Подготовка преподавателя к уроку

Подготовка преподавателя к уроку включает следующие этапы:

 анализ результатов предыдущего занятия;

определение конкретных задач предстоящего занятия;

 выбор учебного материала, методов и приемов обучения для отдельных частей урока;

выбор оборудования и инвентаря; составление плана-конспекта урока.

Первым этапом в этой подготовке является подбор учебного материала. Преподаватель анализирует содержание предстоящего урока, а также предыдущего и последующего уроков, с целью установления последовательности освоения учебного материала. Четко определив задачи и содержание урока, следует обозначить упражнения и задания, необходимые для решения поставленных задач, последовательность их выполнения и предполагаемую доступность для учащихся. Во многих случаях, в соответствии с реальной плавательной и физической подготовленностью учащихся, можно пересмотреть последовательность выполнения заданий, их характер и направленность, упростить или усложнить их.

Преподаватель тщательно продумывает, какие инвентарь и оборудование необходимы на уроке и как они будут использованы, своевременно проверяет их состояние и приводит в порядок.

В результате подготовки к занятиям преподаватель составляет письменный план-конспект каждого урока, в котором отражаются как содержание учебного материала, так и методы обучения и организации занимающихся.

Известно, что эффективность изучения любого двигательного навыка или развитие физических качеств зависит от правильной организации урока. При этом подготовленность преподавателя, его знания и умение довести до сознания занимающегося поставленные задачи является основой успешного освоения учебного материала. В спортивном плавании уже более семидесяти лет проведение урока сложилось в определенную систему организационных требований. Они вытекают из задач, которые на этом уроке решаются.

Задачи могут быть основными и частными. Основные задачи формируют направленности урока. Эти направленности могут быть обучающими, тренирующими (направленными на развитие физических качеств) или связанными с формированием видов подготовки. Кроме этого, направленность может быть комплексная, т.е. развивающая одновременно двигательные навыки и физические качества.

В плане-конспекте должны быть отражены: место проведения урока, дата проведения урока, группа занимающихся, порядковый номер урока, задачи урока, оборудование и инвентарь. После общих данных раскрывается каждая часть урока, частные задачи, содержание упражнений для решения конкретных задач урока их дозировка, домашние задания.

Конспект урока составляется по установленной форме (талица 8.1.).

Для качественного проведения урока преподавателю необходимо решить следующие задачи.

1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.

Время, отводимое на занятия по плаванию, необходимо использовать как можно целесообразнее для изучения программного материала. Время урока уходит на восприятие, осмысливание и выполнение учащимися упражнений, наблюдение за выполнением упражнений другими занимающимися и на интервалы отдыха между упражнениями. Преподаватель должен стремиться повысить моторную плотность урока - но только не за счет сокращения времени, необходимого для сообщения учащимся необходимых теоретических сведений, показа и объяснения упражнений. Поэтому, ставя задачу повышения общей плотности урока, он подбирает такие методы организации группы, при которых упражнения будут выполняться одновременно большим числом учащихся, когда каждый занимающийся будет максимально занят в течение всего урока.

2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.Физическая нагрузка определяется и регулируется количеством упражнений, числом повторений, временем выполнения каждого упражнения (длина отрезка, дисциплина), координационной сложностью (выбор способа плавания), условиями выполнения (по элементам, с дополнительным сопротивлением, с отягощением и пр.). Трудность в регулировании нагрузки на уроке плавания заключается в том, что уровень плавательной и физической подготовленности учащихся далеко не одинаков.

С целью более четкого дифференцирования нагрузки занимающихся учебной группы разделяют на подгруппы — по уровню плавательной и физической подготовленности. При дозировании плавательной нагрузки преподаватель ориентируется на учащихся среднего уровня плавательной подготовленности; более сильным учащимся нагрузку увеличивает, слабым — уменьшает.

3. Расположить учебную группу, разделенную на подгруппы, на дорожках бассейна так, чтобы держать в поле зрения всех.

4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при выполнении упражнений.

Необходимо строго следить за дисциплиной учащихся на заня­тиях. Оборудование и инвентарь надо проверить и подготовить до начала урока. Это даст возможность преподавателю не отвлекать­ся во время проведения занятия на воде и целесообразнее использовать время, предоставленное в бассейне.

5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к
занятиям плаванием.

Это во многом зависит от того, насколько интересно преподаватель ведет занятие, насколько он последователен в своих требо­ваниях, предъявляемых к учащимся, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.

На занятиях по плаванию используются следующие методы организации занимающихся.

Фронтальный метод. Всем учащимся класса (подгруппы) дается общее задание, и они выполняют его одновременно. Этот метод чаще всего применяют в подготовительной и заключительной частях урока, а в основной части — при разучивании упражнений, не требующих страховки и помощи в процессе освоения с водной средой, при повторении хорошо разученных упражнений и элементов техники плавания. Его достоинство — максимальный охват учащихся и, следовательно, большая плотность урока. Однако фронтальный метод затрудняет наблюдение за каждым учащимся, усложняет работу преподавателя по исправлению ошибок, дозированию нагрузки, адекватной подготовленности каждого занимающегося.

Поточный метод. Учащиеся один за другим выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всех групп. Преимущество этого метода — возможность добиться высокой плотности урока. Ее можно увеличить, организуя не один, а несколько пото­ков (по числу имеющихся дорожек в бассейне).

Метод групповых занятий. Учащиеся выполняют упражнения в подгруппах (на отдельных дорожках бассейна), но каждая подгруппа получает свое задание. Этот метод позволяет точнее дифференцировать нагрузку в процессе урока.

Круговой метод. Применяется главным образом в целях более точного дозирования нагрузки на уроке, развития самостоятель­ности учащихся и повышения плотности урока. Учащихся распределяют по уровню физической подготовленности на небольшие подгруппы (4—6 человек). Заранее готовится соответствующее количество мест для занятий («станций»). Преподаватель объясняет задания: какие упражнения надо выполнять на каждой «станции», количество повторений этих упражнений (в зависимости от физи­ческой подготовленности занимающихся). Упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся. Смена мест занятий («станций») производится по общему сигналу преподавателя. Как правило, круговой метод применяется в подготовительной части урока.

Метод индивидуальных заданий. Учащиеся поочередно выполняют определенные упражнения; остальные в это время наблюдают за выполняющим. Преподаватель может дать наиболее подго­товленным учащимся отдельные задания — более трудные, чем остальным. Этот метод применяется в основном при проверке осво­ения учащимися отдельных элементов техники плавания.

Эффективность упражнений, используемых для развития двигательных качеств, во многом определяется правильной последователь­ностью их выполнения на уроке. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые в зале «сухого плавания», проплывание заданных дистанций различными способами решают сопряженные задачи в системе учебных занятий по плаванию: обучения навыку плавания и совершенствования основных двигательных качеств.

Чтобы воспитывать у учащихся волевые качества, в процессе занятий плаванием нужно ставить перед ними конкретные, достижимые задачи — сначала на ближайшее время, потом на перспективу (например, освоить способ плавания, проплыть определенную дистанцию, сдать норматив). Преподаватель должен убедить учащихся в доступности поставленных перед ними задач, посте­пенно выработать у них уверенность в своих возможностях. С помощью упражнений, выполняемых совместно всеми учащимися (главным образом, игр), можно повысить их активность и организованность, выработать навыки поведения в коллективе (взаимопомощь, уважение к сопернику, дисциплинированность и др.).

Оценка успеваемости учащихся. Оценка знаний, умений и навыков учащихся — один из трудных этапов в работе преподавателя, проводящего обучение плаванию.

В процессе учебной работы необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

·учет успеваемости проводить регулярно, а не только в форме сдачи учащимися нормативов;

·итоговая оценка должна включать в себя оценку техники плавания и количественный результат (длину и время проплываемой дистанции);

·оценивая освоение учащимся программного материала по итогам курса обучения, необходимо учитывать уровень его плавательной подготовленности на первом занятии;

·оценка должна быть объективной (например, недопустимо снижение оценки за пропуски уроков или недостаточно хорошую дисциплину).

Эффективность проведения каждого отдельного урока определяется следующими факторами:

·подготовленность педагога к уроку;

·организационное обеспечение урока;

·непосредственная учебно-воспитательная работа педагога;

·деятельность учащихся в процессе урока.

Кроме того, важно учитывать следующие условия эффективности.

1. точность поставленных задач на уроке. Задачи должны быть поставлены ясно и конкретно, в соответствии с учебной програм­мой и успеваемостью группы, и должны быть скорректированы с содержанием предшествующих уроков;

2. полноценность содержания урока. Исходя из возрастных возможностей учащихся, необходимо подбирать наиболее эффективные упражнения для обучения способам плавания, развития двигательных качеств и воспитания личностных качеств;

3. эффективность методики урока. При этом отмечаются целесообразность распределения учебного материала по частям урока, последовательность решения поставленных задач, правильность подведения итогов урока, соответствие методов и приемов обучения содержанию учебного материала, высокая плотность урока (общая и моторная), соответствие выполняе­мых упражнений задачам урока, обеспечение безопасности на занятиях.

Контрольные вопросы:

1. 1.Назовите требованиябезопасности при организации и проведения занятиях плаванием.

2. Назовите основные документы для планирования работы по плаванию.

3. Назовите типы уроков по плаванию.

4. Расскажите о методах организации на занятиях плаванием.

5. Какие основные части включает урок по плаванию?

6. Какие задачи решают в подготовительной части урока по плаванию?

7. Какие задачи решают в основной части урока по плаванию?

8. Какие задачи решают в заключительной части урока по плаванию?

9. Какие задачи решают в подготовительной части урока по плаванию?

10. Какие методы организации занятий по плаванию Вы знаете?

11. Какие виды контроля и учета на занятиях плаванием Вы знаете?

12.  Как регулируется физическая нагрузка на уроке?

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: