1. Личность - понятие социальное, она возникает в результате культурного и социального развития индивида. Личность можно определить в следующих словах: личность - это объект и продукт общественных отношений, активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.
Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и отвечать за него. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть собственным поведением. Особенная личность в силу своего опыта, знаний, убеждений, характера и темперамента называется индивидуальностью.
2. Основными факторами, характеризующими личность и ее поведение, являются следующие:
• природные свойства индивида, его индивидуально-психологические особенности (прежде всего активность и эмоциональность, выражающие себя в темпераменте, характере, способностях);
• система потребностей мотивов, интересов;
|
|
• система управления личностью, ее «я-образ» или «я-концепция».
Знание руководителем возможной реакции индивида исходя из его темперамента (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник), характера, способностей, позволяет опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные, использовать характеристические черты (трудолюбие, аккуратность и др.) и способности к определенному виду деятельности.
Потребности личности во многом определяют успех занятий, в частности, бизнесом. Само проявление интереса к бизнесу, работа в нем являются реакцией индивида на потребность в удовлетворении своих социальных потребностей (преуспеть, заняться общественно значимым делом и т. д.). Знание истинных мотивов поведения работника поможет руководителю сохранить в коллективе хорошего специалиста. Не менее значимым для успешной деятельности специалиста и управления им является знание его интересов.
Суть третьего компонента, определяющего поведение личности («я-образ»), состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «я». Данное понятие включает представление личности о себе, своих интересах, склонностях, самоуважение, уверенность в себе. Его практический смысл состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром строятся исходя из видения своего «я». Человек строит свои отношения с окружающим миром в соответствии с набором представлений о себе, делает самооценку и дает оценку другим людям. В ряде случаев он может игнорировать объективную информацию, если она не соответствует его видению, и соглашаться с ошибочными, ложными представлениями. При завышенной самооценке всякое замечание будет восприниматься как оскорбление, при заниженной самооценке человека мучают переживания, сомнения. Личность с идеализированным «я» всегда жаждет признания, поощрения. Все это должен иметь в виду руководитель в своей работе с персоналом.
|
|
Личность не может находиться вне общества, коллектива, группы, она реализуется, утверждается в группе. Процесс адаптации индивида к социальной среде называется социализацией личности.
Коллектив и его структура
1. Группа - это два или большее число людей, которые вступают в такое взаимодействие, когда каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно находится под влиянием этих лиц. Группа - это семья, друзья, группа студентов, отдел в организации, где человек работает, и т. д. Группы бывают постоянные и временные, большие и малые, условные и реальные, и т. д.
Организацию можно рассматривать как объединение множества различных групп. Группу характеризуют взаимодействие ее членов, наличие цели, организационного начала и эмоциональных отношений, выработка групповой культуры. Однако из всех видов групп выделяется тип группы, которая обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп, - это общественно значимая цель деятельности, дисциплина, наличие органов управления и руководства. Такую группу называют в социологии рабочей группой, а в управлении персоналом - коллективом.
2. Руководство организации, формируя структурные подразделения управления и производства, создает рабочие группы (коллективы). Такие группы называют формальными, в основе их лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели, они безличны, т. е. рассчитаны на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по заранее составленной программе.
Обычно человек по своей природе - социально контактен. Если нет живого контакта с другими личностями, возникает чувство неудовлетворенности. Формальная организация, по существу, ограничивает контакт между людьми, что заставляет работников искать их в неформальных структурах (группах, организациях). Неформальные структуры коллектива создаются по воле самих работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений, достижения какой-либо цели. Некоторые неформальные группы могут спонтанно образоваться на чувстве недовольства руководителем. Обычно в коллективе людей тянет к тем, кто может удовлетворить их потребность в принадлежности к группе, компетентности, защите, уважении.
В масштабе общества, в зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения, неформальные организации можно классифицировать по трем группам:
• просоциальные - социально-положительные организации (экологической защиты, спасение памятников культуры, клубные любительские объединения и др.);
• асоциальные - организации, стоящие в стороне от социальных проблем;
• антисоциальные - организации, объединяющие самую неблагополучную часть общества, создающиеся на базе крайних взглядов и устремлений.