М. С. ТОМАШ, Т. Г. ФЛЕРКО, Ю. С. ЗЕЗЮЛИНА
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ГЕОГРАФИИ
Практическое руководство
для студентов специальности 1-31 02 01-02
«География (научно-педагогическая деятельность)»
Часть 1
Гомель
ГГУ им.Ф.Скорины
2014
УДК
ББК
Рецензенты:
кандидат географических наук Е. Н. Карчевская;
кандидат географических наук О. В. Шершнев
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
учреждения образования «Гомельский государственный
университет имени Франциска Скорины»
Т | Томаш, М. С. Математические методы в географии: практ. рук-во. Ч.1 / М. С. Томаш, Т. Г. Флерко, Ю. С. Зезюлина; М-во образования РБ, Гом. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – 48 с. ISBN |
Практическое руководство включает тематику практических занятий, пояснительный материал с основными определениями и формулами для расчета показателей, примеры выполнения заданий и задачи для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля. Раскрыта сущность основных математических методов, применяемых в географических исследованиях для группировки, классификации объектов и выявления пространственных закономерностей.
|
|
Адресовано студентам специальности «География (научно-педагогическая деятельность)».
УДК
ББК
ISBN | © Томаш М.С., Флерко Т. Г., Зезюлина Ю. С., 2014 © УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», 2014 |
Содержание
Введение……………………………………………………………… | 4 |
Тема 1. Обработка вариационного ряда…………………………… | 6 |
Тема 2. Показатели центра распределения………………………… | 10 |
Тема 3. Показатели разнообразия признаков……………………… | 14 |
Тема 4.Методы, используемые для установления подобия и отличия объектов и систем…………………….. | 22 |
Приложение………………………………………………………….. | 34 |
Список литературы………………………………………………….. | 44 |
Введение
Географические исследования и практические задачи базируются на большом объеме количественной информации, которую необходимо объективно оценить и провести группировку или классификацию, доказать зависимость или провести моделирование, выявить оптимальные условия развития или установить пространственные закономерности развития объектов или явлений, дать прогноз их развития. Решить эти задачи помогают математические и статистические расчеты.
В процессе своего развития география накопила большое количество методов, но среди их многообразия на современном этапе резко выделяются по значимости и перспективам использования, интенсивно развивающиеся новейшие методы исследований. В первую очередь это математические методы, открывшие качественно новый этап в информационном обеспечении исследований в науках о Земле. Изучение математических методов – важный элемент профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений специальности «География». Студенты-географы должны быть готовы к решению сложных проблем взаимодействия природы и общества. Для принятия практических шагов по улучшению территориальной организации природы, общества и хозяйственной деятельности необходимо владеть теоретическими знаниями, методами, приемами и методикой отраслевых и комплексных физико-географических и экономико-географических исследований.
|
|
Целью проведения практических занятий по математическим методам в географии является приобретение студентами современных научных знаний о методиках оценки и анализа фактических данных, методах расчета основных математических и статистических показателей.
Руководство включает тематику практических занятий, пояснительный материал с основными определениями и формулами для расчета показателей, примеры выполнения заданий и задачи для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля. В издании раскрыта сущность основных математических методов, применяемых в географических исследованиях для группировки, классификации объектов и выявления пространственных закономерностей.
Данное практическое руководство предназначено в первую очередь для студентов геолого-географического факультета специальности «География (научно-педагогическая деятельность)», а также будет полезно учителям географии, преподавателям географических дисциплин средних специальных и высших учебных заведений, школьников и всех тех, кто интересуется географией, природопользованием и охраной природы.
Тема 1 Обработка вариационного ряда
Источником материала для статистической обработки могут быть собственные экспериментальные исследования, аналитические данные других исследователей, географические карты специальные и общего назначения, аэрофотоснимки, фондовые материалы, литературные источники. Совокупность всех возможных наблюдений, которые могли бы быть проведены в соответствии с целью исследованияназывают генеральной совокупностью. Общее число членов генеральной совокупности называют объемом генеральной совокупности. Число членов в генеральной совокупности может быть конечным или бесконечным.
Исследование генеральной совокупности, практически не проводят полностью. С целью экономии времени и средств прибегают к подбору характерных ключей или точек, пространственных или временных ограничений, которые принято называть выборкой из генеральной совокупности. Выборочной совокупностью, или выборкой, называется совокупность N наблюдений, полученных с целью характеристики генеральной совокупности. Число членов выборочной совокупности называют объемом выборки. Выборочная совокупность дает оценку параметров, которые представляют собой константы, характеризующие распределение в генеральной совокупности.
Случайные величины, представленные рядом количественных показателей, образуют статистическую (выборочную) совокупность. Каждый член этой совокупности называют вариантой, или датой. Число вариант в совокупности называют объемом совокупности.
Варианты в статистической совокупности подвергаются обработке. Для этого составляется вариационный ряд, т. е. варианты располагают по возрастающим или убывающим величинам. Варианты в выборке, относящиеся к одному и тому же признаку, практически не совпадают между собой, или варьируют. Те варианты, которые резко отличаются от вариантов статистической совокупности и вызывают сомнение у исследователя определяются как артефакт. Артефакт исключается из статистической совокупности и не подлежит обработке.
|
|
В качестве критерия выбраковки может быть использован критерий Стьюдента τ. Если критерий τ вычисленный (фактический) больше или равен критерию τ табличному (τф ≥ τт) при объеме выборки N и уровне значимости α (0,05 или 0,01), то соответствующие значения вариантов выборки (х) допустимо отбросить как артефакт. Значения τ для вызывающей сомнение величины вычисляются по следующим формулам:
(1.1)
для наименьшего значения переменной величины в вариационном ряду (х 1);
для максимального значения переменной в вариационном ряду.
Пример. При составлении вариационного ряда по урожайности сельскохозяйственных культур в разрезе хозяйств одного из районов получен следующий ряд значений: 11,5; 12,5; 13,8; 14,2; 25,2 (ц/га). Вызывает сомнение максимальное значение в выборке варианты 25,2. Следует доказать, можно ли ее отнести к артефакту.
Решение: после подставки необходимых данных в формулу (1.2) имеем:
Вычисленное значение критерия (τ5 = 0,87) сравнивают с табличным значением (τт), учитывая объем выборки (N = 5). В приложении 3 критическое значение критерия артефакта для N = 5 и уровня значимости α 0,05 и 0,01 соответственно будут равны 0,807 и 0,916, что меньше расчетного значения (τ5 = 0,87). Поэтому варианту 25,2 признают артефактом и исключают из статистической обработки как сомнительную.
Для определения величины объема выборочной совокупности при исследованиях пользуются таблицами достаточно больших чисел (приложение 1), а также расчетным способом. В обоих случаях количество наблюдений определяется исходя из величины допускаемой вероятности, с какой предполагается делать заключения, и величины точности опыта.
|
|
Например, при допускаемом уровне вероятности Р=0,95 и точности опыта р = 5 % число наблюдений по таблице достаточно больших чисел составит 384. Если точность опыта увеличить до 1%, то число наблюдений на том же объекте следует увеличить до 9603.
Чаще всего ориентировочный объем выборочной совокупности рассчитывают по формулам, в которых вероятность заменяют степенью варьирования. Объем выборки N определяют по следующей формуле:
N = σ2 / m2 (1.3)
где m* – ошибка среднего арифметического; σ* – среднее квадратическое отклонение.
Допустим, что варьирование признака (колебание температуры) составляет 7 °С, тогда число наблюдений выборочной совокупности с точностью опыта р = ±0,5 °С составит N = σ2/m2 = 7 2: 0,5 2 = 196.
Объем выборочной совокупности при проведении исследований можно также определить по ожидаемому коэффициенту вариации V и точности опыта р:
N = V2/p2 (1.4)
Приведенные формулы рассчитаны для уровня вероятности Р = 0,683. В исследованиях допускается уровень вероятности 0,99 и 0,95. Поэтому исходная формула для Р = 0,95 дополняется коэффициентом 1,96.
N = (1,96 V)2/p2.
Пример. Для расчета коэффициента увлажнения в зависимости от количества выпадающих осадков и испарения с ожидаемой точностью опыта 3% и коэффициента 30 % потребуется следующий объем выборочной совокупности N= (1,96 – 30)2: 32=384.
Задачей определения объема выборочной совокупности является получение достоверной информации о генеральной совокупности путем расчета минимального, но объективного количества наблюдений. Объем выборки не дает 100 %-ную информацию о генеральной совокупности, но выборочные параметры могут служить приближенными оценками генеральных параметров (средней арифметической, варьирования и др.).