1. В идеале считается, что руководитель (менеджер) должен управлять конфликтами, а не только разрешать (устранять) их.
Управление конфликтом заключается в изменении конфликтной ситуации, а при необходимости ее ликвидации (разрешении). Решающим признаком разрешения конфликта является аннулирование инцидента, т. е. предмета, цели, объекта конфликта. Управление конфликтом - это также разъединение оппонентов или перестройка внутриконфликтных отношений.
2. Действия руководителя являются главным средством разрешения конфликтов в трудовых коллективах. Для разрешения конфликта руководитель должен уметь:
• объективно оценить сложившуюся ситуацию, и если это действительно так, признать наличие конфликта. Признание наличия конфликта снимет многие отрицательные моменты - недомолвки между работниками, закулисные действия, приблизит конфликт к его разрешению;
• отличить повод конфликта от его предмета - непосредственной причины, которая часто объективно или субъективно маскируется;
• определить вид конфликта, его стадию, выявить предмет конфликта, цели основных участников (оппонентов) конфликта;
• установить, в какой мере предмет разногласий касается организации производства, труда и управления, а в какой - особенностей деловых и личностных отношений конфликтующих сторон;
• выяснить субъективные мотивы вступления людей в конфликт.
Чтобы управлять конфликтами, руководителю нужно хорошо знать своих подчиненных, их жизнь, взгляды, интересы, запросы, что позволит точнее предвидеть возможный результат конфликта, выбрать наиболее эффективные способы воздействия на ход конфликта.
Руководитель не должен устраняться от конфликта в коллективе. Иначе может наступить такая ситуация, когда эмоциональное напряжение, сопровождающее конфликт, резко усилится, связь с причиной конфликта исчезнет, а целью конфликта будет лишь стремление одного оппонента доказать свое превосходство над другими. С этого момента руководитель теряет возможность управлять конфликтом, контролировать ситуацию.
На стадии конфликтной ситуации, когда еще нет жестких связей между предконфдиктной ситуацией и непосредственно инцидентом, у руководителя есть возможность направить конфликт в деловое русло: изменить характер отдельных элементов конфликта в направлении ликвидации инцидента, разъединить оппонентов, выявить и устранить свои собственные ошибки в восприятии и анализе причин конфликта.
Общие понятия коммуникации
1. Под коммуникацией понимают обмен информацией между двумя и более людьми. Поэтому коммуникации называют связующими процессами. Эффективным менеджером является тот управленец, который из общего потока коммуникации умеет быстро отбирать информацию, полезную для процесса управления.
Выделяются четыре базовых элемента коммуникации: отправитель информации; сообщение - содержание информации; канал передачи информации; получатель - адресат информации.
В процессе передачи информации от отправителя к получателю сообщение может быть искажено или даже полностью утрачено.
2. Обмен информацией впроцессе коммуникации осуществляется в несколько этапов:
• формирование идеи сообщения;
• выбор канала и кодирование сообщения;
• передача сообщения;
• декодирование сообщения.
В процессе декодирования производится превращение символов отправителя в мысли получателя, который реагирует на сообщение соответствующим образом. Для подтверждения получения сообщения получатель в порядке обратной связи направляет отправителю адекватную информацию. Обратная связь позволяет понять, в какой мере было правильно понято и воспринято исходное сообщение.
3. Коммуникации делятся на две большие группы:
• между организацией и внешней средой;
• внутри организации.
К первой группе относятся средства массовой информации, потребитель, органы государственного регулирования, надзор за качеством, налоговая служба, поставщики, политические партии и т. п. Ряд коммуникаций внутри организации в виде обсуждений, решений, контактов между людьми являются следствием внешней коммуникации.
Ко второй группе относятся коммуникации между подразделениями по вертикали и по горизонтали; коммуникации внутри подразделений по уровням производства и управления; межличностные контакты, как формальные, так и неформальные.
Особо следует выделить коммуникации руководитель-подчиненный, руководитель-группа подчиненных.
Руководитель, реализуя решения среди подчиненных, должен уметь управлять возникающими при этом реакциями. Они заключаются либо в поддержке его решений, либо в проявлении противоречий. Считается, что полная поддержка решений руководителя - это серьезный симптом о неблагополучии в организации, подразделении.