Гидролиз – взаимодействие соли и воды. Гидролизу подвергаются соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой (или наоборот), а также слабыми основаниями и кислотами.
Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются. Растворы солей, образованные сильным основанием и слабой кислотой, имеют щелочную среду (рН >7); растворы солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой, имеют имеют кислую среду
(рН<7). Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, и слабым основанием и слабой кислотой – нейтральные (рН=7).
Определить рН раствора можно с помощью индикаторов на основе изменения их окраски. Наиболее часто применяемые индикаторы: лакмус и фенолфталеин.
индикатор | кислая среда | нейтральная | щелочная |
лакмус | красный | фиолетовый | синий |
фенолфталеин | бесцветный | бесцветный | малиновый |
Цель: опытным путем изучить свойства растворов.
Оборудование: растворы солей (хлорида алюминия, сульфида натрия, хлорида железа(II)), раствор соляной кислоты, концентрированный раствор щёлочи, цинк, белок, раствор аптечного желчного сока, эссенция, фенолфталеин, химическая посуда и оборудование.
|
|
Задача №1.
Налейте в пробирку 2-3 мл раствора хлорида алюминия, прилейте к нему 1-2мл раствора сульфида натрия.
Какие изменения наблюдаются в растворе? Запах, какого вещества ощущается?
Объясните наблюдаемые явления и напишите уравнение реакции.
Задача №2.
Вам даны две стеклянные трубки со свернутым белком. Погрузите одну из них в раствор аптечного желчного сока, а другую – в 3.5%-ный раствор соляной кислоты. Кислоту следует нагреть на водяной бане приблизительно до 36,6 С. Почему? Что наблюдаете спустя некоторое время?
Задача №3.
Налейте в пробирку 2-4мл раствора хлорида железа(III), присыпьте немного порошка цинка. Наблюдайте выделение пузырьков газа.
Объясните это явление и подтвердите необходимым уравнением реакции.
Задача №4.
Отберите пипеткой и поместите в колбу приблизительно 1мл «грушёвой эссенции», полученной в опыте 2а, практической работы №2.
Добавьте 2-3 капли фенолфталеина и прибавляйте по каплям концентрированный раствор щелочи до появления исчезающего окрашивания.
Закройте колбу пробкой с длинной (30-40см) прямой трубкой (обратный воздушный холодильник), чтобы эфир и спирт не улетучивались, и поместите смесь в водяную баню.
Осторожно нагрейте колбу до кипения, пока не исчезнет окраска индикатора.
Добавьте еще несколько капель щелочи и снова нагревайте смесь до исчезновения окраски.
После охлаждения смеси прибавьте к образующемуся раствору несколько капель хлорида железа(III).
|
|
Объясните, почему изменилась окраска раствора. Каково значение щелочи в процессе гидролиза?
Напишите уравнения проделанных реакций.
Практическая работа № 4
Решение экспериментальных задач по неорганической химии
Цель: Опытным путем распознать выданные неизвестные вещества.
Оборудование: набор химических реактивов и соединений, химическая посуда и оборудование.
Задание №1. Дана смесь, состоящая из хлорида калия и сульфата железа (III). Проделайте опыты, при помощи которых можно определить CI - и
Fe 3+. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание №2. Выданы вещества: кристаллогидрат сульфата меди (II), карбонат магния, гидроксид натрия, железо, соляная кислота, хлорид железа(III). Пользуясь этими веществами, получите:
· гидроксид железа (III);
· гидроксид магния;
· медь.
Опытным путём определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок.
Составить уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание№3. В трёх пробирках даны кристаллические вещества без надписей:
· сульфат аммония;
· нитрат меди (II);
· хлорид железа (III).
Опытным путём определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок.
Составить уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание №4. В пробирках даны смеси твердых веществ:
· сульфат натрия, сульфид натрия, сульфит натрия;
· карбонат калия, сульфат калия, хлорид аммония;
· сульфат аммония, сульфат алюминия, нитрат калия.
Опытным путём определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составить уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
Практическая работа №5
Решение экспериментальных задач по органической химии
Цель: с помощью характерных реакций распознать предложенные соединения.
Оборудование: наборхимических веществ, реактивы, химическая посуда.
Опыт №1. Определите, в какой из пробирок находятся водные растворы:
1.Этанола 3. Глюкозы
2.Уксусной кислоты 4.Глицерина
Опыт №2. Определите, в какой из пробирок находятся водные растворы:
1.Фенола 3. Формальдегида
2.Глицерина 4. Глюкозы
Опыт №3. Определите, в какой из пробирок находятся:
1.Глицерин 3. Машинное масло, полученное из нефти
2.Растительное масло 4. Сахарный сироп
Опыт №4. Определите, с помощью одного и того же реактива, в какой из пробирок находятся водные растворы:
1.Фенолята натрия 3. Ацетата натрия
2.Этилацетата натрия 4. Карбоната натрия
Опыт №5. Определите, с помощью одного и того же реактива, в какой из пробирок находятся водные растворы:
1.Мыла
2.Белка
3.Соды.
Опыт №6. Используя одну и ту же реакцию, но разные условия её протекания, распознайте растворы веществ:
1.Глицерина
2.Формалина
3.Белка
Практическая работа №6
Генетическая связь между классами неорганических и