Организация и проведение урока по плаванию

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий признана урочная, оправдавшая себя в длительной практике. В процессе урока взаимодействия между педагогом и занимающимися основаны на непосредственном контакте. Это позволяет преподавателю своевременно контролировать и направлять познавательную двигательную деятельность всех занимающихся.

Учебно-воспитательный процесс на уроке рассматривается как система непрерывных взаимодействий педагога и постоянной по составу группы занимающихся.

Основные преимущества уроков состоят в следующем:

• непрерывность и четкость организации и руководства учебно-воспитательным процессом;

• близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся, а ими – друг друга;

• стимулирующее влияние организованного коллектива на каждого.

Урок - форма организации обучения, который обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность, направленную на решение поставленных задач. Главной особенностью уроков является руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся, с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей. Урочная форма занятий по плаванию предполагает руководство педагогом процесса обучения, совершенствования, тренировки, занимаемое определенное время и организованное в специальном месте проведения. Качество урока зависит от подготовки преподавателя к уроку, организации деятельности учащихся на занятии, путей повышения его эффективности. Урок включает содержание, имеет структуру, организационное обеспечение, содержит требования к содержанию и методике проведения, подразумевает подготовку педагога и осуществление им педагогического контроля на занятии.

Уроки по плаванию классифицируются следующим образом:

·по целевой направленности (уроки ОФП, специализированной плавательной подготовки, спортивная тренировка, прикладное плавание, ЛФК и др.);

·по содержанию воспитательной направленности (с избирательной воспитательной направленностью, с многосторонним воздействием, контрольные);

·по программному содержанию занятий (узкопредметные и комплексные);

·с гигиенической направленностью (общеразвивающие и компенсаторные, восстановительные);

·по содержанию образовательной направленности (вводные уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, контрольные и смешанные уроки). Комбинированные уроки (методические).

Существует четыре стороны содержания урока.

1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Содержа­ние определяется задачами, которые отражают предмет и направленность заня­тий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируе­мые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Обычно всё содержание урока сводят лишь к совокупности физических упражнений. Однако они составляют лишь предметное содержание урока и должны рассматриваться как одна из важных его сторон.

2. Деятельность педагога. В уроке всегда взаи­модействуют учитель и ученик.

3. Деятельность занимающихся в связи с выполнением физических упражнений (слушание педагога, наблюдение показываемого, осмысливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимопомощь, обсуждение возни­кающих вопросов и др.).

4. Физиологические и психические процессы, представляющие внутреннюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым изменениям в состоя­нии их организма, в знаниях, умениях и навыках, в качествах и поведении.

Все стороны содержания урока по плаванию взаимосвязаны и взаимообусловлены. От педагога зависит обеспечение такой согласованности между различными сторонами содержания, которая приводила бы к высокой эффективности занятия. Это достигается правильным построением урока, организацией его структуры.

Для того, чтобы урок подучил законченное стройное выражение, его многообразное содержание должно быть организовано, упорядочено во времени и облечено в необходимую форму.

Структура урока - это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.

В плавании используется структура урока, состоящая из трех частей – вводной (подготовительной), основной и заключительной.

Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Типичными задачами подготовительной части являются:

• организовать занимающихся.

• активизировать их внимание.

• ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

• создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние.

• подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.

В эту часть входят: организация занимающихся (построение, расчет, рапорт, отметка присутствующих и др.); краткое повторение пройденного с разбором общих и индивидуальных ошибок; предварительное объяснение и демонстрация нового учебного материала.

Одной из задач подготовительной части урока является развитие двигательных качеств. Это достигается с помощью упражнений, не требующих длительного времени на подготовку и выполнение, легко дозируемых. К их числу относятся ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, направленные на подготовку организма занимающихся к более успешному выполнению упражнений основной части урока.

Особенность подготовительной части урока плавания заключается в том, что, кроме организации учащихся и подготовки их к основной части урока, в нее включаются показ и выполнение имитационных упражнений, чтобы обучаемые ясно представляли себе эти движения еще до входа в воду, выполнение ранее изученных и новых вспомогательных упражнений.

После подготовительной части урока, перед входом в воду, обязательно проводится поименная перекличка

Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся:

• формировать знания в области двигательной деятельности.

• обучать двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера.

• развивать общие и специальные функции опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формировать и поддерживать хорошую осанку; закаливать организм.

• воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые и эстетические качества.

В основной части решаются главные задачи урока, направленные на овладение техникой спортивного плавания, на развитие и совершенствование двигательных качеств занимающихся. В эту часть включаются: упражнения для изучения и освоения элементов техники способов плавания и их согласования, техники стартов и поворотов, упражнения для совершенствования техники изучаемого способа плавания, а также игры и развлечения в воде, повышающие эмоциональное состояние занимающихся.

В заключительной части урока предусматривается постепенное снижение нагрузки и повышение эмоциональности занятий.

Типичными задачами третьей части урока являются:

• привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку.

• подвести итоги учебной деятельности.

• познакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

Обычно в заключительной части урока проводят игры, эстафеты, прыжки в воду, ныряния, свободное плавание, выполнение понравившихся упражнений и др. 

Занимающиеся организованно выходят из воды, строятся, рассчитываются по порядку, тренер делает замечания и указания по проведенному уроку.

По окончании практических занятий в воде занимающиеся организованно выходят из воды, строятся, рассчитываются по порядку, тренер делает краткие замечания и указания по качеству выполнения упражнений занимающимися в данном уроке и отдельные замечания, имеющие воспитательное значение. Дает общие и индивидуальные задания для самостоятельных занятий дома

Основной особенностью проведения урока по плаванию является то, что подготовительная часть проводится преимущественно на суше и частично в воде, основная — полностью в воде, заключительная — в воде, затем на суше.

Неурочные формы организации занятий различаются по направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности их посещения, времени и условиям проведения, руководству (самостоятельные или под руководством преподавателя). Их особенностью является упрощенная структура, занятие требует инициативы, самостоятельности, заинтересованности, склонности. Основными задачами активного отдыха является укрепление или восстановление здоровья, сохранение или восстановление работоспособности, развитие двигательных качеств. В зависимости от численности занимающихся выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы занятий, которые по периодичности могут быть регулярными, эпизодическими.

На первых занятиях по обучению плаванию объяснение и исправление ошибок при выполнении имитационных упражнений требует больше времени, чем на последующих, поэтому подготовительная часть может быть довольно продолжительной (до 30 мин). Если занятия проходят на открытом водоеме и температура воды невысокая (+18—20°С), продолжительность пребывания в воде сокращается; за счет этого можно увеличить время занятий на суше. В прохладную погоду моторная плотность подготовительной части должна быть более высокой.

Во время занятий плаванием преподаватель должен находиться на том месте, откуда он хорошо видит всю группу и всех занимающиеся, а находящиеся в воде, видят его. Совершенствуя технику плавания, преподаватель должен наблюдать за учащимися из различных мест бассейна: спереди, сбоку, сзади и, если есть возможность, даже сверху (обычно с трамплина).

По окончании занятий на открытых водоемах необходимо быстро провести поименную перекличку учащихся. После этого предоставить им возможность проделать легкие гимнастические упражнения, вытереться и одеться.

При подведении итогов урока отмечаются успехи группы и ошибки, которые необходимо исправить в дальнейшем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: