Вопрос 1. Направленность личности и ее основные формы

Направленность и мотивы деятельности личности.

Часть 1

1. Направленность личности и ее основные формы;

2. Понятие о мотиве и мотивации. Мотивация достижения и избегания;

3. Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу;

4. Агрессия и мотив агрессивности;

Вопрос 1. Направленность личности и ее основные формы

Психологическую структуру личности следует рассматривать как относительно устойчивую связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостное образование.

Направленность личности – это психическое свойство, система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

Направленность выражается в жизненных целях, активной деятельности по их достижению. Одна из форм проявления направленности личности – особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности.

Когда мы говорим, что направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его, мы имеем в виду именно устойчивые формы такого проявления. Устойчивость личности - это еще одна базовая характеристика, неразрывно связанная с ее направленностью.

Устойчивость выражается в последовательности и предсказуемости поведения, в повторяющейся идентичности реакций на одни и те же раздражители независимо от ситуации.

В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

Направленность личности, система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека. Она имеет определенные формы и характеризуется определенными качествами.

Качества направленности личности:

ü Уровень - общественная значимость направленности человека.

ü Широта - определяется количеством интересов.

ü Интенсивность - эмоциональная окраска направленности.

ü Устойчивость - характеристика направленности во времени.

ü Действенность - активность человека для реализации целей в своей деятельности.

Формы направленности личности:

Влечение - явно неосознанное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие, движимое маловыраженной потребностью.

Желание - недостаточно полное и глубоко осознанное стремление к чему-либо.

Интерес - относительно высокая форма направленности на предмет, являющаяся стремлением к его познанию, обычно социально обусловленный.

Склонность - эмоциональное предпочтение той или иной деятельности, ценности, базирующееся на устойчивой потребности в ней.

Идеал - форма направленности, воплощенная в конкретном образе, к которому стремится личность. Высшая цель стремлений человека.

Мировоззрение - система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе.

Убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение.

Мировоззрение - ядро общественного и индивидуального сознания. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели. По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.

По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.

Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений.

Мировоззрение и убеждения человека определяют его моральные качества.

Мораль - обобщающее понятие, в общественном и индивидуальном сознании - нравственные нормы и ценности, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

Совесть - нравственная самооценка человеком своих поступков.

Мировоззрение формируется как в результате критического осмысления естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности, передаваясь из поколения в поколение в виде культурно-исторического наследия.

По мнению 3. Фрейда, мировоззрение – интеллектуальная конституция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.

Потребность – объективно испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являясь источником активности, развития личности. Потребность выступает основной движущей силой развития человека. В самом общем виде потребности людей делятся на Апологические (материальные) и социальные (духовные).

Первично биологической формой потребности является нужда. В организме постоянно возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой тех или иных веществ (предметов), необходимости для его нормального функционирования (поддержания состояния гомеостаза). На восполнение нужды направлены соответствующие инстинкты и поведенческие акты.

Потребности не остаются неизменными, они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, уровня его знаний об окружающей действительности и отношения к ней.

С одной стороны, потребности являются «двигателем» общественного развития, но с другой - человечество может погибнуть под грузом отходов от удовлетворения своих материальных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей вступает в противоречие с окружающей средой и приводит к возникновению целого комплекса экологических проблем.

Потребности рассматриваются также как особые психические состояния – состояния «напряжения», «неудовлетворенности», «дискомфорта» и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. Потребности изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены, их удовлетворение протекает в результате целенаправленной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: