Сн2(он)- сн(он)- сн(он)- сн(он)- сн(он)- СОН

 

сахароза С12Н22О11, крахмал 6Н10О5)n,

 клетчатка или целлюлоза 6Н10О5)m   или [C6H7O2(OH)3]m.

 

Указанные вещества обладают смешанными свойствами.

Например, глюкоза проявляет свойства альдегидов и многоатомных спиртов (альдегидоспирт). Как альдегид глюкоза окисляется в глюконовую кислоту с помощью аммиачного раствора оксида серебра, реакция «серебряного зеркала» или щелочного раствора гидроксида меди(II).

 Как многоатомный спирт глюкоза взаимодействует с гидроксидом меди(II) с образованием глюконата меди. как углевод глюкоза вступает в реакции брожения: спиртовое и молочнокислое.

Изомер глюкозы – фруктоза пpоявляет свойства многоатомных спиртов и кетонов, т.к. является кетоноспиром.

Углеводы также называют сахарами. Среди углеводов имеются простые сахара, сложные сахара.

 К простым сахарам относятся глюкоза, фруктоза и другие вещества.

К сложным относятся сахароза (свекловичный или тростниковый сахар) или дисахарид.

 К полисахаридам относятся крахмал и целлюлоза (клетчатка).

Качественная реакция на крахмал – взаимодействие со спиртовым раствором йода. Образуется темно-синее окрашивание.

Цель: опытным путем изучить химические свойства глюкозы, сахарозы и крахмала.

Оборудование: раствор глюкозы, сахарозы, крахмал, аммиачный раствор оксида серебра, раствор гидрооксида натрия, раствор сульфата меди, раствор серной кислоты, спиртовой раствор йода, вода, химическая посуда и оборудование.

Опыт №1.Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу

 

    В пробирку, содержащую 1 – 2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.

Задания для самостоятельных выводов.

 -Что наблюдается? Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) дает реакцию «серебряного зеркала»?

Напишите уравнение реакции.

Опыт№2.Действие гидроксида меди на глюкозу.

а) в пробирку прилейте 0,5мл раствора глюкозы и 2мл раствор гидрооксида натрия.К полученной смеси добавьте 1мл   раствора сульфата меди. Что наблюдается?

б) к полученному раствору аккуратно добавьте 1мл воды и нагрейте на пламени горелки пробирки, укрепив ее так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.

 

  Задания для самостоятельных выводов.

-Почему образовавшийся в начале осадок гидроксида меди растворяется с образованием прозрачно синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции

 

-Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево - желтый?

-Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции.

Опыт №3. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу.

а) в пробирке, содержащую 1-2 мл раствора сахароза в воде, прилейте1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане. Что наблюдается?

б) в пробирку, содержащую 1-2 мл раствора сахароза в воде, добавьте несколько капель разбавленной серной кислоты и нагрейте на кипящей водяной бани в течении 5-10 мин. Затем охлажденный раствор доведите до слабощелочной реакции (проба на лакмус), добавив в пробирку раствор щелочи.

 К полученному раствору добавьте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.

 

 

Задания для самостоятельных выводов.

- Почему сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала»?

  Какие процессы происходят с сахарозой при нагревании ее раствора с кислотой? Почему после нагревания проба с аммиачным раствором оксида серебра дает положительный результат?

Напишите уравнение реакции гидролиза сахароза.

Опыт№4. Действие йода на крахмал.

В стакан с 20 мл воды, нагретой до кипения, добавьте 2 гр. крахмала, размешайте полученную суспензию до прозрачного коллоидного раствора - крахмального клейстера. Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера и добавьте несколько капель спиртового раствора йода. Отметьте изменение цвета. Нагрейте смесь в пробирки.

 Какие изменения наблюдаются? Данная реакция является качественной на крахмал.

 

 

Практическая работа № 6

Идентификация органических соединений

Вещества Реагенты Результаты реакций
алканы, циклоалканы  бромная вода, перманганат калия не обесцвечивает
алкены  бромная вода, перманганат   калия  обесцвечивает
алкины  бромная вода, перманганат калия  обесцвечивает
бензол  бромная вода, перманганат    калия  обесцвечивает бромную   воду, не обесцвечивает   перманганат калия
одноатомные спирты  щелочные металлы  выделение водорода
многоатомные спирты  гидроксид меди  растворение осадка
фенолы хлорид железа  комплекс фиолетового цвета
альдегиды  Аммиачный раствор   оксида серебра  выделение серебра  
карбоновые кислоты  лакмус  красный цвет
глюкоза  гидроксид меди  растворение осадка
фруктоза  аммиачный раствор оксида серебра  не вступает в реакцию
белки  азотная кислота  желтое окрашивание

Цель: Получить и распознать органические вещества.

Оборудование: этанол, глицерин, бензол, уксусная кислота, глюкоза, сахароза, пропанол, растворы муравьиной, уксусной и серной кислот. Химическая посуда и оборудование.

Опыт №1.Получение этилена и ацетилена.

 

Получите этилен и ацетилен и проделайте с ними опыты, подтверждающие их характерные свойства.

Составьте уравнения их реакций.

 

Опыт№2. Характерные свойства этанола и глицерина.

Даны вещества: этанол; глицерин.

Проделайте опыты подтверждающие характерные свойства этанола и глицерина. Составьте уравнения соответствующих реакций.

 

Опыт№3. Характерные свойства бензола и уксусной кислоты.

Даны две пробирки с бензолом и уксусной кислотой. Проделайте опыты подтверждающие их характерные свойства. Приведите уравнения соответствующих реакций.

Уравнения реакций, относящихся к уксусной кислоте, напишите в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: