Учебно-методические указания
Для выполнения обучающимися
Практических работ
По учебной дисциплине
ОУД.10 «Химия»
ППССЗ 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта специальностей технического и естественнонаучного профилей.
ОДОБРЕНА
Методическим советом
ГБПОУ Республики Карелия
«КОСТОМУКШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации предназначены для проведения практических работ на занятиях по органической и общей химии.
Выполнение данных работ предусматривает решение небольших практических задач - получить то или иное вещество, продемонстрировать характерные реакции вещества, идентифицировать выданные вещества, сравнить свойства органических и неорганических веществ.
Для выполнения таких задач необходимо детально продумать план их решения и выполнить практически. После выполнения практического задания обучающиеся отвечают на теоретические вопросы.
|
|
Перед выполнением этих работ необходимо повторить технику проведения этих опытов по учебнику органической и общей химии.
Содержание
Химический практикум (Часть I)
(Органическая химия)
Практическая работа №1
Качественный анализ органических соединений…………………………… 3
Практическая работа №2 Углеводороды…………………………………………………………………… 5
Практическая работа №3
Альдегиды и кетоны…………………………………………………………… 7
Практическая работа №4
Карбоновые кислоты………………………………………………………….. 9
Практическая работа №5
Углеводы……………………………………………………………………… 11 10Практическая работа № 6
Идентификация органических соединений……………………………………14
Химический практикум (Часть II)
(Общая химия)
Практическая работа №1
Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств……… 16
Практическая работа №2
Сравнение свойств органических и неорганических веществ……………… 17
Практическая работа №3
Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» ………………… 19
Практическая работа №4
Решение экспериментальных задач по неорганической химии…………… 21
Практическая работа №5
Решение экспериментальных задач по органической химии……………… 22
Практическая работа №6
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений……………………………………………………………………… 23
Правила безопасности в химической лаборатории……………………………25
|
|
Литература…………………………………………………………………. 25
Химический практикум (Часть I)
(Органическая химия)
Практическая работа№1
Качественный анализ органических соединений.
Большинство органических соединений построено из углерода, водорода, кислорода, азота, серы, хлора и фосфора.
Качественный элементный анализ позволяет установить, какие элементы входят в молекулу органического вещества.
Этот анализ основан на разрушении органического вещества с образованием неорганических соединений и последующим качественном анализе этих веществ.
Присутствие углерода в органических соединениях в большинстве случаев можно обнаружить по обугливанию вещества при осторожном прокаливании.
Наиболее точным методом открытия углерода и одновременно с ним водорода является сожжение органического вещества в смеси с порошком оксида меди(II).
Углерод с кислородом оксида меди(II) образует углекислый газ,
а водород – воду. Оксид меди восстанавливается до металлической меди:
C13H28 + 40CuO = 13CO2 + 14H2O + 40Cu
Углекислый газ обнаруживают с помощью гидроксида кальция.
Для открытия хлора, брома и йода чаще используют реакцию, предложенную русским химиком Ф.Ф.Бельштейном.
Этот метод основан на том, что при прокаливании соединений, содержащих галогены, с оксидом меди образуются летучие соединения, окрашивающие пламя горелки в зелёный цвет.
Цель: опытным путем определить состав органических соединений.
Оборудование: набор химических веществ, реактивов, химическая посуда и оборудование.
Опыт №1. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
В сухую пробирку поместите около 1г порошка оксида меди(II) и 0,2г парафина (вазелина). Пробирку закрепите в штативе в горизонтальном положении и поместите в неё недалеко от открытого конца немного безводного сульфата меди(II). Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку с известковой водой. Содержимое пробирки слегка нагрейте и наблюдайте за происходящими изменениями.
Задания для самостоятельных выводов.
1.Почему изменяется цвет сульфата меди(II)? О содержании какого элемента в исследуемом веществе это свидетельствует?
2.О содержании какого элемента свидетельствует помутнение известковой воды?
3.Что образовалось из оксида меди(II) и какие наблюдения это подтверждают?
Опыт №2. Качественное определение хлора.
Чтобы определить хлор, следует учесть, что при взаимодействии меди с хлором образуется хлорид меди(II), который придаёт пламени зелёное окрашивание.
Для этого из медной проволочки изготовьте спираль и прокалите её в пламени до тех пор, пока пламя не окрасится в зеленоватый цвет.
Прокалённую спираль опустите в пробирку с тетрахлорметаном или в другое органическое вещество, содержащее хлор.