Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в отрывке речи Дервиза О.В. «Речь в защиту Васильевой»?

Я берусь утверждать, что и сегодняшнее дело возникло на той же ядовитой почве, только подсудимая и потерпевший поменялись местами. Именно поведение покойного Волкова создало ненормальную обстановку в семье, породило то пси­хологическое напряжение, в состоянии которого ежедневно находились Васильева и ее мачеха. Они жили в постоянном страхе, ожидании того, что должно случиться что-то непоп­равимое. Часто бывало, что, желая оградить себя от пьяных выходок Волкова, женщины с ребенком уходили из дома, но­чевали у соседей. Им было хорошо известно, что лучше не попадаться Волкову под горячую руку. Не раз и не два им при­ходилось стыдливо скрывать от сослуживцев и соседей полу­ченные синяки. А ведь иногда дело доходило и до более серь­езных вещей – Волков брался за топор и лопату… Женщины терпели – все-таки Волков – муж, все-таки отец. Но в них рос­ло чувство отчаяния, а это чувство опасное – оно не всегда бессильно, иногда оно заставляет браться за оружие!

Задание 10.

Проанализируйте судебную речь Плевако Ф. Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики.

Определите основные этапы произнесения речи (введение, основная часть и заключение), приёмы поддержки внимания у слушателей, ключевые моменты и выразительные средства речи.

Задание 11.

 Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Случай из судебной практики».

Определите используемые изобразительно-выразительные средства, приемы психологического воздействия, подготовьте художественный пересказ рассказа.

Задание 12.

Проведите сравнительный анализ защитительной речи Ф.Н. Плевако и обвинительной речи П.Н. Обнинского по делу Качки.

Определите основные этапы речи, выделите приемы воздействия на аудиторию. Проследите, как в речах Ф.Плевако и П. Обнинского осуществляется полемика. Какие изобразительно-языковые средства используются ораторами для достижения большего воздействия на публику и на противника.

 Задание 13.

Прочитайте рассказ Н. Тэффи «Модный адвокат».

Как приведенное ниже высказывание известного судебного оратора С. Пороховщикова иллюстрируется в данном произведении?

«Помните, что обвинитель может быть смел, если хочет… защитник должен быть осторожным: за него расплатится подсудимый».

Задание 14.

Литературный пересказ

В процессе подготовки к занятию прочитайте какой-либо художественный текст на 5-10 страниц. Обратите внимание на ключевые слова в нем. Сократив основное содержание, сохранив при том последовательность развития действия, перескажите этот текст за 2-3 минуты, используя эпитеты, сравнения и другие изобразительно-языковые средства.

Задание 15.

Проанализируйте тексты обвинительной и защитительной речи Ф. Н. Плевако и П.Н. Обнинского по следующей схеме:

1. Краткие сведения об ораторах

2. План речи (выделить основные структурные части)

3. Особенности речи:

3.1 Способы предъявления доказательств

3.2 Ораторские приемы

3.3 Использование средств речевой выразительности

3.4 Выделить элементы спора

Задание 16.

Определите в данном тексте тезис, пункт разногласия и антитезис

 «Речь зашла об одном из соседних помещи­ков. «Дрянь, аристократишко»,– равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

– Позвольте вас спросить,– начал Павел Петрович, и губы его задрожали,– по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристо­крат» одно и то же означают?

– Я сказал: «аристократишко»,– проговорил Базаров…

– Точно так-с; но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объ­явить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов – настоящих…» (Тургенев И. С. Отцы и дети).

Задание 17. 

Как вы понимаете высказывание И. С. Тургенева?

 «Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит…, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда не позаба­виться?» (Тургенев И. С. «С кем спорить…»).

Задание 18.

Какая уловка, прием используется в данном отрывке в рассказе «Именины» А. П. Чехо­ва:

«– Потрудитесь мне объяснить, что это значит? Я вас спра­шиваю!

– …Надоело, Ольга! Честное слово, я утомлен, и мне теперь не до этого… Завтра будем браниться.

– Нет, я тебя отлично понимаю! – продолжала Ольга Михай­ловна. – Ты меня ненавидишь! Да, да! Ты меня ненавидишь за то, что я богаче тебя! Ты никогда не простишь мне этого и всегда бу­дешь лгать мне!… Сейчас, я знаю, ты смеешься надо мной… Я даже уверена, что ты женился на мне только затем, чтобы иметь ценз и этих подлых лошадей…

Петр Дмитрич уронил газету и приподнялся. Неожиданное оскорбление ошеломило его. Он детски беспомощно улыбнулся, растерянно поглядел на жену и, точно защищая себя от ударов, протя­нул к ней руки и сказал умоляюще: – Оля!»

Задание 19.

Проанализируйте диалог Сократа. Как побеждает оппонента Сократ? Какова цель этого диалога?

Три сита

К Сократу прибежал человек и говорит:

- Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг...

- Подожди, подожди, - перебил Сократ. - Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?

 - Какие? Первое - это сито правды: то, что ты хочешь сказать, - это правда?

- Не знаю, я так слышал...

- Достаточно! А просеял ли ты эти свои слова через сито доброты?

- Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - это что-то доброе, созидающее?

 - Не знаю. Наверное, нет! Гм, ну, тогда просеем еще через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем приходишь?

- Нет, необходимости в этом нет!

- А значит, - сказал мудрец, - если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

Задание 20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: