуна или попечителя, а также представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации, органов внутренних дел. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества составляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в органах опеки и попечительства (в личном деле несовершеннолетнего), второй – передается лицу, принявшему имущество на хранение.

Состав комиссии, состоящей из вышеназванных представителей, должен обеспечить ее независимость и незаинтересованность. Минимальный состав комиссии составляет три человека: обязательно присутствие представителя органа опеки и попечительства, самого опекуна или попечителя, а также уполномоченного представителя жилищного органа или органа внутренних дел. Число лиц, входящих в состав комиссии, не ограничено.

В опись заносятся предметы домашней обстановки, хозяйственные и носильные вещи с указанием отличительных признаков каждой из них, степени ее изношенности, иных характеристик, позволяющих идентифицировать вещь.

Если опись касается жилого помещения (квартиры, части квартиры, комнаты, дома), где проживает подопечный, то в описи должны быть отражены сведения о том, за кем зарегистрировано жилье: подопечный может являться собственником жилой недвижимости или ее части или же иметь право пользоваться жильем.

Требования к форме и составу сведений, входящих в опись имущества, законодательством не установлены. Руководствуясь  общепринятой практикой, рекомендуется учитывались: вид описываемых жилых помещений, характеристику указанных жилых помещений, количество комнат и т.д., в случае долевой собственности указывать, кто является собственником других долей, имеются ли задолженности по оплате коммунальных услуг и др.

Если у несовершеннолетнего, над которым установлена опека или попечительство, имеется недвижимое имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого недвижимого имущества осуществляется органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества. При этом орган опеки и попечительства по месту фактического проживания подопечного должен проинформировать орган опеки и попечительства по месту нахождения недвижимого имущества подопечного. При необходимости органом опеки и попечительством может быть назначен доверительный управляющий.

Недвижимое имущество не передается опекуну или попечителю по описи в случае, если в интересах подопечного такое имущество целесообразнее передать в доверительное управление.

Ежегодно не позднее 1 февраля текущего года опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства письменный отчет за предыдущий год о хранении и управлении имуществом подопечного, в том числе и недвижимым. Унифицированная форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423.

Опекун (попечитель) должен и вправе распоряжаться переданным по описи имуществом, а также использовать полученные от управления этим имуществом доходы по назначению в интересах подопечного. Использование недвижимого имущества подопечного также должно осуществляться в интересах последнего, в том числе для извлечения дохода (например, сдача в аренду дачи).

Передача недвижимого имущества подопечного в наем физическим лицам или в аренду юридическим является одним из способов обеспечения сохранности жилых помещений, принадлежащих подопечным. При передаче недвижимого имущества подопечного в наем (аренду) законному представителю необходимо помнить о подаче налоговой декларации в установленные сроки (ежегодно до 30 апреля) и уплате налога в размере 13% от дохода.

Право лица, не достигшего совершеннолетия, на распоряжение принадлежащим ему имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Объем дееспособности лица устанавливается в зависимости от его возраста.

Согласно статье 28 ГК РФ сделки по распоряжению недвижимым имуществом несовершеннолетних, не достигших 14 лет, могут совершать от их имени только их законные представители (родители, усыновители или опекуны, организации для детей-сирот).

Подопечные в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки по распоряжению находящейся в их собственности недвижимостью с письменного согласия своих попечителей. Такое согласие должно быть выражено в письменной форме. Для предупреждения злоупотреблений со стороны законных представителей имущественными интересами № 48-ФЗ запрещает опекунам совершать сделки от имени подопечных, а попечители не вправе давать разрешение на совершение сделок с жильем подопечного ребенка между ним и супругом и другими близкими родственниками (например, родителями, внуками, дедушкой, бабушкой, родными сестрами и братьями).

Без предварительного разрешения органов опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок с имуществом своего подопечного, влекущих его уменьшение. Пункт 2 статьи 37 ГК РФ относит к таким сделкам:

- отчуждение недвижимости (продажа, обмен, дарение жилого помещения ребенка, сдача в наем или аренду, в безвозмездное пользование или в залог);

- сделки, влекущие отказ от принадлежащих ребенку прав (например, отказ от наследства или дарения жилого помещения);

- раздел жилого помещения или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Предварительное письменное разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок требуется для заключения договора приватизации жилых помещений.

В случае утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Дарение от имени лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными, возможно только, если предметом договора дарения является обычный подарок, стоимость которого не превышает трех тысяч рублей (статья 575 ГК РФ).

Согласно части 5 статьи 74 Федерального закона от 16 июля 1998 года
№ 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ипотека жилого дома или квартиры, находящихся в собственности несовершеннолетних граждан, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, осуществляется в соответствии со статьей 37 ГК РФ, на основании предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать (давать согласие) на совершение сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Залог напрямую упоминается среди таких сделок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

- обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237 ГК РФ);

- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 ГК РФ);

- отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ);

- отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка (статья 239.1 ГК РФ)

- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 - 241 ГК РФ);

- реквизиция (статья 242 ГК РФ);

- конфискация (статья 243 ГК РФ);

- отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктом 4 и 5 статьи 1252 ГК РФ.

Таким образом,  имущество подопечных может быть изъято у него по тем же основаниям, которые установлены для всех остальных категорий граждан.

Изъятие следует отличать от отчуждения имущества. Отчуждение условно можно назвать одной из разновидностей распорядительных действий в отношении имущества.

Отчуждение влечет прекращение права собственности у подопечного и возникновение этого права у другого лица.

Частью 1 статьи 20 № 48-ФЗ предусмотрено, что недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением:

1) принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

2) отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

3) отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

4) отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;

5) отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

Первым основанием является принудительное обращение взыскания на имущество по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. Под обращением взыскания на заложенное имущество понимается его арест (опись), изъятие и принудительная реализация (статья 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Неисполненные обязательства подопечного могут обеспечиваться ипотекой – залогом недвижимости. Залогодержатель вправе требовать удовлетворения за счет реализации того имущества, которое было предметом ипотеки. Взыскание по требованиям залогодержателя обращается на имущество, заложенное по ипотеке, на основании решения суда. Суду предоставлено право при наличии уважительных причин отсрочить исполнение решения о принудительном взыскании на срок до года.

Смысл ипотеки как обеспечительного обязательства состоит в том, что залогодержатель в случае неисполнения обязательства должником (подопечным) вправе получить преимущественное перед другими кредиторами удовлетворение из стоимости заложенного имущества, если договором не предусмотрено иное.

Обращение взыскания на имущество, заложенное для обеспечения обязательства, возможно в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой суммы долга полностью или в части (часть 1 статьи 50 Федерального закона   от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге) недвижимости»). Способ реализации такого имущества определяется судом, выносящим решение об обращении взыскания.

Отчуждение по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного, также может производиться в порядке, определенном нормой       статьи 19 № 48-ФЗ. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Чаще всего производится обмен жилыми помещениями. Наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или членом жилищно-строительного кооператива, в том числе с проживающими в другом населенном пункте.

Обмен признается допустимым, только если совершается к выгоде подопечного. Это означает, что подопечному как минимум должно предоставляться жилое помещение или иной объект недвижимости не хуже первоначального и даже не равнозначное. Новое помещение должно иметь стоимость не менее «обмененного» помещения, должно отвечать признакам благоустроенности и комфортности, подходить подопечному с точки зрения его места нахождения (т.е. района города, населенного пункта и т.п.).

Мена (или обмен) может производится не только путем равнозначного обмена, но и путем обмена «с доплатой». Сторона сделки, которая передает другой стороне более дорогостоящий объект недвижимости, вправе получить денежное возмещение разницы в стоимости. В данном случае полученные представителем подопечного денежные средства должны расходоваться исключительно на нужды этого подопечного.

Отчуждение недвижимости подопечного возможно при перемене места жительства подопечного, если речь идет об отчуждении жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых этот подопечный проживает. Отчуждение жилой недвижимости подопечного возможно только при условии приобретения в его собственность другого недвижимого имущества, отвечающего требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к жилым помещениям, и имеющего стоимость не менее стоимости прежнего жилого помещения. Соответствующее требование к вновь приобретаемому жилому помещению орган опеки и попечительства вправе указать в тексте своего разрешения на отчуждение.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства (статья 292 ГК РФ).

Отчуждение недвижимого имущества в исключительных случаях допускается в случае необходимости оплатить дорогостоящее лечение подопечного, его учебу, приобретение профессиональных знаний или навыков (например, в спорте). Оценка соответствия цели отчуждения интересам подопечного является полномочием органа опеки и попечительства, при которой устанавливается невозможность получения денежных средств на указанные цели из иных источников (в частности, путем продажи автомобиля, мебели или иного движимого имущества и др.).

В качестве последствия заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства предусмотрена возможность расторжения договора в судебном порядке. Изменение и расторжение договора регулируется нормами главы 29 ГК РФ. По требованию органа опеки и попечительства, действующего от имени подопечного, договор может быть изменен или расторгнут по решению суда или при существенном нарушении договора другой стороной, или в иных случаях, предусмотренных законами или договором (см. пункт 1 статьи 450 ГК РФ).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 года № 136-П (далее – Программа), предусмотрена возможность выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Предоставление финансовой поддержки может осуществляться на выплату лицам, в собственности которых находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, включенный в Программу. Размер выкупной стоимости определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости выкупаемого объекта недвижимости, заказчиком которого является муниципальное образование. Оплата за услуги по определению рыночной стоимости объекта недвижимости производится за счет средств бюджета муниципального образования.

Согласно положениям статьи 37 ГК РФ законные представители несовершеннолетних не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать (давать согласие) сделки по отчуждению (обмену, дарению) имущества детей.

Предоставление предварительного разрешения органа опеки и попечительства по отчуждению имущества ребенка, в том числе с предоставлением выплаты (возмещения) за изымаемые жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, необходимо.

С учетом определения рыночной стоимости объекта недвижимости, заключения и государственной регистрации прав по договорам мены (с гражданина на администрацию местного самоуправления), осуществления выплаты органами местного самоуправления, а также подбора гражданами жилого помещения, в котором должны быть выделены доли несовершеннолетним детям и осуществления государственной регистрации прав на него, считаем целесообразным в предварительном разрешении органов опеки и попечительства срок, в течение которого законные представители ребенка должны представить документы, подтверждающие право собственности ребенка на новое жилое помещение, предусмотреть не менее 6 месяцев.

Обращаем внимание, что в соответствии с положениями статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ).

Орган опеки и попечительства взаимодействует с заинтересованными органами и организациями на территории муниципального района (городского округа) в рамках установленной компетенции для выявления, предотвращения и устранения порчи и разрушения жилых помещений, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований.

Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей либо собственниками которых являются дети-сироты, должно способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них.

Право пользования жилыми помещениями, нанимателями или членами семьи нанимателя которых по договору социального найма являются дети-сироты, сохраняется у указанных лиц, несмотря на их проживание по месту устройства и воспитания. Это право сохраняется за детьми-сиротами и лицами из их числа и после признания невозможности их проживания в жилых помещениях вплоть до предоставления указанным лицам жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. Дети-сироты и лица из их числа до момента предоставления им жилого помещения специализированного жилищного фонда не могут считаться утратившими право пользования жилым помещением на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ.

В целях обеспечения сохранности и надлежащего состояния жилого помещения детей-сирот забота об имуществе подопечных, недопущение уменьшения его стоимости и извлечение из него дохода является обязанностью опекунов (попечителей). Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением, а также несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним.

В целях обеспечения сохранности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам, на основании статей 37 и 38 ГК РФ органы опеки и попечительства заключают с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом.

Порядок доверительного управления имуществом подопечного определен в соответствии со статьями 1012-1026 ГК РФ.

В соответствии с нормами, касающимися доверительного управления, содержащимися в пункте 4 статьи 209 ГК РФ, собственник может передать своё имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Доверительное управление имуществом подопечного учреждается вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных статьей 38 ГК РФ, и в соответствии со статьей 1026 ГК РФ.

Основанием возникновения доверительного управления имуществом подопечного являются решение органа опеки и попечительства об установлении опеки и попечительства и договор с управляющим. При этом учреждает доверительное управление и заключает договор с управляющим не собственник имущества (подопечный), а в его интересах – орган опеки и попечительства.

Обращаем внимание, что согласно части 3 статьи 18 № 48-ФЗ имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со статьей 38 ГК РФ заключен договор доверительного управления имуществом, опекуну или попечителю не передается.

При осуществлении своих полномочий управляющий должен проявлять должную заботу об интересах подопечного. Несоблюдение этого требования влечет ответственность управляющего. Он возмещает убытки, причиненные утратой и повреждением имущества, и упущенную выгоду (статья 1022 ГК РФ). Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду.

Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.

Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий лично. Если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению в порядке, установленном действующим законодательством. Учредитель управления может в этом случае потребовать от доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков.

Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества на имущество учредителя управления, не переданное в доверительное управление.

Договор доверительного управления имуществом может предусматривать предоставление доверительным управляющим залога в обеспечение возмещения убытков, которые могут быть причинены учредителю управления или выгодоприобретателю ненадлежащим исполнением договора доверительного управления.

Согласно статье 1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, также, в отдельных случаях, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.

Следует обратить внимание, что доверительное управление имуществом регулируются главой 53 ГК РФ и положениями статей 19 и 20 № 48-ФЗ.

Задача института доверительного управления имуществом подопечного заключается в защите имущественных интересов подопечного от возможных злоупотреблений со стороны управляющего. Доходы, полученные управляющим от доверительного управления, принадлежат исключительно собственнику этого имущества – подопечному.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: