Генетическим называется ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных, взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ.
Для характеристики генетической связи неорганических и органических веществ рассмотрим три разновидности генетических рядов:
1 .Генетических ряд металлов. В качестве примера рассмотримгенетических ряд железа со степенями окисления +2 и +3:
Fе FеСI2 Fе (ОН)2 FеО Fе FеСI3 Fе(ОН)3
Fе2О3 Fе
2 .Генетических ряд неметаллов. Аналогично ряду металла более богат связями ряд неметаллов с разными степенями окисления,генетических ряд серы со степенями окисления +4 и +6:
S SО2 Н2SО4 Nа2SО3 SО2 SО3 Н2SО4 SО2 S
3. Генетических ряд металла, которому соответствуют амфотерные оксиди гидроксид, очень богат связями, т. к. они проявляют в зависимости от условий то свойства кислоты, то свойства основания.
Например, рассмотрим генетически ряд цинка:
|
|
Zп ZпО ZпSО4 Zп(ОН)2 Nа2[Zп(ОН)]4
ZпСI2 Zп
Цель: Осуществить превращения по предложенным схемам.
Вариант №1
CaC2 C2H2 CH3-COH CH3-COOH CH2CI-COOH
CH2NH2-COOH
Вариант №2
AI4C3 CH4 C2H2 C2H4 C2H5OH CH3-COOC2H5
Вариант №3
CaCO3 CaO CaC2 C2H2 C6H6 C6H5Br C6H5OH
Вариант №4
C2H6 C2H5CI C4H10 C4H8 C4H9OH CO2
Правила безопасности в химической лаборатории.
· Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
· Если включили – выключите.
· Если открыли – закройте.
· Если разобрали – соберите.
· Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.
· Если вы не разбирали - не вздумайте собирать.
· Если вы одолжили что-нибудь – верните.
· Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.
· Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус- кво.
· Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
· Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другим, попросите разрешения.
· Если вы не знаете, как это действует - не трогайте.
· Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
· Если вы не знаете, как это делается – сразу спросите.
· Если вы не можете что-либо понять – почешите в затылке.
· Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось.
· Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.
Правила выживания = здравый смысл + ТБ.
|
|
Литература:
1.О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова Химия, 10 класс, учебник. – М., Дрофа, 2010 г.
2.О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова Химия, 11 класс, учебник. – М., Дрофа, 2010 г
3.Р.А. Лидин и др. Пособие для школьников и поступающих в ВУЗы, 2009г.
4.Ю. М. Ерохин, Сборник задач и упражнений, М., «Академия», 2009 г.