А) Христианская притча

Как-то раз одному человеку приснился сон.

Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь.
На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

- Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

- Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.


Б) Инструменты дьявола

Много лет назад Дьявол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежали лук Жадности и Желания, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Вожделения и Ревности. Еще там были орудия Страха, Гордыни и Ненависти. И все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой.

А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык "Уныние". На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых.

Один прохожий спросил Дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил:

- Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными.

И он с нежностью погладил деревянный клинышек.

- Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, - продолжал Дьявол, - он открывает двери и для всех остальных инструментов.

Он улыбнулся и добавил:

- Нет ничего смертоноснее уныния.

В) Каждый находит то, что умеет

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: "Что за люди живут в этом городе?" "А кто живет там, откуда ты пришел?"- спрашивает мудрец. "Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные";) "Здесь то же самое", - ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. "А кто живет там, откуда ты пришел?" - спросил мудрец. "Прекрасные люди, добрые и отзывчивые", -ответил путник. "Здесь ты найдешь таких же",- сказал мудрец.

"Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому - что здесь живут хорошие люди?" -- спросил мудреца ученик. "Везде есть и хорошие люди, и плохие", -ответил ему мудрец.- "Просто каждый находит только то, что умеет искать".

Рекомендуемая литература

1. Идрисова М.М. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ораторское искусство»

2. Апресян Г.З. Ораторское искусство М., 1978

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика. Ростов на Дону, 2002

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов на Дону. 2008

5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично? // Д. Карнеги. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

6. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4

7. Андреев В. И. Деловая риторика. Практический курс делового общения и ораторского мастерства. - М., 1995

 

Практическое занятие 3

Тема: Речевая культура юриста

Цель: определениехарактеристик понятий «речь», «культура речи».

Задачи: 1. Закрепление материала;

2. Обогащение словарного запаса студентов фразеологизмами, латинскими выражениями и афоризмами;

3. Развитие дикции;

4. Освоение понятий «речь», «культура речи».

 

Ход занятия

I. Оргмомент

II. Основная часть

Опрос по теоретическому материалу

2. Проверка практического задания:

2.1. Составить предложения со следующими выражениями:

1. Amicus mihi Plato, sed magis amica veritas – Платон мне друг, но истина дороже

2. Aut vincere, aut mori – или победить, или умереть

3. Ave, Caesar, morituri te salutant! – Да здравствует Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя

4. Bannitus – человек вне закона

5. Bona fide – добросовестно

6. Лукуллов пир – роскошный пир.

7. Пиррова победа – победа, стоящая таких жертв, которые делают её равносильной поражению.

8. Курить фимиам – льстиво, преувеличенно восхвалять.

9. Между Сциллой и Харибдой – в таком положении, когда опасность или неприятность угрожает с двух сторон.

10. От Понтия к Пилату – посылать кого-л. от одного к другому, не решая дела, не давая ответа.

2.2. Согласны ли вы с мыслями, высказанными в предложениях? Обоснуйте свою точку зрения, ответ запишите:

1. Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость. Пифагор

2. Свершивший да несет последствия дел своих. Парменид.

 

Упражнения

    Задание 1. Отредактируйте указанные предложения.

1.Наш музей выполняет все свои особенности. 2. Мы надеялись получить ответ на эти опасности. 3. Она рассказала всю его автобиографию. 4. Подруги ложат товары в металлические корзины. 5. Цены тут дешевле.

    Задание 2. В каких предложениях есть грамматическая ошибка в образовании формы слова? Исправьте имеющиеся ошибки.

1. Не бежите по эскалатору, не обгоняйте идущих впереди! 2. В две тысячи восьмом году будет проходить очередная Олимпиада. 3. Таксопарку требуются шофёры, хорошо знающие город. 4. На нашем факультете учатся будущие бухгалтеры. 5. Колышущиеся стебли тростника тихонько звенели.

    Задание 3. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарю: агент, аналог, аргумент, алкоголь, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить.

    Задание 4. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в данном отрывке из судебной речи Андреевского С.А. «Речь в защиту братьев Келеш»?

    Сцена у ворот… Как она искажена в обвинительном акте! Будто Келеш за пять минут до пожара подъехал, запер ворота и никого не пускал. Что же это он делал? Поджигал? Или прятал? К чему уж ему тут было скрываться? А если за шесть часов не разгорелось, то и в пять минут пожара не будет. То же надо сказать о запирании и отпирании дверей.

  Но лучше всего забитое окно… Какой в нём смысл? Чем оно служило для поджога? В действительности оказывается, что окно было забито для предупреждения пожара, но пожара иного свойства – от пламени страстей, потому что оно вело в секретное место для работниц фабрики. Двукратное дознание ничего из этого дела не сделало. Ничего и не выйдет. Мокрое дело не может возгореться, да стыдно будет не Келешам – они не поджигали, – а тем иным поджигателям, – их врагам, которые раздули это дело.

Задание 5. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Случай из судебной практики». Определите используемые изобразительно-выразительные средства, подготовьте художественный пересказ рассказа. (Обратите внимание на ключевые слова в нем. Сократите основное содержание, сохранив при этом последовательность развития действия, перескажите текст за 2-3 минуты, используя эпитеты, сравнения и другие изобразительно-языковые средства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: