Я берусь утверждать, что и сегодняшнее дело возникло на той же ядовитой почве, только подсудимая и потерпевший поменялись местами. Именно поведение покойного Волкова создало ненормальную обстановку в семье, породило то психологическое напряжение, в состоянии которого ежедневно находились Васильева и ее мачеха. Они жили в постоянном страхе, ожидании того, что должно случиться что-то непоправимое. Часто бывало, что, желая оградить себя от пьяных выходок Волкова, женщины с ребенком уходили из дома, ночевали у соседей. Им было хорошо известно, что лучше не попадаться Волкову под горячую руку. Не раз и не два им приходилось стыдливо скрывать от сослуживцев и соседей полученные синяки. А ведь иногда дело доходило и до более серьезных вещей – Волков брался за топор и лопату… Женщины терпели – все-таки Волков – муж, все-таки отец. Но в них росло чувство отчаяния, а это чувство опасное – оно не всегда бессильно, иногда оно заставляет браться за оружие!
Задание 10.
Проанализируйте судебную речь Плевако Ф. Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики.
|
|
Определите основные этапы произнесения речи (введение, основная часть и заключение), приёмы поддержки внимания у слушателей, ключевые моменты и выразительные средства речи.
Задание 11.
Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Случай из судебной практики».
Определите используемые изобразительно-выразительные средства, приемы психологического воздействия, подготовьте художественный пересказ рассказа.
Задание 12.
Проведите сравнительный анализ защитительной речи Ф.Н. Плевако и обвинительной речи П.Н. Обнинского по делу Качки.
Определите основные этапы речи, выделите приемы воздействия на аудиторию. Проследите, как в речах Ф.Плевако и П. Обнинского осуществляется полемика. Какие изобразительно-языковые средства используются ораторами для достижения большего воздействия на публику и на противника.
Задание 13.
Прочитайте рассказ Н. Тэффи «Модный адвокат».
Как приведенное ниже высказывание известного судебного оратора С. Пороховщикова иллюстрируется в данном произведении?
«Помните, что обвинитель может быть смел, если хочет… защитник должен быть осторожным: за него расплатится подсудимый».
Задание 14.
Литературный пересказ
В процессе подготовки к занятию прочитайте какой-либо художественный текст на 5-10 страниц. Обратите внимание на ключевые слова в нем. Сократив основное содержание, сохранив при том последовательность развития действия, перескажите этот текст за 2-3 минуты, используя эпитеты, сравнения и другие изобразительно-языковые средства.
|
|
Задание 15.
Проанализируйте тексты обвинительной и защитительной речи Ф. Н. Плевако и П.Н. Обнинского по следующей схеме:
1. Краткие сведения об ораторах
2. План речи (выделить основные структурные части)
3. Особенности речи:
3.1 Способы предъявления доказательств
3.2 Ораторские приемы
3.3 Использование средств речевой выразительности
3.4 Выделить элементы спора
Задание 16.
Определите в данном тексте тезис, пункт разногласия и антитезис
«Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко»,– равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.
– Позвольте вас спросить,– начал Павел Петрович, и губы его задрожали,– по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?
– Я сказал: «аристократишко»,– проговорил Базаров…
– Точно так-с; но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов – настоящих…» (Тургенев И. С. Отцы и дети).
Задание 17.
Как вы понимаете высказывание И. С. Тургенева?
«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит…, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего… спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда не позабавиться?» (Тургенев И. С. «С кем спорить…»).
Задание 18.
Какая уловка, прием используется в данном отрывке в рассказе «Именины» А. П. Чехова:
«– Потрудитесь мне объяснить, что это значит? Я вас спрашиваю!
– …Надоело, Ольга! Честное слово, я утомлен, и мне теперь не до этого… Завтра будем браниться.
– Нет, я тебя отлично понимаю! – продолжала Ольга Михайловна. – Ты меня ненавидишь! Да, да! Ты меня ненавидишь за то, что я богаче тебя! Ты никогда не простишь мне этого и всегда будешь лгать мне!… Сейчас, я знаю, ты смеешься надо мной… Я даже уверена, что ты женился на мне только затем, чтобы иметь ценз и этих подлых лошадей…
Петр Дмитрич уронил газету и приподнялся. Неожиданное оскорбление ошеломило его. Он детски беспомощно улыбнулся, растерянно поглядел на жену и, точно защищая себя от ударов, протянул к ней руки и сказал умоляюще: – Оля!»
Задание 19.
Проанализируйте диалог Сократа. Как побеждает оппонента Сократ? Какова цель этого диалога?
Три сита
К Сократу прибежал человек и говорит:
- Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг...
- Подожди, подожди, - перебил Сократ. - Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
- Какие? Первое - это сито правды: то, что ты хочешь сказать, - это правда?
- Не знаю, я так слышал...
- Достаточно! А просеял ли ты эти свои слова через сито доброты?
- Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - это что-то доброе, созидающее?
- Не знаю. Наверное, нет! Гм, ну, тогда просеем еще через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем приходишь?
- Нет, необходимости в этом нет!
- А значит, - сказал мудрец, - если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.
Задание 20.