сахароза С12Н22О11, крахмал (С6Н10О5)n,
клетчатка или целлюлоза (С6Н10О5)m или [C6H7O2(OH)3]m.
Указанные вещества обладают смешанными свойствами.
Например, глюкоза проявляет свойства альдегидов и многоатомных спиртов (альдегидоспирт). Как альдегид глюкоза окисляется в глюконовую кислоту с помощью аммиачного раствора оксида серебра, реакция «серебряного зеркала» или щелочного раствора гидроксида меди(II).
Как многоатомный спирт глюкоза взаимодействует с гидроксидом меди(II) с образованием глюконата меди. как углевод глюкоза вступает в реакции брожения: спиртовое и молочнокислое.
Изомер глюкозы – фруктоза пpоявляет свойства многоатомных спиртов и кетонов, т.к. является кетоноспиром.
Углеводы также называют сахарами. Среди углеводов имеются простые сахара, сложные сахара.
К простым сахарам относятся глюкоза, фруктоза и другие вещества.
К сложным относятся сахароза (свекловичный или тростниковый сахар) или дисахарид.
К полисахаридам относятся крахмал и целлюлоза (клетчатка).
|
|
Качественная реакция на крахмал – взаимодействие со спиртовым раствором йода. Образуется темно-синее окрашивание.
Цель: опытным путем изучить химические свойства глюкозы, сахарозы и крахмала.
Оборудование: раствор глюкозы, сахарозы, крахмал, аммиачный раствор оксида серебра, раствор гидрооксида натрия, раствор сульфата меди, раствор серной кислоты, спиртовой раствор йода, вода, химическая посуда и оборудование.
Опыт №1.Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу
В пробирку, содержащую 1 – 2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.
Задания для самостоятельных выводов.
-Что наблюдается? Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) дает реакцию «серебряного зеркала»?
Напишите уравнение реакции.
Опыт№2.Действие гидроксида меди на глюкозу.
а) в пробирку прилейте 0,5мл раствора глюкозы и 2мл раствор гидрооксида натрия.К полученной смеси добавьте 1мл раствора сульфата меди. Что наблюдается?
б) к полученному раствору аккуратно добавьте 1мл воды и нагрейте на пламени горелки пробирки, укрепив ее так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.
Задания для самостоятельных выводов.
-Почему образовавшийся в начале осадок гидроксида меди растворяется с образованием прозрачно синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции
-Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево - желтый?
|
|
-Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции.
Опыт №3. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу.
а) в пробирке, содержащую 1-2 мл раствора сахароза в воде, прилейте1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане. Что наблюдается?
б) в пробирку, содержащую 1-2 мл раствора сахароза в воде, добавьте несколько капель разбавленной серной кислоты и нагрейте на кипящей водяной бани в течении 5-10 мин. Затем охлажденный раствор доведите до слабощелочной реакции (проба на лакмус), добавив в пробирку раствор щелочи.
К полученному раствору добавьте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.
Задания для самостоятельных выводов.
- Почему сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала»?
Какие процессы происходят с сахарозой при нагревании ее раствора с кислотой? Почему после нагревания проба с аммиачным раствором оксида серебра дает положительный результат?
Напишите уравнение реакции гидролиза сахароза.
Опыт№4. Действие йода на крахмал.
В стакан с 20 мл воды, нагретой до кипения, добавьте 2 гр. крахмала, размешайте полученную суспензию до прозрачного коллоидного раствора - крахмального клейстера. Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера и добавьте несколько капель спиртового раствора йода. Отметьте изменение цвета. Нагрейте смесь в пробирки.
Какие изменения наблюдаются? Данная реакция является качественной на крахмал.
Практическая работа № 6
Идентификация органических соединений
Вещества | Реагенты | Результаты реакций |
алканы, циклоалканы | бромная вода, перманганат калия | не обесцвечивает |
алкены | бромная вода, перманганат калия | обесцвечивает |
алкины | бромная вода, перманганат калия | обесцвечивает |
бензол | бромная вода, перманганат калия | обесцвечивает бромную воду, не обесцвечивает перманганат калия |
одноатомные спирты | щелочные металлы | выделение водорода |
многоатомные спирты | гидроксид меди | растворение осадка |
фенолы | хлорид железа | комплекс фиолетового цвета |
альдегиды | Аммиачный раствор оксида серебра | выделение серебра |
карбоновые кислоты | лакмус | красный цвет |
глюкоза | гидроксид меди | растворение осадка |
фруктоза | аммиачный раствор оксида серебра | не вступает в реакцию |
белки | азотная кислота | желтое окрашивание |
Цель: Получить и распознать органические вещества.
Оборудование: этанол, глицерин, бензол, уксусная кислота, глюкоза, сахароза, пропанол, растворы муравьиной, уксусной и серной кислот. Химическая посуда и оборудование.
Опыт №1.Получение этилена и ацетилена.
Получите этилен и ацетилен и проделайте с ними опыты, подтверждающие их характерные свойства.
Составьте уравнения их реакций.
Опыт№2. Характерные свойства этанола и глицерина.
Даны вещества: этанол; глицерин.
Проделайте опыты подтверждающие характерные свойства этанола и глицерина. Составьте уравнения соответствующих реакций.
Опыт№3. Характерные свойства бензола и уксусной кислоты.
Даны две пробирки с бензолом и уксусной кислотой. Проделайте опыты подтверждающие их характерные свойства. Приведите уравнения соответствующих реакций.
Уравнения реакций, относящихся к уксусной кислоте, напишите в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.