Основные вопросы темы

1. Латинская терминология по теме занятия.

2. Растворение как диффузионно-кинетических процесс.

3. Окислительно-восстановительные реакции. Их типы и направления. Пути предотвращения окисления.

4. Комплексообразование. Его роль фармацевтической технологии комплексных соединений.

5. Растворители, применяемые при приготовлении растворов для инъекций.

6. Способы стерилизации.

7. Стабилизация растворов солей слабых оснований и сильных кислот, солей сильных оснований и слабых кислот.

8. Фильтрующие материалы и аппараты, применяемые для фильтрования растворов для инъекций.

9. Оценка качества растворов для инъекций.

Задание 1. Изучить и законспектировать статьи ГФ Х, Х1 и ГФ РК «Лекарственные формы для инъекций», «Стерилизация», «Вода для инъекций», «Испытание на пирогенность», приказ МЗ РК № 373 от 22.05.2015 г.

Задание 2. В дневнике выписать рецепт, перевести на латинский язык, произвести расчет, описать контрольный паспорт, описать технологии с теоретическим обоснованием следующих прописей:

1.            1  60                             8.            5  80     

2.            2  50                             9.            3  9      

3.            3  70                             10.          60 50

4.            4  10                             11.          110 7      

5.            5  20                             12.          1  8      

6.            30 6                               13.          30     7

7.            7  40                             14.          4  6      

15          10 14                                 16           17 21

Рецепты выписать из «Руководства к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарств», под ред. Т.С. Кондратьевой, М., 1986 г., стр. 208-212.

Задание 3. Приготовить согласно заданию лекарственные формы, оценить качество и оформить к отпуску.

Задание № 4. В дневнике произвести оценку качества, приготовленные лек. формы и дневник сдать преподавателю.

5. Методы обучения и преподавания: лабораторная работа, решение задач, деловые игры.

6. Литература: 1-20 (из силлабуса по ТЛФ)

Контроль (вопросы, задачи и пр.)

1. Какие требования предъявляются к растворам для инъекций?

2. Каким образом создаются асептические условия изготовления растворов для инъекций? В чем значение асептики для обеспечения стерильности и апирогенности растворов для инъекций?

3.  Какие растворители применяются для приготовления растворов для инъекций?

4. С помощью каких аппаратов получают воду для инъекций? Каковы условия ее хранения и требования к контролю качества?

5. В чем заключается предварительная обработка флаконов, пробок, вспомогательных материалов и каково ее значения для обеспечения качества растворов для инъекций?

6. В чем заключается механизм стабилизации растворов для инъекций солей слабых оснований и слабых кислот, солей сильных оснований и слабых кислот.

7. Какие фильтрующие материалы и аппараты применяются для фильтрования растворов для инъекций? На каких стадиях технологии растворов для инъекций проверяются отсутствие механических включений?

8. Как оценивается качество растворов для инъекций?

Ситуационная задача и деловая игра

1. Возьми: Раствора новокаина 5% 10 мл

Простерилизуй!

                Дай. Обозначь. Для спинномозговой анестезии

Студент приготовил раствор новокаина с добавлением кислоты хлороводородной и простерилизовал его при 100°С в течение 30 мин. Каковы Ваши соображения о правильности способа приготовления?

2. Возьми: Раствора кофеина-бензоата натрия 10% 30 мл

                Простерилизуй!

                Дай. Обозначь. По 1 мл 2 раза в день под кожу.

Фармацевт приготовил раствор кофеина-бензоата натрия с добавлением кислоты хлороводородной и простерилизовал его при 100°С в течение 45 мин. Фармацевт-технолог произвел контроль качества готового препарата согласно НД.Решить предложить ситуационную задачу, моделирующую профессиональную деятельность провизора-технолога и фармацевта при изготовлении лекарственного препарата; дать заключение о качестве приготовления; указать НД; зарегистрировать результаты контроля в соответствующих журналах; выступить перед аудиторией с обсуждением ситуационной задачи, изготовленного фармацевтом.

Тестовые задания

1. 5%-100 мл раствор глюкозы для инъекций стабилизируют раствором Вейбеля в объеме

    A) 5 мл

    B) 10 мл

    C) 25 мл

    D) 20 мл

    E) 100 мл

 2. В растворах для инъекций хлористоводородную кислоту не применяют для

    A) снижения уровня углекислоты в растворе

    B) подавления процесса гидролиза соли

C) нейтрализации щелочности, обусловленной стеклом

D) создания рН, замедляющего окислительного процессы

    E) подавления омыления сложноэфирной группировки

3. Раствор новокаина для инъекций стабилизируют раствором

A) кислоты хлористоводородной

    B) натрия гидроксида

C) Вейбеля

    D) натрия сульфита

    E) натрия тиосульфата

4. Раствор кислоты аскорбиновой для инъекций стабилизируют раствором

    A) натрия сульфита

    B) натрия гидроксида

C) Вейбеля

    D) кислоты хлористоводородной

    E) натрия тиосульфата

5. Раствор глюкозы для инъекций стабилизируют раствором

    A) Вейбеля

    B) натрия гидроксида

C) натрия сульфита

    D) кислоты хлороводородной

    E) натрия тиосульфата

6. Раствор кофеина натрия бензоата для инъекций стабилизируют раствором

    A) натрия гидроксида

    B) Вейбеля

C) натрия сульфита

    D) кислоты хлороводородной

    E) натрия тиосульфата

7. Натрия гидроксид или натрия гидрокарбонат применяют для стабилизации

инъекционных растворов солей

    A) сильных оснований и слабых кислот

    B) сильных кислот и слабых оснований

C) легко окисляющихся

    D) термолабильных

    E) слабых кислот и слабых оснований

8. Кислоту хлористоводородную применяют для стабилизации инъекционных растворов

солей

    A) сильных кислот и слабых оснований

    B) сильных оснований и слабых кислот

C) легко окисляющихся

    D) термолабильных

    E) слабых кислот и слабых оснований

 


1. Тема2: Технология растворов с легкоокисляющими и термолабильными веществами. 

 

2. Цель: Научиться готовить инъекционные растворы с легкоокисляющими и термолабильными веществами.

 


Задачи обучения

студент ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- требования, предъявляемые к инъекционным лекарственным формам и способы их обеспечения;

- способы стерилизации, устройства и правила эксплуатации автоклава;

- требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, хранению, оформлению к отпуску инъекционных растворов со стабилизаторами;

- последовательность выполнения операции при приготовлении инъекционных растворов со стабилизаторами.

студент ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- рассчитывать количество лекарственных веществ и воды для инъекций:

- зная свойства входящих в пропись ингредиентов, выбирать и обосновать оптимальную технологию инъекционных растворов;

- проводить основные технологические операции: отвешивание, отмеривание, растворение, фильтрация, стерилизация;

- оценивать качество инъекционных растворов со стабилизаторами;

- оформлять лекарственную форму к отпуску.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: