Личность как объект управления

 

1. Личность - понятие социальное, она возникает в результа­те культурного и социального развития индивида. Личность можно определить в следующих словах: личность - это объект и продукт общественных отношений, активный субъект дея­тельности, общения, сознания и самосознания.

Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выбор, возникающий в силу внутрен­ней необходимости, оценивать последствия принятого решения и отвечать за него. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть собственным поведени­ем. Особенная личность в силу своего опыта, знаний, убежде­ний, характера и темперамента называется индивидуальностью.

2. Основными факторами, характеризующими личность и ее поведение, являются следующие:

• природные свойства индивида, его индивидуально-пси­хологические особенности (прежде всего активность и эмо­циональность, выражающие себя в темпераменте, харак­тере, способностях);

• система потребностей мотивов, интересов;

• система управления личностью, ее «я-образ» или «я-концепция».

Знание руководителем возможной реакции индивида исхо­дя из его темперамента (холерик, флегматик, меланхолик, сан­гвиник), характера, способностей, позволяет опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные, использовать характеристические черты (трудолюбие, аккурат­ность и др.) и способности к определенному виду деятельности.

Потребности личности во многом определяют успех заня­тий, в частности, бизнесом. Само проявление интереса к бизне­су, работа в нем являются реакцией индивида на потребность в удовлетворении своих социальных потребностей (преуспеть, за­няться общественно значимым делом и т. д.). Знание истинных мотивов поведения работника поможет руководителю сохранить в коллективе хорошего специалиста. Не менее значимым для успешной деятельности специалиста и управления им является знание его интересов.

Суть третьего компонента, определяющего поведение лич­ности («я-образ»), состоит в осознании человеком своей индиви­дуальности, неповторимости, своего «я». Данное понятие вклю­чает представление личности о себе, своих интересах, склонно­стях, самоуважение, уверенность в себе. Его практический смысл состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром строятся исходя из видения своего «я». Человек строит свои от­ношения с окружающим миром в соответствии с набором пред­ставлений о себе, делает самооценку и дает оценку другим лю­дям. В ряде случаев он может игнорировать объективную ин­формацию, если она не соответствует его видению, и соглашаться с ошибочными, ложными представлениями. При завышенной самооценке всякое замечание будет восприниматься как оскорб­ление, при заниженной самооценке человека мучают пережива­ния, сомнения. Личность с идеализированным «я» всегда жаж­дет признания, поощрения. Все это должен иметь в виду руко­водитель в своей работе с персоналом.

Личность не может находиться вне общества, коллектива, группы, она реализуется, утверждается в группе. Процесс адап­тации индивида к социальной среде называется социализацией личности.

 

Коллектив и его структура

 

1. Группа - это два или большее число людей, которые всту­пают в такое взаимодействие, когда каждое лицо оказывает вли­яние на других лиц и одновременно находится под влиянием этих лиц. Группа - это семья, друзья, группа студентов, отдел в организации, где человек работает, и т. д. Группы бывают постоянные и временные, большие и малые, условные и реаль­ные, и т. д.

Организацию можно рассматривать как объединение мно­жества различных групп. Группу характеризуют взаимодействие ее членов, наличие цели, организационного начала и эмоцио­нальных отношений, выработка групповой культуры. Однако из всех видов групп выделяется тип группы, которая обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп, - это общественно значимая цель деятельности, дисциплина, нали­чие органов управления и руководства. Такую группу называют в социологии рабочей группой, а в управлении персоналом - коллективом.

2. Руководство организации, формируя структурные подраз­деления управления и производства, создает рабочие группы (коллективы). Такие группы называют формальными, в основе их лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели, они безличны, т. е. рассчитаны на индивидов, отноше­ния между которыми устанавливаются по заранее составленной программе.

Обычно человек по своей природе - социально контактен. Если нет живого контакта с другими личностями, возникает чувство неудовлетворенности. Формальная организация, по су­ществу, ограничивает контакт между людьми, что заставляет работников искать их в неформальных структурах (группах, организациях). Неформальные структуры коллектива создают­ся по воле самих работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений, достижения какой-либо цели. Некото­рые неформальные группы могут спонтанно образоваться на чувстве недовольства руководителем. Обычно в коллективе людей тянет к тем, кто может удовлетворить их потребность в принадлежности к группе, компетентности, защите, уважении.

В масштабе общества, в зависимости от идейной и нрав­ственной направленности, стиля поведения, неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

• просоциальные - социально-положительные организа­ции (экологической защиты, спасение памятников куль­туры, клубные любительские объединения и др.);

• асоциальные - организации, стоящие в стороне от соци­альных проблем;

• антисоциальные - организации, объединяющие самую неблагополучную часть общества, создающиеся на базе крайних взглядов и устремлений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: