Основные вопросы темы

1. Латинская терминология по теме занятия.

2. Капли как лекарственная форма. Достоинства и недостатки. Классификация.

3. Технология капель (водные и неводные). Проверка доз ядовитых и сильнодействующих веществ в каплях.

4. Особенности технологии водных и неводных капель, отличие от технологии водных растворов.

5. Оценка качества неводных растворов и капель.

К началу практического занятия студенты должны:

1. Изучить и законспектировать:

а) статью ГФ Х «Капли»

б) приказ № 232 от 19.03.2015 г., раздел «Санитарные требования при изготовлении нестерильных лекарственных форм», приложение № 5 «Технологический процесс обработки аптечной посуды»;

   в) приказ № 405 28.05.2015 г.

2. Изучить особенности технологии капель.

3. Выписать рецепт, произвести расчеты, описать физико-химические свойства ингредиентов, технологию с теоретическим обоснованием следующих прописей:

1.   1  5о          9. 9  8о

2.    2 15          10. 10 13

3.    3 14о        11. 1о 90

4.    4  2о          12. 2о 14

5.    5  1о          13. 3о 11

6.    6  14о        14.    4о 15

7.    7  3о          15.     11 60

8.    8  12о          16 12 70

 

Примечание: номера рецептов смотрите на стр. 102-104 «Руководства к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм», под редакцией Т.С. Кондратьевой. 

Задание 2. Приготовить согласно заданию лекарственные формы, оценить качество и оформить к отпуску.

Задание № 3. В дневнике произвести оценку качества, приготовленные лек. формы и дневник сдать преподавателю.

5. Методы обучения и преподавания: лабораторная работа, решение задач.

6. Литература: 1-20 (из силлабуса по ТЛФ)

Контроль (вопросы, тесты)

1. Какова характеристика капель как лекарственной формы? Как их классифицируют?

2. Какие достоинства и недостатки характерны для капель как лекарственной форме?

3. Как проверить дозы ядовитых и сильнодействующих веществ в каплях? Примеры.

4. Каковы особенности технологии капель водных растворов?

5. Какова особенность приготовления капель – растворов лекарственных веществ в смеси настоек и других препаратов?

6. Каковы допустимые отклонения в объеме (в мл)?

7. Какие основные показатели качества капель?

 



Тестовые задания

1. Особенность технологии водных капель

A) растворение лекарственных веществ проводят в половинном обьеме   

прописанного количества растворителя

B) приготовление из концентрированных растворов

C) приготовление в асептических условиях

D) приготовление в отпускном флаконе

E) предварительное растирание лекарственных веществ в ступке

2. Дана пропись: раствора морфина г/х 2%-10 мл. По 10 капель 3 раза в день. ВРД и ВСД

препарата соответственно

A) 0,01 и 0,03

B) 0,2 и 0,6

C) 0,001 и 0,003

D) 0,1 и 0,3

E)1,0 и 3,0

3. Последовательность технологии капель: раствора эфедрина гидрохлорида 2%-10 мл.

по 10 капель 3 раза в день

A) воды очищенной 5 мл, эфедрина гидрохлорида 0,2, воды очищенной 5 мл

B) воды очищенной 10 мл, эфедрина гидрохлорида 0,2

C) эфедрина гидрохлорида 0,2, воды очищенной 10 мл

D) эфедрина гидрохлорида 0,2, воды очищенной до 10мл

E) воды очищенной 2 мл, эфедрина гидрохлорида 0,2, воды очищенной 7,8 мл

 

 

 

1. Тема: Растворы высокомолекулярных соединений. Особенности их технологии. Оценка качества.

2. Цель: Научиться готовить растворы высокомолекулярных соединений. Оценивать их качества на основании теоретических положений, свойств лекарственных и вспомогательных веществ и в соответствии с требованиями нормативной документации.

Задачи обучения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- свойства ВМС, теоретические положения приготовления растворов;

- требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, хранению и отпуску растворов ВМС из аптек.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- рассчитывать количество воды и лекарственных веществ;

- выбрать и обосновать оптимальную технологии растворов ВМС по индивидуальным прописям;

- готовить растворы ВМС с последовательным выполнением основных технологических операций: отвешивание, отмеривание, растворение, нагревание системы, процеживание;

- выбирать фильтрующий материал с учетом свойств ВМС;

- оценивать качество приготовленных растворов;

- Приказ МЗ РК № 227 от 16.04.2015 г. «Об утверждении Правил маркировки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».

Основные вопросы темы

1. Латинская терминология по теме занятия.

2. Коллоидные растворы. Определение. Характеристика и свойства.

3. Коллоидные растворы. Классификация. 

4. Особенности технологии коллоидных растворов. Оценка качества.

Задание 1.

Ознакомиться с лекционным, учебным материалом, нормативной документацией, относящиеся к данной теме. Самостоятельно решать вопрос приготовления растворов ВМС.

В дневнике по форме описать технологию приготовления растворов по индивидуальным рецептам стр. 110-112. «Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм»

1.    2 5                     8. 3  6      

2.    3 4о            9. 2  5о             

3.    3о 7                     10. 2       7о    

4.     2     5о          11. 1о 5      

5.    12о 6о                12. 2о     6      

6.    1о 7            13. 3  4      

7.    2о 4о                   14. 1  4      

Примечание: номера рецептов на стр. 95-96 «Руководства к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм» под редакцией Т.С. Кондратьевой. 

Задание 3. Приготовить согласно заданию лекарственные формы, оценить качество и оформить к отпуску.

Задание 4. В дневнике произвести оценку качества, приготовленные лек. формы и дневник сдать преподавателю.

5. Методы обучения и преподавания: решение ситуационных задач,лабораторная работа.

6. Литература: 1-20 (из силлабуса по ТЛФ)

Контроль (вопросы, задачи и тесты)

1. Какова классификация и характеристика ВМС применяемых в технологии лекарственных форм?

2. Каковы особенности технологии неограниченно набухающих ВМС?

3. Каковы особенности технологии ограниченно набухающих ВМС?

4. В чем заключаются особенность приготовление раствора пепсина?

5. Какова особенность приготовления раствора желатина, крахмала.

6. Как вводятся в растворы ВМС электролиты, этанол?

7. Каковы условия хранения растворов ВМС?

8. Укупорка и оформления растворов высокомолекулярных соединений к отпуску. 

9. Оценка качества растворов ВМС.  

Ситуационная задача

В каких лекарственных формах может быть выписан крахмал? Какие функции может выполнять крахмал в лекарственной форме? Каковы особенности введения крахмала в различные лекарственные формы?

Тестовые ЗАДАния

1. К ограничено набухающим ВМС относятся:

    A) желатин

    B) ихтиол

    C) протаргол

    D) колларгол

    E) пепсин

2. Правильный контрольный паспорт для прописи: раствора крахмала 100,0

    A) крахмала 2, холодной воды 8, горячей воды 90

    B) крахмала 1, холодной воды 9, горячей воды 90

    C) крахмала 10, холодной воды 20, горячей воды 70

    D) крахмала 20, холодной воды 40, горячей воды 40

    E) крахмала 20, холодной воды 20, горячей воды 60

3. К неограниченно набухающим ВМС относятся:

    A) пепсин

    B) ихтиол

    C) крахмал 

    D) колларгол

    E) желатин

4. Раствор пепсина фильтруют через:

    A) стеклянный фильтр

    B) фильтровальную бумагу

    C) марлю

    D) ватно-марлевый тампон

    E) пергаментную бумагу

5. Порядок смешивания при приготовлении раствора пепсина:

    A) вода-кислота хлористоводородная-пепсин

    B) кислота хлористоводородная-вода-пепсин

    C) вода-пепсин-кислота хлористоводородная

D) кислота хлористоводородная-пепсин-вода

    E) пепсин-кислота хлористоводородная-вода

6. Водные растворы высокомолекулярных веществ, как системы дисперсные,

представляют собой:

    A) истинные растворы

    B) эмульсии

    C) суспензии

D) комбинированные системы

    E) настои

7. Процесс набухания высокомолекулярного вещества при изготовлении раствора

зависит от:

A) формы макромолекул и их пространственной конфигурации,

      температуры

    B) способа получения воды очищенной

    C) природы стабилизатора

D) способности к десорбции  

    E) химической природы растворителя

8. Предупредительной этикеткой “Перед употреблением подогреть” снабжают

растворы:

    A) желатина

    B) пепсина

    C) крахмала

D) экстрактов

    E) камедей

9. Адсорбция макромолекул пепсина за счет сил электростатического притяжения возможна при фильтрации раствора через:

    A) фильтровальную бумагу

    B) ватный тампон

    C) стеклянный фильтр

D) друк-фильтр

    E) нутч-фильтр

 

 Тема2: Суспензии внутреннего и наружного применения. Оценка качества суспензий.

2. Цель: Научиться готовить суспензии конденсационным методом, оценивать их качество в соответствии с требованиями нормативной документации.

Задачи обучения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- теоретические основы приготовления суспензий;

- требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества и отпуску суспензий из аптек.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- готовить суспензии конденсационным методом с последовательным выполнением основных технологических операций;

- оценивать качество суспензии;

- упаковать, укупоривать и оформлять лекарственную форму к отпуску;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: