Аргументатор и оппонент

В споре две стороны всегда являются аргументатором и оппонентом. Между ними складываются определенные отношения, которые регулируются некоторыми правилами. Они носят рекомендательный характер и нужны для регулирования процесса полемики.

Правила аргументатора и оппонента:

1. стремятся к достижению или распростране­нию истины, углублению понимания предмета;

2. рассматривают себя и оппонента как людей, имеющих равные права в споре;

3. имеют цель достичь принятия оппонентом собственного тезиса;

4. не имеют права вводить в заблуждение оппонента, используя заведомо неверные посылки или заведомо неверные спо­собы рассуждения.

Принципы спора

Для более убедительной победы в публичных выступлениях нужно руководствоваться следующими принципами:

1. Правдивость

2. Хорошее знание предмета спора

3. Широкий кругозор

4. Эмоциональная приподнятость

5. Умелое владение словом

6. Формирование позиции и ее последовательное отстаивание

2. Общие правила публичных выступлений с элементами спора:

1. Руководствоваться интересами слушателей

2. Учитывать социальные, профессиональны качества слушателей

3. Начинать с сути дела

4. Занимать активную позицию в споре

5. Использовать наиболее выгодно для себя ошибки оппонентов

Различают виды полемики 1. по оппонентам – непримиримая и товарищеская; 2. по столкновениям идей – личная и идейная.

Стиль полемического выступления.

Стиль определяется языком и речью выступающего, использованием юмора и иронии, меткостью, остроумием и художественной выразительностью.

Чтобы выработать свой стиль нужно:

1. Изучать выступления известных ораторов прошлого и настоящего;

2. Называть вещи своими именами, избегать уловок

3. Не допускать рассудочности, монотонности, деревянного тона

4. Не превращать смех и юмор в самоцель, избегать «нравственного распутства»

5. Переводить сложные понятия на язык образов

6. Бить оппонентов его же оружием

7. Критиковать язык и стиль оппонента

8. Не употреблять слова, находящиеся за литературным языком

9. Но для привлечения слушателей использовать бытовые и просторечные выражения

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое полемика?

2. Что такое спор?

3. Виды споров античности?

4. Виды споров?

5. Спор как форма человеческого общения?

6. Уловки в споре?

7. Кодекс аргументатора?

8. Кодекс оппонента?

9. Какие общие правила публичных выступлений вы знаете?

10. Какие виды полемики вы знаете?

11. Что такое стиль полемического выступления?

12. Что нужно, чтобы выработать свой стиль полемического выступления?

13.  Из чего состоит полемика?

 

Лекция № 7

Тема 8. Общение в юридической практике

Беседа

Наиболее распространенной формой общения является беседа. Под беседой понимается разговор, обмен мнениями, собеседование на различные темы. Беседа всегда носит диалогический характер и в нем участвуют всегда не менее двух сторон.

Виды. Деловые и бытовые (по сфере использования). Деловые по характеру обсуждаемых вопросов делятся на кадровые, дисциплинарные, организационные и творческие.

Подготовка к беседе.

Наметить план беседы:

Начало беседы

Изложение своей позиции

Выяснение позиции собеседника

Совместный анализ проблемы

Принятие решений

Типичные ошибки:

1. Проявление авторитарности

2. Игнорирование состояния собеседника

3. Неучитывание мотивов собеседника

4. Непроявление интереса к проблеме собеседника

5. Неслушание собеседника

6. Перебивание собеседника

7. Долгий монолог

8. Слишком краткий монолог

Консультирование

Консультирование – специфическая форма делового общения в юридической практике.

Этапы консультирования:

1. Выслушивание проблемы клиента

2. Уточнение обстоятельств дела

3. Дача разъяснения, советов, рекомендаций

Совещание

Совещание – форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.

Типы совещаний. По характеру проведения они делятся на:

1. Диктаторские – нет дискуссии, решение принимает руководитель.

2. Автократские – руководитель задает вопросы, но решения принимает сам.

3. Сегретативные – в обсуждении принимают участие лишь лица, уполномоченные для этого руководством.

4. Дискуссионные – свободный обмен мнениями, выработка общего решения.

5. Свободные – свободный обмен мнениями без обязательного принятия решения.

По тематике обсуждаемых вопросов:

6. Административные

7. Технические

8. Кадровые

9. Финансовые

Подготовка к совещанию:

1. Определение темы и целей совещания

2. Формулировка повестки дня

3. Назначение даты и времени

4. Назначение докладчиков

5. Подготовка помещения

6. Разработка необходимых документов и материалов

Психологические приемы нейтрализации барьеров при общении

1. Накопление согласий – несколько раз говорить «да» для возникновения психологической установки на согласие.

2. Демонстрация общности взглядов, оценок, интересов. Это способствует временному психологическому взаимодействию

3. «Психологическое поглаживание» - признание положительных моментов в поведении и личности партнеров по разговору. В любом случае говорить добрые слова, высказывать одобрение, хвалить.

4. Окончательное обособление в «мы». Это слово подчеркивает доверительность и некоторую близость беседы, «с глазу на глаз».

5. Демонстрация искренности. Юристу необходимо показать, что он первым доверил партнеру по общению, с уважением относятся к его трудностям.

Переговоры

Переговоры – это обсуждение с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу.

Дипломатические                 О заключении соглашения             Партнерские

Политические                       О продлении договоренностей       Конкурентные

Экономические                    О координации совместных д-й      Конфронтационные

Военные                                О выполнении соглашений     

Проиводственно-технические О выполнении соглашений

Торговые                               О нормализации отношений

Административные              Для успокоения оппонентов

                                                Для привлечения внимания общественности

Переговоры являются эффективным средством разрешения конфликтов, спорных вопросов, установление доброжелательных отношений и налаживания сотрудничества.

Главное в переговорах – не утверждение собственной позиции, а удовлетворение взаимных интересов.

Подготовка к переговорам:

1. Организационные моменты

1.1 Определение участников

1.2 Определение главы делегации

1.3 Распределение обязанностей между участниками делегации

2. Содержательная сторона переговоров

1.1 Сбор информации по теме

1.2 Сбор информации об участниках

1.3 Сбор информации об оппонентах

План проведения переговоров:

1. Приветствие участников, представление сторон друг другу

2. Изложение целей и проблем переговоров

3. Диалог участников

4. Подведение итогов и принятие решений

5. Завершение переговоров

Типы решений:

  1. Компромиссное
  2. Относительный компромисс
  3. Принципиально новое решение, «снятие» всех противоречий

Тактические приемы при проведении переговоров:

1. Уход. Закрытие позиции. Бывает прямой и косвенный

2. Затяжка. Способы затянуть переговоры

3. Выжидание. Принятие решений только после озвучивания позиции оппонентов

4. Выражение согласия. Подчеркивание общности взглядов

5. Выражение несогласия. Подчеркивание несогласия с оппонентом

6. Салими. Медленное приоткрывание собственной позиции для выяснения большей информации об оппонентах.

7. Пакетирование. Рассмотрение вопросов в виде пакетов, комплексов.

8. Выдвижение требований в последнюю минуту.

9. Постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов.

10.  Разделение проблем на отдельные составляющие.

11. Завышение требований

12. Отмалчивание.

13.  Блеф. Использование заведомо ложной информации.

14. Открытие позиции. Прямой диалог.

15. Возражение партнеру

Этапы согласования:

1. Принятие предложений

2. Принятие части предложений оппонента

3. Отклонение предложений оппонента

4. Внесение явно неприемлемых для оппонента предложений

5. Вымогательство

6. Ультиматум

7. Возвращение предложений на доработку

8. Возвращение к дискуссии

9. Двойное толкование.

Ошибки при переговорах:

1. «Холодный запуск» - партнер вступил в переговоры, не обдумав их необходимость, цель и сложность проведения

2. «Отсутствие программы» - у партнера нет четкого плана действий

3. «Главное, чтобы меня это устраивало!» - выпячивание партнером собственных интересов, что отбивает всю охоту вести с ним переговоры.

4. «Пускать все на самотек» - отсутствие какой-либо подготовки к переговорам, надежда «на авось».

5. «Коммуникативные заморыши»- неумение вести себя на переговорах, неправильное, неоправданное поведение.

Разговор по телефону

Телефонные разговоры занимают значительное место в деловой жизни. Ведение телефонного разговора – это своего рода искусство, овладение секретами которого необходимо человеку публичной профессии.

Структура телефонного разговора:

1. Взаимные представления

2. Ведение собеседника в курс дела

3. Обсуждение ситуации

4. Заключительное слово

Основные требования к телефонному разговору:

1. Лаконичность

2. Логичность

3. Отсутствие повторов

4. Дружелюбный тон

5. Четкое произношение слов

6. Средний темп речи

7. Обычная громкость голоса

Правила проведения телефонных разговоров:

1. Нужно снимать трубку до начала четвертого звонка

2. Не следует игнорировать пропущенные телефонные звонки

3. Нужно всегда здороваться

4. Заканчивает разговор тот, кто звонил

5. На ошибочный номер нужно вежливо ответить: «Вы ошиблись» и положить трубку

6. Если спрашивали другого человека, нужно всегда оставить записку звонившему

7. Лучшее время для деловых звонков: с 9 утра до 10 часов вечера.

8. Неэтично звонить после 22.00 вечера и до 9.00 утра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: