Эксперты оценивают по шкале от 1 до 10 влияние фактора профессионального риска (факторы 1-5) на общий уровень безопасности профессии, после чего вычисляется коллективная экспертная оценка (КЭО) как средневзвешенное индивидуальных экспертных оценок.
Фактор 1 - риски, обусловленные контактно-социальным характером деятельности специалиста-исследователя (коммуникативные перегрузки, эмоциональное выгорание, повышенная сезонная заболеваемость).
Фактор 2 - риски, обусловленные спецификой теоретической обработки эмпирически полученной информации с применением современных электронно-вычислительных средств (снижение зрения, заболевания позвоночника и опорно-двигательного аппарата).
Фактор 3 - риски, обусловленные объектом исследования (криминальные круги, маргинальные социальные группы, экстремистские организации, религиозные секты, закрытые группы националистического толка, нетрадиционной сексуальной ориентации, участники «финансовой пирамиды», инфекционные больные, больные алкоголизмом или наркоманией и т.д.).
Фактор 4 - риски, обусловленные предметом или методологией исследования, выводами социолога (особая тематика, способ исследования (к примеру – включенное наблюдение), результаты, способные вызвать бурную эмоциональную реакцию респондентов или окружающих).
Фактор 5 - риски, обусловленные условиями исследования (природного и социального характера – сложные погодные условия, опасно низкие или опасно высокие температуры, исследования в условиях природных катаклизмов, исследования в условиях вооруженного конфликта, забастовок, исследования, проводимые в условиях сложного общественно-политического контекста и т.д.).
Коллективная экспертная оценка влияния рискогенного фактора (КЭО)
| Фактор | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | КЭО |
| 1 | ||||||||||||||||
| 2 | ||||||||||||||||
| 3 | ||||||||||||||||
| 4 | ||||||||||||||||
| 5 |
Гайд экспертного фокусированного полустандартизованного интервью
Блок общих вопросов
1. ФИО
2. Должность и место работы
3. Стаж работы по профессии
Блок вопросов индивидуального отношения к проблеме
4. Считаете ли Вы проблему управления профессиональными рисками в сфере социологических и маркетинговых исследований актуальной?
5. Были ли в Вашей личной исследовательской практике ситуации, которые можно обозначить как «опасные»?
6. Есть ли тема, ради исследования которой, вы могли бы пойти на риск и в каких пределах?
7. Считаете ли Вы, что специалист, готовый к большему риску и самоотдаче в профессии добивается больших карьерных результатов?
Блок вопросов, направленных на выявление методов управления профессиональными рисками при проведении исследования
8. Следует ли в программу конкретных социологических или маркетологических исследований закладывать представление о степени их рискованности для исследователя?
9. Отвечает ли стандартный инструктаж по технике безопасности реальным факторам риска профессии социолога?
10. Есть ли какие-то конкретные нормы, которые характеризуют стандарты безопасности профессиональной деятельности социолога?
11. Как индивидуальная готовность исследователя к риску согласуется с общими требованиями к охране труда? И кто отвечает за безопасность проводимого исследования?
12. Экстремальная социология сейчас развивается достаточно интенсивно. Этично ли проводить социологическое исследование с риском для исследователя?
Приложение 2
Ценностные ориентации респондентов
| Ценность здоровья | |||||
|
| Частота | Процент | Валидный процент | Накопленный процент | |
| Валидные | 1 | 101 | 50,5 | 50,5 | 50,5 |
| 2 | 57 | 28,5 | 28,5 | 79,0 | |
| 8 | 14 | 7,0 | 7,0 | 86,0 | |
| 10 | 28 | 14,0 | 14,0 | 100,0 | |
| Итого | 200 | 100,0 | 100,0 | ||
| Ценность любви | |||||
|
| Частота | Процент | Валидный процент | Накопленный процент | |
| Валидные | 1 | 57 | 28,5 | 28,5 | 28,5 |
| 2 | 29 | 14,5 | 14,5 | 43,0 | |
| 3 | 58 | 29,0 | 29,0 | 72,0 | |
| 7 | 14 | 7,0 | 7,0 | 79,0 | |
| 8 | 14 | 7,0 | 7,0 | 86,0 | |
| 9 | 14 | 7,0 | 7,0 | 93,0 | |
| 10 | 14 | 7,0 | 7,0 | 100,0 | |
| Итого | 200 | 100,0 | 100,0 | ||
| Ценность семьи | |||||
|
| Частота | Процент | Валидный процент | Накопленный процент | |
| Валидные | 1 | 57 | 28,5 | 28,5 | 28,5 |
| 2 | 29 | 14,5 | 14,5 | 43,0 | |
| 3 | 44 | 22,0 | 22,0 | 65,0 | |
| 4 | 14 | 7,0 | 7,0 | 72,0 | |
| 5 | 14 | 7,0 | 7,0 | 79,0 | |
| 6 | 14 | 7,0 | 7,0 | 86,0 | |
| 7 | 14 | 7,0 | 7,0 | 93,0 | |
| 10 | 14 | 7,0 | 7,0 | 100,0 | |
| Итого | 200 | 100,0 | 100,0 | ||
| Ценность работы | |||||
|
| Частота | Процент | Валидный процент | Накопленный процент | |
| Валидные | 1 | 15 | 7,5 | 7,5 | 7,5 |
| 2 | 85 | 42,5 | 42,5 | 50,0 | |
| 3 | 30 | 15,0 | 15,0 | 65,0 | |
| 5 | 14 | 7,0 | 7,0 | 72,0 | |
| 7 | 14 | 7,0 | 7,0 | 79,0 | |
| 8 | 14 | 7,0 | 7,0 | 86,0 | |
| 10 | 28 | 14,0 | 14,0 | 100,0 | |
| Итого | 200 | 100,0 | 100,0 | ||
| Ценность материального положения | |||||
|
| Частота | Процент | Валидный процент | Накопленный процент | |
| Валидные | 1 | 72 | 36,0 | 36,0 | 36,0 |
| 2 | 28 | 14,0 | 14,0 | 50,0 | |
| 3 | 44 | 22,0 | 22,0 | 72,0 | |
| 6 | 14 | 7,0 | 7,0 | 79,0 | |
| 8 | 14 | 7,0 | 7,0 | 86,0 | |
| 10 | 28 | 14,0 | 14,0 | 100,0 | |
| Итого | 200 | 100,0 | 100,0 | ||
| Ценность друзей | |||||
|
| Частота | Процент | Валидный процент | Накопленный процент | |
| Валидные | 1 | 44 | 22,0 | 22,0 | 22,0 |
| 2 | 72 | 36,0 | 36,0 | 58,0 | |
| 3 | 14 | 7,0 | 7,0 | 65,0 | |
| 4 | 14 | 7,0 | 7,0 | 72,0 | |
| 6 | 14 | 7,0 | 7,0 | 79,0 | |
| 9 | 14 | 7,0 | 7,0 | 86,0 | |
| 10 | 28 | 14,0 | 14,0 | 100,0 | |
| Итого | 200 | 100,0 | 100,0 | ||
| Ценность свободы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Частота | Процент | Валидный процент | Накопленный процент | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Валидные | 1 | 57 | 28,5 | 28,5 | 28,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | 44 | 22,0 | 22,0 | 50,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | 15 | 7,5 | 7,5 | 58,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4 | 14 | 7,0 | 7,0 | 65,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 8 | 42 | 21,0 | 21,0 | 86,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 9 | 14 | 7,0 | 7,0 | 93,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10 | 14 | 7,0 | 7,0 | 100,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Итого | 200 | 100,0 | 100,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценность познания и творчества
Валидные
Приложение 3






