Качественный анализ органических соединений

Учебно-методические указания

Для выполнения обучающимися

Практических работ

По учебной дисциплине

ОУД.10 «Химия»

ППССЗ 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

 

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта специальностей технического и естественнонаучного профилей.

 

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ Республики Карелия

«КОСТОМУКШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»  

 

 

    

 

 

 Методические рекомендации предназначены для проведения практических работ на занятиях по органической и общей химии.

Выполнение данных работ предусматривает решение небольших практических задач - получить то или иное вещество, продемонстрировать характерные реакции вещества, идентифицировать выданные вещества, сравнить свойства органических и неорганических веществ.

Для выполнения таких задач необходимо детально продумать план их решения и выполнить практически. После выполнения практического задания обучающиеся отвечают на теоретические вопросы.

Перед выполнением этих работ необходимо повторить технику проведения этих опытов по учебнику органической и общей химии.

 

Содержание

Химический практикум (Часть I)

                              (Органическая химия)

 

Практическая работа №1

Качественный анализ органических соединений…………………………… 3

Практическая работа №2 Углеводороды…………………………………………………………………… 5

Практическая работа №3

Альдегиды и кетоны……………………………………………………………  7

Практическая работа №4

Карбоновые кислоты………………………………………………………….. 9

Практическая работа №5

Углеводы……………………………………………………………………… 11 10Практическая работа № 6

Идентификация органических соединений……………………………………14

Химический практикум (Часть II)

                                      (Общая химия)

Практическая работа №1

Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств……… 16

Практическая работа №2

Сравнение свойств органических и неорганических веществ………………  17

Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» ………………… 19

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по неорганической химии…………… 21

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по органической химии……………… 22

Практическая работа №6

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений……………………………………………………………………… 23

Правила безопасности в химической лаборатории……………………………25

Литература…………………………………………………………………. 25

 

Химический практикум (Часть I)

                                        (Органическая химия)

 

Практическая работа№1

Качественный анализ органических соединений.

Большинство органических соединений построено из углерода, водорода, кислорода, азота, серы, хлора и фосфора.

Качественный элементный анализ позволяет установить, какие элементы входят в молекулу органического вещества.

Этот анализ основан на разрушении органического вещества с образованием неорганических соединений и последующим качественном анализе этих веществ.

Присутствие углерода в органических соединениях в большинстве случаев можно обнаружить по обугливанию вещества при осторожном прокаливании.

Наиболее точным методом открытия углерода и одновременно с ним водорода является сожжение органического вещества в смеси с порошком оксида меди(II).

 Углерод с кислородом оксида меди(II) образует углекислый газ,

а водород – воду. Оксид меди восстанавливается до металлической меди:

 

C13H28 + 40CuO = 13CO2 + 14H2O + 40Cu

Углекислый газ обнаруживают с помощью гидроксида кальция.

Для открытия хлора, брома и йода чаще используют реакцию, предложенную русским химиком Ф.Ф.Бельштейном.

Этот метод основан на том, что при прокаливании соединений, содержащих галогены, с оксидом меди образуются летучие соединения, окрашивающие пламя горелки в зелёный цвет. 

   Цель: опытным путем определить состав органических соединений.

Оборудование: набор химических веществ, реактивов, химическая посуда и   оборудование.         

 

Опыт №1. Качественное определение углерода и водорода в   органических веществах.

      

В сухую пробирку поместите около 1г порошка оксида меди(II) и 0,2г парафина (вазелина). Пробирку закрепите в штативе в горизонтальном положении и поместите в неё недалеко от открытого конца немного безводного сульфата меди(II). Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку с известковой водой. Содержимое пробирки слегка нагрейте и наблюдайте за происходящими изменениями.

 

    Задания для самостоятельных выводов.

1.Почему изменяется цвет сульфата меди(II)? О содержании какого элемента в исследуемом веществе это свидетельствует?

2.О содержании какого элемента свидетельствует помутнение известковой воды?

3.Что образовалось из оксида меди(II) и какие наблюдения это подтверждают?

 

 Опыт №2.  Качественное определение хлора.

 Чтобы определить хлор, следует учесть, что при взаимодействии меди с хлором образуется хлорид меди(II), который придаёт пламени зелёное окрашивание.

Для этого из медной проволочки изготовьте спираль и прокалите её в пламени до тех пор, пока пламя не окрасится в зеленоватый цвет.

Прокалённую спираль опустите в пробирку с тетрахлорметаном или в другое органическое вещество, содержащее хлор.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: